Логистика запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучение проблемы эффективного управления запасами, как элементом оборотных активов предприятия, изучение функций логистики запасов.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………….………………….…. (стр. 3)
II. Понятие и причины создания товарно-материальных запасов. Три группы целей логистики запасов: минимизация затрат на образование запасов; достижение высокого уровня готовности к отпуску материалов в производстве, товаров – к отгрузке и выполнению заказов клиента; минимизация затрат на логистическую сферу. …………………………………...... (стр. 4-7)
2.1. Понятие и причины создания товарно-материальных запасов. …………………………………………………………………..…. (стр. 4-6)
2.2. Цели логистики запасов.………………………..………….…….…. (стр. 6-7)
III. Функции логистики запасов: учет запасов, планирование, финансовое обеспечение, контроль, оперативное регулирование и анализ. Классификация и контроль запасов по методу ABC. ……………………………….… (стр. 8-14)
3.1. Функции логистики запасов. ……………..………………….…. (стр. 8-12)
3.2. Классификация и контроль запасов по методу АВС. (стр. 12-14)
IV. Тестовые задания «Закупочная логистика». ….. (стр. 15-18)
V. Заключение. ……………………………………………….…….…….………. (стр. 19)
VI. Список литературы. ………………………….………………………. (стр. 20)

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

- политику поставщиков в отношении поставок материальных ценностей;

- допустимые пределы,  в которых могут колебаться  запасы;

- возможность и объем  закупок сверх нормальных потребностей  в условиях повышения цен или  дефицита материальных ценностей;

- опасность устаревания  и порчи материальных ценностей.

Анализ состояния и динамики оборачиваемости запасов на предприятии.

Оборачиваемость запасов = Себестоимость продаж / Средняя величина запасов.

При этом:

Средняя величина запасов = (Остатки запасов на начало года + Остатки запасов на конец года ) / 2

При анализе сроков и размеров закупок необходимо предварительно обосновать приемлемые для организации значения следующих показателей:

- Объем товарных запасов (измеряться в натуральном и стоимостном выражении). На практике определяют три вида данного показателя:

1. минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов;

2. максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов;

3. резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.

Задачей анализа при этом является обеспечение минимальных затрат на создание запасов при обеспечении бесперебойного функционирования.

В анализе закупок запасов материальных ценностей должны учитываться две противоположные тенденции: расходы по приобретению большего объема ресурсов в расчете на единицу запасов сокращаются, тогда как расходы по хранению, а также риски устаревания и ухудшения качества растущих запасов увеличиваются.

 

3.2. Классификация и контроль запасов по методу АВС.

 

АВС-анализ является одним  из основных методов оптимизации  материального потока, который может использоваться не только в снабжении, но и для анализа товарного ассортимента, покупателей, объемов продаж.

В АВС-анализе используются параметры:

- количество и стоимость  приобретаемых ресурсов с детализацией  по отдельным группам, позициям и поставщикам;

- количество и стоимость  израсходованных ресурсов по  отдельным позициям и группам;

- цена закупаемых товаров;

- количество счетов, выставленных  поставщиками, и размеры оплаты  по этим счетам;

- общее количество  поставщиков и размеры их оборота;

- количество и стоимость  отдельных закупаемых материалов  и сырья, а также их удельный вес в сумме издержек по закупкам.

Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки и финансовых результатов.

По АВС-анализу все  ресурсы (поставщики) делятся на три группы:

А - немногочисленные, но важнейшие материалы, товары (поставщики), на которые тратится 75-80% средств. В категорию "А" включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Тщательно определяются размеры, сроки и точки заказов, величина затрат на оформление заказов, транспортировку и хранение, устанавливается строгий контроль уровня запасов по данным позициям. Запасы этой группы контролируются еженедельно. Составляют лишь 10-20% от общего количества находящейся на складе продукции.

