Региональные распределительные центры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:19, доклад

Описание работы

Актуальность использования распределительных центров диктуется нынешними условиями и состоянием рынка логистических услуг. Разработка оптимальных схем перевозок (оптимальных логистических цепочек) является предметом транспортной логистики. Вопрос о создании логистических центров – систем, которые осуществляли бы планирование и организацию рациональной доставки грузов, контроль выполнения согласованного графика перевозки и предоставление соответствующей информации грузовладельцам – назрел.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 68.63 Кб (Скачать файл)

Министерство путей сообщения  в этот период эксплуатировало более 400 относительно крупных грузовых терминалов всех видов: крытые склады для хранения и переработки мелкопартионных  грузов, контейнерные площадки, площадки для переработки сыпучих и  тяжеловесных грузов.

Рыночные реформы в  России заставили транспортников решительным  образом изменить свое отношение  к терминалам. Наиболее важным симптомом  стал рост доли мелких отправок в грузопотоках, перевозимых автомобильным транспортом. Если в 1981 этот показатель составлял  для АТОП 1,5% от общего количества отправлений, то уже в 1988 году - 10,1%, а к 1992 году превысил 15% (данные исследований НИИАТ). Одновременно происходило быстрое  увеличение объемов контейнерных перевозок, которые за десять последних лет  возросли более, чем в 3 раза.

В этих условиях потребность  в грузоперерабатывающих терминалах резко возросла. По имеющимся оценкам, существующая база для перевозок  мелкопартионных грузов и контейнеров  в междугородном сообщении удовлетворяет  на сегодняшний день не более 30% потребности.

Естественно, что транспортные и экспедиционные предприятия, располагающие  терминалами, оказались в весьма выгодном положении. Приватизация и  разгосударствление практически исключили  государство из сферы управления использованием терминалов (кроме предприятий  МПС, не подлежащих приватизации, и  крупных терминальных комплексов в  портах), поэтому владельцы используют имеющиеся мощности по своему усмотрению. Характерной тенденцией является сдача  складских площадей терминалов в  аренду торговым и посредническим компаниям  для краткосрочного и среднесрочного хранения их товаров. При сложившейся  на сегодняшний день конъюнктуре  простая сдача склада в аренду нередко оказывается более выгодной для владельца терминала, чем  использование его в транспортном бизнесе.

Министерство транспорта России отдает себе ясный отчет в  том, что развитие терминалов является необходимым условием формирования в стране современной транспортной инфраструктуры. Поэтому одной из первых программ, разработанных Министерством, стала Государственная инновационная  программа, направленная на развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики, - программа "Российская система транспортно-экспедиционного  обслуживания "Терминал".

В основе программы лежит  комплекс мер по ускоренному созданию. расширению и реконструкции терминалов, перевалочных и складских комплексов, элементов контейнерной системы, других сооружений транспортно-распределительной инфраструктуры. Программой предусматривается параллельное решение следующих задач:

* терминализации магистральных  перевозок по основным направлениям  грузопотоков всех видов транспорта;

* технического переоснащения  главных транспортных узлов экономических  регионов;

* создания внутирирегиональных  ( местных) терминальных систем;

* создания системы обеспечения  терминалов и складов различного  назначения современными высокоэффективными  средствами грузопереработки и  информатики.

Для реализации программы  предусматривалось привлечение  финансовых ресурсов из наиболее заинтересованных в реализации программы отраслей экономики, а также зарубежных инвестиций. Первоначальные государственные капиталовложения должны были составить не более одного процента всех финансовых средств, привлеченных к осуществлению программы. Для  инвесторов и других участников программы  предусматривался ряд финансовых льгот - частичное освобождение от налогов, предоставление кредитов на льготных условиях и т.д.

Реализацию программы "Терминал" намечалось осуществлять в несколько  этапов.

На первом этапе предусматривалось  проведение комплекса прединвестиционных и предпроектных исследований и разработок и формирование инновационной системы (фонды, корпорации, другие коммерческие структуры), а также создание необходимой правовой базы для стимулирования реализации программы.

На втором этапе за счет первичных целевых инвестиций должна была быть реализована серия пилот-проектов терминальной системы, а также начато строительство новых и реконструкция существующих терминалов и других объектов транспортно-экспедиционной инфраструктуры, финансируемое вновь созданными в рамках программы инвестиционными структурами с участием иностранных инвесторов. Одновременно предполагалось развернуть работы по развитию специализированных систем связи и информационных систем.

На третьем этапе предусматривалось  развернутое сооружение терминалов различного назначения, в основном, за счет средств коммерческих структур и постепенное объединение объектов терминальной системы в единый транспортно-логистический  комплекс.

Планировалось, что в результате осуществления программы "Терминал" будет сооружено и реконструировано в общей сложности порядка 3 тыс. терминальных объектов различного назначения. При этом предусматривалось строительство 73 новых крупных автомобильных  терминалов, а также 58 мультимодальных  терминальных комплексов, обеспечивающих взаимодействие автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

В Министерстве транспорта было создано подразделение, координирующее на данном этапе реализацию программы "Терминал". Однако практическая реализация программы встретилась  с рядом серьезных трудностей.

В результате проведения Правительством России жесткой бюджетной политики стартовое государственное финансирование программы осуществлено не было. Не удалось закрепить законодательно и большинство льгот, предусмотренных  авторами программы для инвесторов и других участников программы. Не оправдалась и надежда на заинтересованность нетранспортных инвесторов. Высокие темпы инфляции и быстрое развитие товарных рынков делают финансирование торговых операций более привлекательным, чем капиталовложения в строительство терминалов.

Таким образом, реализация программы "сверху", то есть в рамках единого  плана, контролируемого Министерством  транспорта и при государственной  поддержке, по сути, так и не началась.

