Совершенствование организации управления запасами в системе складской логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:02, дипломная работа

Описание работы

Тема управления запасами со второй половины 1920-х годов XX в. постоянно вызывает практический интерес. До начала развития профессиональной логистики в 1970-х годах в этой сфере деятельности были детально проработаны ставшие классическими методики управления запасами. Прежде всего, эти разработки велись в сугубо математическом плане. В частности, теория управления запасами, как известно - отрасль математики. Именно благодаря этой науке современный менеджмент имеет описанную логику движения запаса и возможность моделирования состояния запаса.

Файлы: 1 файл

- ДИПЛОМ -.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Снижение запасов позволяет  снизить потери, вызванные риском хищений, пожаров, стихийных бедствий.

Оценка стоимости риска в денежной форме может производиться:

  • через расходы на страхование;
  • через тарифы и ставки страховых компаний.

Как известно, лучшая защита от хищений — отсутствие продукции. Очевидно, что потери, вызванные риском хищений, пожаров, стихийных бедствий, прямо пропорциональны размеру запасов.

Основные  причины создания запасов (положительная  роль запасов).

Содержание запасов всегда сопряжено с затратами, однако предприниматели  вынуждены их создавать, так как  отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли. 

Рассмотрим основные причины, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

Увеличение запасов ведет к увеличению возможности немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

  • на производственном предприятии — произвести заказанный товар;
  • на торговом предприятии — закупить заказанный товар;
  • и на производственном, и на торговом предприятиях — выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя. Таким образом, снижение запаса может привести к потерям в результате снижения продаж.

Увеличение  запасов ведет к снижению затрат, связанных с размещением заказов.

Увеличение запасов ведет к  уменьшению числа заказов, так как заказы размещаются реже, но становятся более крупными. Уменьшение числа заказов, в свою очередь, ведет к снижению затрат, связанных с их размещением.

Каждый заказ, направленный поставщику, сопряжен с определенными затратами. Необходимо принять решение о  направлении заказа, затем оформить заказ, провести соответствующие платежи, проконтролировать соблюдение поставщиком условий договора по данному заказу, принять товар, возможно, предъявить претензию по факту выполнения заказа. Приведенный перечень работ, который не является полным, свидетельствует, что увеличение числа заказов повышает трудозатраты сотрудников отдела снабжения, склада, бухгалтерии, а также других подразделений предприятия. Повышение трудозатрат влечет за собой увеличение числа сотрудников с соответствующим ростом заработной платы. Увеличивается потребность в площадях офисных помещений и в их оснащении, что также повышает затраты. Увеличиваются расход бумаги, затраты на телефонные звонки и электронные сообщения. Перечень видов затрат, возрастающих при увеличении числа заказов, может быть продолжен.

Таким образом, снижение запаса ведет  к увеличению затрат, связанных с  размещением заказов.

 

Увеличение запасов  ведет к снижению затрат, связанных с доставкой продукции.

Увеличение размера доставляемой партии товара в ряде случаев позволяет  переходить с малотоннажного автомобильного транспорта на крупнотоннажный или на железнодорожный, что, в свою очередь, сокращает суммарные транспортные затраты в единицу времени. Например, предприятием оптовой торговли установлен план продаж ксероксной бумаги в размере 16 000 упаковок в месяц. Доставка может осуществляться вагоном — один вагон в месяц, либо автомобилем — два автомобиля в месяц. Использование вагона позволяет сэкономить на доставке, но в два раза увеличивает средний запас на складе.

Таким образом, снижение запаса может  привести к увеличению транспортных расходов.

Увеличение запасов (сбытовых) позволяет снижать затраты, связанные с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в сбытовом запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.

Таким образом, снижение сбытового  запаса за счет сокращения размера производимой партии изделий увеличивает затраты на их производство.

Увеличение запасов  увеличивает способность предприятия  выдерживать нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). Речь идет о страховом запасе, который создается для того, чтобы в случае задержки поставок не остановился производственный или торговый процесс.

Таким образом, снижение запаса ведет  к увеличению риска потерь от остановки  производства или от отсутствия товара в торговле.

Увеличение запасов увеличивает способность предприятия выдерживать колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). Речь также идет о страховом запасе. Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно предугадать. Поэтому, если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т. е. предприниматель рискует остаться без товара в момент предъявления спроса и отпустить клиента с деньгами и без покупки.

Создание запасов  необходимо в связи с сезонным характером производства или потребления некоторых видов товаров, а также с сезонным характером транспортировки.

Сезонный характер производства, например, имеет продукция сельского хозяйства. Так, урожай картофеля в России убирается  в начале осени. Потоки же этого корнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где-то должен накапливаться запас.

Примером сезонного характера  потребления могут служить школьные товары, спрос на которые в конце августа резко возрастает. Запасы школьных тетрадей в товаропроводящих системах, в связи с этим, могут накапливаться уже с января.

В России транспортировка имеет  выраженный сезонный характер в районах Крайнего Севера. Созданный в этом регионе летом товарный запас на протяжении большей части года является практически единственным источником покрытия товарооборота для торговых организаций.

Увеличение запасов позволяет получать прибыль, играя на разнице в рыночных ценах, т. е. за счет спекуляции. Цена на некоторые товары на рынке может возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов. Допустим, имея стабильные продажи по 400 единиц товара в месяц, предприятие оптовой торговли закупало товар у поставщика партиями по 200 единиц (один раз в две недели). Следующая партия завозилась после полного расхода предыдущей. Средний запас, очевидно, был равен 100 единиц. Однажды поставщик предложил, а предприятие согласилось закупать и завозить товар партиями по 1200 единиц при условии предоставления существенной скидки с цены. Запас при этом возрос до 600 единиц.