Правила для номенклатурных позиций класса А:

• частая оценка прогноза и метода прогнозирования. Любой  построенный прогноз несет некоторую  ошибку. Чем дороже и дефицитнее номенклатурная позиция, тем дороже обходятся эти ошибки. Внимательное отношение к методам построения прогнозов потребности в номенклатурных позициях, мониторинг точности реализации уже построенных прогнозов;

• частый подсчет запасов с жесткими допусками. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в информационной системе, от данных согласно проведенному подсчету (текущая инвентаризация). При отклоненим от жесткого допуска выясненяются его причины. Имеет смысл раз в год или раз в полгода проводить и традиционную полную инвентаризацию;

• ежедневное обновление информации данных о запасах;

• частое рассмотрение требований спроса, размеров партий, страхового запаса. Необходимо тщательное отслеживание всех параметров планирования, выявление  реальных потребностей в номенклатурных позициях.

В - материалы, товары, которые являются второстепенными. На приобретение группы В тратится 20% средств. В категорию "В" включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Определяются экономичные размеры партий, момент выдачи повторного заказа. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц. Составляют 30-40% от общего количества находящейся на складе продукции.

Осуществляется обычный  контроль и сбор информации о запасах, что позволяет своевременно обнаружить и скорректировать нежелательные  отклонения в запасах. Для номенклатурных позиций класса В применяются  те же меры, что и для номенклатурных позиций класса А, но реже и с большими приемлемыми допусками.

С - составляет значительную часть номенклатуры всех используемых ресурсов, но эти материалы недороги, и на них тратится 5% средств. В категорию "С" включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Поставки планируются в общем объеме на 1 год, регистрируются пополнения запасов, но учет их уровня не ведется. Проверка наличия запасов производится методом инвентаризации один раз в год. Составляют 40-50% от общего количества находящейся на складе продукции.

Изделия группы С нуждаются  в самом обыкновенном контроле - периодическая проверка уровней запаса. К ним относятся инструменты, несложное оборудование, запасные части.

Правила для номенклатурных позиций класса С:

• изделия всегда должны быть в наличии (основное правило). Запасов  изделий класса С может быть больше, чем нужно, но не должно быть меньше, чем необходимо;

• простая фиксация данных или отсутствие фиксации данных в базе данных;

• большие размеры  заказов и большой страховой  запас. Экономия на подготовительных издержках;

• хранение на территориях, доступных для персонала, использующего  эти номенклатурные позиции в производственном процессе;

• нечастый подсчет запасов с большими приемлемыми допусками (например, взвешивание вместо подсчета).

АВС-метод контролирует только наиболее важные виды ТМЗ (категории А и В) - экономится время, ресурсы и повышаетсяь эффективность управления.

Основная задача: своевременное размещение заказов на пополнение запасов, вовлечение в оборот излишне сформированных их видов.

При проведении объемно  – стоимостного анализа вся номенклатура запасов делится на группы А, В  и С. Группа А объединяет наиболее активные в стоимостном выражении виды запасов, В – запасы средней активности и С – запасы с наиболее низким уровнем рублевой активности.

Оптимальный объем запасов:

· для позиций высокого спроса (группа А) – формируют максимальный страховой запас для покрытия любых колебаний спроса;

· для позиций постоянного  спроса (группа В) – формируют умеренный  страховой запас;

· для позиций нерегулярного  спроса (группа С) – низкий или нулевой  уровень страховых запасов.

Зачастую имеет смысл  проведения не только АВС, но и XYZ классификации.

 

 

 

IV. Тестовые задания «Закупочная логистика».

 

Задание № 1. Достоинствами применения традиционного метода закупок являются:  

а) сокращение оборотных  средств предприятия;

б) гарантия бесперебойной  работы предприятия;

в) возможность работы одновременно с несколькими поставщиками;

г) высокое качество и  точность по количественным показателям  поставляемых товаров;

д) возможность закупки  крупных партий продукции по оптовым  ценам.

Ответ: б, в, д.