Вместе с тем, интенсивное  развитие получил процесс создания терминальной системы "снизу". В последние 5-7 лет наблюдается повышенная активность в сооружении терминалов различного назначения крупными государственными и негосударственными предприятиями, заинтересованными в создании собственных эффективных систем производственной логистики. Особенно быстрыми темпами строят собственные терминалы компании, ориентирующиеся на международное сотрудничество, а также фирмы, созданные с иностранным участием.

Постоянно наращивают мощность своих терминалов и наиболее крупные  российские международные перевозчики  и экспедиторы. При этом четко  проявилась тенденция не к строительству  новых терминалов "с нуля", а  к до-оборудованию и использованию на условиях аренды или совместной эксплуатации высвобождающихся (в основном - в секторе промышленного производства) складских сооружений.

Несомненно, строительство  терминалов силами предпринимателей, транспортников и местных властей  будет продолжаться во все более  широких масштабах - к этому ведет  логика развития товарных и транспортных рынков. Исключительно важно, чтобы  федеральное Министерство транспорта возглавило этот процесс, скоординировало  усилия его участников и добилось реальной государственной поддержки  в реализации соответствующих проектов и региональных программ

Одной из первых региональных программ, направленных на создание терминальной системы грузодвижения, явилась  программа "Московская региональная система комплексного транпортно-экспедиционного  обслуживания "Терминал-Москва", разработанная во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 10 августа 1992 г. N1971-РП.

Программа "Терминал-Москва" предусматривала поэтапное создание вокруг Москвы на территории лесопаркового  пояса сети грузоперерабатывающих  терминалов и мультимодальных терминальных комплексов для обслуживания потребностей в грузопереработке и грузонакоплении, а также в сервисных услугах как городской агломерации, так и Московского региона в целом.

Программа включала и комплекс мероприятий по организации мест отстоя прибывающего в город большегрузного автотранспорта и созданию автомобильных  терминалов со сферой обслуживания, осуществляющихся во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26 августа 1993 г. N1500 - РП, Постановления Правительства  Москвы от 16 сентября 1993 г. N864, а также  Распоряжения Мэра Москвы от 25 ноября 1993 г. N681-PM.

С целью упорядочивания процесса грузодвижения, ограничения въезда на территорию г. Москвы большегрузного транспорта были созданы акционерные общества "Московская транспортная компания" и "Терминал - Москва" для привлечения на коммерческой основе инвестиций, в том числе -зарубежных, и ускорения строительства терминалов и площадок для отстоя большегрузного автотранспорта с блоками сервисного обслуживания клиентуры и перевозчиков.

Несмотря на предпринятые со стороны Департамента транспорта и связи Правительства Москвы усилия, практическая реализация Программы "Терминал-Москва", так же как  и Российской Программы "Терминал", встретила ряд сложностей.

Прежде всего, так как  терминалы предполагалось строить  в основном за пределами Московской городской агломерации, потребовалось  согласование их размещения с Администрацией Московской области.

Одновременно в 1993 г. "Мособлавтотранс" разработал программу "Терминал" в -Московской области как составную часть федеральной целевой программы "Российская система транспортно-экспедиционного о6служивания ("Терминал").

Учитывая единство региональной транспортной системы, общность социально-экономической  структуры .Москвы и Московской области, а также во избежание распыленности инвестиций, нерационального использования земельных ресурсов, в целях снижения затрат на создание объектов терминальной инфраструктуры и достижения общесистемного эффекта, Правительством Москвы, Администрацией Московской области и Министерством транспорта Российской Федерации было принято решение о разработке единой Программы - "Система транспортно-экспедиционного обслуживания Московского региона ("Московский терминал")". Она была разработана с привлечением ведущих специалистов из научно-исследовательских и проектных организаций Москвы и Московской области и получила полное одобрение в 1996 г. на заседании специально созданного при Министерстве транспорта РФ Координационного Совета по разработке и реализации Программы "Московский терминал".

К сожалению, и Программу "Московский терминал", несмотря на большой интерес, проявленный  к ней со стороны представителей научных организаций, управленческих структур, финансовых институтов и  предпринимателей различного уровня, а также широкий резонанс, который  получила Программа в России и  за рубежом (неоднократно представлялась на международных выставках и  форумах и освещалась в отечественной  и зарубежной прессе), в силу ряда причин объективного и субъективного  характера постигла та же судьба, что и предыдущие программы создания терминальных систем организации комплексного транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в Российской Федерации и ее регионах. Она так и не получила официального статуса государственной или региональной целевой программы, но тем не менее не потеряла своего значения и реализуется "снизу" в основном коммерческими структурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Интермодальные технологии организации смешанных перевозок грузов по международным транспортным коридорам

В условиях глобализации экономики, создания крупных транснациональных  корпораций и интеграции транспорта ряда государств в мировую транспортную систему идет интенсивный процесс  формирования международных транспортных коридоров (МТК), обеспечивающих ускоренное продвижение крупных товароматериальных потоков между различными странами и континентами на основе внедрения  современных логистических технологий доставки грузов, таких как организация  интермодальных перевозок грузов, основанных на реализации интегральной концепции  логистики и создании интегрированных  транспортно-технологических систем.

В соответствии с определением группы экспертов комитета по транспорту ЕЭК ООН, под МТК понимается часть  национальной или международной  транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между  отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов  транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий  осуществления этих перевозок.

Организация МТК ставит своей  целью унификацию национальных законодательств, гармонизацию транспортных систем Востока  и Запада, создание международной  транспортной инфраструктуры, имеющей  единые технические параметры и  обеспечивающей применение единой технологии перевозок как основы создания глобальных логистических систем и интеграции национальных транспортных систем в  мировую транспортную систему.

Информация о работе Региональные распределительные центры