Снижение запаса в этом случае ведет  к потере скидок поставщика.

Увеличение запасов позволяет снизить потери от простоев производства, возникающих по причине отсутствия запасных частей. Планово-предупредительный ремонт оборудования, как правило, осуществляется по графикам, в соответствии с которыми заготавливаются необходимые запасные части. Однако помимо планового ремонта могут возникать аварии и непредвиденные поломки оборудования. Отсутствие запасов деталей в этой ситуации приведет к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

Таким образом, снижение запаса запасных частей увеличивает риск потерь от остановки производства.

Увеличение запасов позволяет упростить управление производственным или торговым процессом. Создание запасов как в производстве, так и в торговле позволяет снизить требования к степени согласованности в цепи производственных участков или между звеньями товародвижения и, соответственно, снизить издержки на организацию управления этими объектами.

Перечисленные причины свидетельствуют  о том, что предприниматели как  в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так  как в противном случае возникают  потери и затраты уменьшающие  прибыль. Однако увеличение запасов ведет к росту других видов затрат, что также уменьшает прибыль.

Уровень запасов на предприятии  должен подбираться таким, чтобы  суммарные затраты и потери по всем статьям были бы минимальны, т. е. прибыль максимальна.

 

1.2. Процесс управления запасами.

 

1.2.1.Процедура разработки алгоритма управления запасами.

 

Для того чтобы запас мог обеспечивать имеющуюся потребность, необходима реализация процесса управления запасами. Под управлением запасами понимается деятельность, направленная на обеспечение требуемого уровня запаса. Процесс управления запасами требует наличия алгоритма управления запасами. Процедура разработки такого алгоритма включает несколько этапов:

  1. определение объема потребности в запасе;
  2. определение состава статей затрат, связанных с созданием и поддержанием запаса;
  3. расчет оптимального размера заказа, пополняющего запас;
  4. согласование условий пополнения запаса;
  5. проектирование алгоритма управления запасами.

 

1) Определение объема потребности в запасе позволяет определить предполагаемые характеристики выходящего материального потока. В работах по определению потребности в запасе могут принимать участие (в зависимости от отрасли деятельности) отделы маркетинга, продаж (или коммерческий), производственные подразделения (или планово-экономические отделы, обслуживающие производство), отделы логистики, информационных технологий (или бизнес-аналитики).

2) Определение состава статей затрат, связанных с запасами, является основой принятия решений по управлению запасами. Затраты, связанные с запасами, представляют собой основной критерий оптимизации уровня запаса. В работе по согласованию состава статей затрат, организации их учета и использованию величин затрат в управлении запасами принимают участие планово-экономический отдел, отдел управленческого учета, бухгалтерия, отделы логистики, информационных технологий (или бизнес-аналитики).

3) Расчет оптимального размера заказа, пополняющего запас, позволяет предварительно определить характеристики входящего материального потока. Учитывая, что исходной информацией работы с запасом являются характеристики потребления, формирование характеристик входящего потока представляет собой главный инструмент манипуляции с запасом. Определение оптимального размера заказа — фактически основная возможность оптимизации уровня запаса. Расчет оптимального размера заказа проводится отделом логистики при участии транспортного отдела, складского хозяйства, производственных подразделений, отдела информационных технологий.

4) Согласование условий пополнения запаса проводится с представителями поставляющего звена (поставщиком) на основе результатов расчета оптимального размера заказа, проведенного на предыдущем этапе разработки алгоритма управления запасом. Такое согласование проводится в рамках переговоров с поставщиком и предполагает учет позиции и интересов поставщика. Результат четвертого этапа, как правило, приводит к определению характеристик входящего материального потока, отличных от рассчитанных на третьем этапе. В работе по этому этапу участвуют отдел закупок, отдел логистики, юридический отдел, финансовый отдел.

К началу пятого этапа у разработчика алгоритма управления запасом имеются  определенные характеристики выходящего материального потока (результат первого этапа) и входящего материального потока (результат четвертого этапа). Запас формируется в результате расхождения этих характеристик. Пятый этап разработки алгоритма управления запасами обеспечивает формирование алгоритма, который позволит поддерживать созданный запас на оптимальном (для организации, содержащей запас) уровне. Разработку алгоритма управления запасами ведут отдел логистики или специалисты отдела (группы) бизнес-аналитики.

 

В основе оптимизации уровня запаса лежит расчет размера заказа. который  может обеспечить оптимальный уровень  запаса при обслуживании потребности  на заданном уровне.

Формула расчета оптимального размера  заказа была разработана в 1915 г. и  с тех пор претерпела не принципиальные, но многообразные переработки, вызванные  развитием условий и возможностей бизнеса. в настоящее время можно  встретить разнообразные названия таких формул:

- EOQ;

- экономичный размер заказа;

- модель (или формула) Вильсона;

- формула Харриса, Кампа и  др.

Формула Вильсона – наиболее известный  и широко применяемый метод расчета  размера заказа.

Q* =                                                                              (1.12)

 

1.2.2. Основные модели управления запасами.

 

При описании движения запаса используют две оси переменных: объем запаса и время.

Изменение объема запаса во времени  — основная проблема обеспечения  потребности в запасе данного  места хранения. Необходимо содержать запас в таком объеме, чтобы, невзирая на особенности реализации пополнения и потребления запаса, он всегда был достаточен для обслуживания потребления на заданном уровне. Ранее отмечалось, что запас формируется под воздействием входящего и выходящего материальных потоков. Не имея возможности напрямую влиять на характеристики потребности в запасе, специалисты по управлению запасами используют возможности влиять на характеристики поставки. При этом главными вопросами являются объем заказа и момент, когда следует заказать товарно-материальные ценности для восполнения запаса.

Информация о работе Совершенствование организации управления запасами в системе складской логистики