Организация-потребитель  получает максимально возможное  количество необходимых материалов от нескольких поставщиков – гарантия бесперебойной поставки; возможность работы с поставщиком, который реализует продукцию оптом по минимальным ценам.

 

Задание № 2. Достоинствами применения метода закупок «точно в срок» являются:

a) сокращение оборотных средств предприятия;

б) гарантия бесперебойной  работы предприятия;

в) возможность работы одновременно с несколькими поставщиками;

г) высокое качество и точность по количественным показателям поставляемых товаров:

д) возможность закупки  крупных партий продукции по оптовым  ценам.

Ответ: а, г.

Лишен всех недостатков  традиционной системы; минимизация  издержек на производство конечной продукции, связанных с поставкой в производственный процесс сырья; высокое качество и точность по количественным показателям поставляемых товаров, что обеспечивает надежность долгосрочных контрактов с одним поставщиком, который отвечает за качество и сроки поставок товаров.

 

Задание № 3. Чем необходимо располагать при планировании закупок независимо от того, какой метод планирования применяется?

а) хорошими знаниями статистики;

б) богатым опытом работы в данной сфере;

в) аналитической информацией  за последние несколько лет (месяцев).

Ответ: в.

Какие материалы  требуются, их количество и время, когда  они понадобятся, определяют, используя  различные методы. Следует указать, что все они требуют информацию о том, как использовались аналогичные  материалы в прошлом.

 

Задание № 4. Применение какого метода закупок экономически целесообразно для овощного комбината, обеспечивающей потребности г. Минска на 30%?

а) регулярные закупки  мелкими партиями в течение определенного  времени с оформлением документации на всю поставку;

б) ежедневные (еженедельные, ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям;

в) закупка товара по мере необходимости;

г) закупка товара одной (несколькими) оптовой партией на весь сезон реализации;

д) закупка товаров с немедленной сдачей или заказ товаров по необходимости.

Ответ: г.

Закупка товара одной партией на определенный период (1 год) – предполагает крупнооптовые  закупки.

 

Задание № 5. В каких из перечисленных ниже случаев целесообразно проведение тендера?

а) сельскохозяйственный производственный кооператив «Октябрь» планирует строительство двух ферм на 400 голов крупного рогатого скота каждая;

б) крупное автотранспортное предприятие по междугородним грузоперевозкам  приобретает седельный тягач  с полуприцепом;

в) экспериментальный  завод закупает оборудование по осуществлению плазменной резки стоимостью 220 млн. р.:

г) кондитерская фабрика  осуществляет поиск постоянного  поставщика мукомольной продукции.

Ответ: а, в, г.

Конкурсные  торги (тендеры) – широко используемая в индустриально развитых странах  форма поиска и налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.

Конкурсные  торги выгодны как поставщику, так и потребителю.

 

Задание № 6. Какие два оценочных критерия при выборе поставщика имеют, как правило, для потребителя первостепенное значение?

а) сроки выполнения текущих  и экстренных заказов;

б) кредитоспособность и  финансовое положение поставщика;

в) стоимость продукции  или услуг;

г) удаленность поставщика от потребителя;

д) качество обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.

Ответ: в, д.

Количество  критериев выбора поставщика может доходить до нескольких десятков. К трем основным критериям относят: стоимость приобретения продукции или услуг; качество продукции или услуг; надежность обслуживания.

 

Задание № 7. Какой оценочный критерий при выборе поставщика имеет первостепенное значение для оптовой торговой организации?

а) сроки выполнения текущих  и экстренных заказов;

б) кредитоспособность и  финансовое положение поставщика;

в) стоимость продукции  или услуг;

г) удаленность поставщика от потребителя;

д) качество обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.

Ответ: в.

При выборе одного или несколько поставщиков из множества потребители используют два основных критерия: 1 – стоимость  продукции или услуг; 2 – качество обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.

 

Задание № 8. Какой оценочный критерий при выборе поставщика имеет первостепенное значение для производственной организации, располагающей складскими помещениями незначительной площади?

а) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

Информация о работе Логистика запасов