Контрольная работа по метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Физическая величина, которой по определению присвоено числовое значение, равное единице, называется единицей физической величины.
Разные единицы одной и той же величины отличаются друг от друга своим размером. Так, размер килограмма в тысячу раз больше размера грамма, размер минуты в шестьдесят раз больше размера секунды. Единицу физической величины можно выбрать произвольно, независимо от других единиц. Например, единица длины - метр, единица массы килограмм, единица температуры - градус и т.д.

Файлы: 6 файлов

3,1 ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.doc

— 354.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3-Физ величины.doc

— 348.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3.2-ЭТАЛОНЫ ЕДИНИЦ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.doc

— 349.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4-Закон.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 
"О защите прав потребителей" 
(с изменениями от 2 июня 1993 г.) 
 
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребите- 
лями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобрете- 
ние товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жиз- 
ни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их 
изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, госу- 
дарственную и общественную защиту их интересов, объединение в обществен- 
ные организации потребителей, а также определяет механизм реализации 
этих прав. 
Основные понятия, применяемые в настоящем Законе: 
потребитель - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий 
либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы,услуги) 
для личных бытовых нужд; 
изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин- 
предприниматель, производящие товары для реализации; 
исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражда- 
нин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги; 
продавец - предприятие, организация, учреждение или 
гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи; 
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, 
строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии 
с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные тре- 
бования к качеству товаров (работ, услуг); 
обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то ор- 
ганом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям 
стандарта; 
недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обя- 
зательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъ- 
являемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), пре- 
доставленной изготовителем (исполнителем, продавцом); 
существенный недостаток - недостаток, который делает невозможным 
или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с 
его целевым назначением, либо не может быть устранен в отношении данного 
потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и 
времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено до- 
говором, либо проявляется вновь после его устранения. 
 
Раздел I 
Общие положения 
 
Статья 1. Законодательство о защите прав потребителей. 
1. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей 
состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных за- 
конодательных актов Российской Федерации. 
 
2. Правительство Российской Федерации вправе регулировать отношения 
по защите прав потребителей только в случаях, предусмотренных законода- 
тельными актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации 
не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать нормативные акты 
по защите прав потребителей. 
3. При регулировании отношений по защите прав потребителей законо- 
дательством республик в составе Российской Федерации нормы этого законо- 
дательства не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии 
их защиты, установленные настоящим Законом. 
 
Статья 2. Применение законодательства о защите прав потребителей 
одной республики в составе Российской Федерации на территории другой 
республики в составе Российской Федерации. 
1. Законодательство о защите прав потребителей одной республики в 
составе Российской Федерации применяется на территории другой республики 
в составе Российской Федерации согласно следующим правилам: 
к отношениям, возникающим при причинении потребителям вреда и при 
осуществлении их права на безопасность жизни и здоровья, применяется за- 
кон места рассмотрения спора, а по ходатайству потребителя - закон места 
причинения вреда; 
к отношениям, основывающимся на иных предусмотренных законодатель- 
ством правах потребителей, применяется закон места приобретения товаров 
(работ, услуг), если иное не предусмотрено соглашением между потребите- 
лем и продавцом (исполнителем). 
2. Если межреспубликанским соглашением предусмотрены иные правила 
применения законодательства одной республики в составе Российской Феде- 
рации на территории другой республики в составе Российской Федерации, 
применяются правила межреспубликанского соглашения. 
 
Статья 3. Международные договоры 
Если международным договором Российской Федерации установлены иные 
правила о защите прав потребителей, применяются правила международного 
договора. 
Статья 4. Качество товара (работы, услуги) 
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю то- 
вар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответс- 
твующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям дого- 
вора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах 
(работах, услугах), предоставленной продавцом (изготовителем, исполните- 
лем). 
 
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использо- 
вания товара (результатов выполненной работы) по назначению в течение 
срока их службы, установленного им самим или по соглашению с потребите- 
лем, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет. 
Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического 
обслуживания товара в течение всего срока его производства, а после сня- 
тия товара с производства - в течение сроков, указанных в части второй 
настоящей статьи. 
 
Статья 5. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) 
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при 
обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке бы- 
ли безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не при- 
чиняли вреда его имуществу. В стандартах устанавливаются обязательные 
требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья 
потребителя, окружающей среды, а также предотвращающие причинение вреда 
имуществу потребителя. По отдельным группам товаров (видам работ, услуг) 
указанные требования устанавливаются законодательными актами Российской 
Федерации. 
В случае, если отсутствуют стандарты, содержащие обязательные тре- 
бования, предъявляемые к товарам (работам, услугам), использование кото- 
рых может причинить вред жизни, здоровью потребителей, окружающей среде, 
а также имуществу потребителей, соответствующие органы государственного 
управления обязаны незамедлительно обеспечить разработку и введение в 
действие таких стандартов, а при необходимости приостановить реализацию 
товаров (выполнение работ, оказание услуг) изготовителем (исполнителем, 
продавцом). 
 
2. На товары (результаты работ), использование которых по истечении 
определенного срока представляет опасность для жизни, здоровья потреби- 
телей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей, 
должны устанавливаться сроки службы (годности). 
Потребитель должен быть предупрежден о сроке службы (годности) то- 
вара (результата работы), необходимых действиях по его истечении и воз- 
можных последствиях при невыполнении указанных действий. 
3. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность това- 
ров (работ, услуг) в течение установленного срока их службы (годности), 
а если срок службы не установлен - в течение десяти лет. 
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения данного требо- 
вания, подлежат возмещению в соответствии со статьей 12 настоящего Зако- 
на. 
4. Если для безопасного использования товаров (работ, услуг), их 
хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специальных 
правил, изготовитель (исполнитель) обязан разработать такие правила, а 
продавец (исполнитель) - довести их до сведения потребителя. 
 
5. Товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах или 
стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопас- 
ности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предот- 
вращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечи- 
вающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной 
сертификации в установленном порядке. 
Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и ока- 
зание услуг без сертификата, подтверждающего соответствие товаров (ра- 
бот, услуг) указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, запреща- 
ется. Основанием для разрешения ввоза товаров на территорию Российской 
Федерации является представленный в таможенные органы сертификат, выдан- 
ный или признанный уполномоченным на то органом. 
Ответственность за нарушение требований по безопасности товаров 
(работ, услуг), предусмотренных настоящим пунктом, а также за необосно- 
ванную выдачу сертификата определяется пунктом 2 статьи 41 настоящего 
Закона. 
6. Если установлено, что при соблюдении потребителем правил исполь- 
зования, хранения либо транспортировки товаров (результатов работ) они 
причиняют или могут причинить вред его жизни, здоровью, окружающей среде 
и имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан не- 
замедлительно приостановить их производство (реализацию) до устранения 
причин вреда, а в необходимых случаях - принять меры по изъятию их из 
оборота и отзыву от потребителей. 
Если причины, наносящие вред, устранить невозможно, изготовитель 
(исполнитель) обязан снять такие товары (работы, услуги) с производства. 
При невыполнении изготовителем (исполнителем) этих обязанностей снятие 
товаров (работ, услуг) с производства, изъятие из оборота и отзыв их от 
потребителей производятся по предписанию органов государственного управ- 
ления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ,услуг). 
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров (резуль- 
татов работ), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном 
объеме. 
 
Статья 6. Право потребителя на информацию 
Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполни- 
теля) предоставления необходимой и достоверной информации о его предпри- 
ятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и режиме его работы. 
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до 
сведения потребителей при заключении договоров о реализации товаров (вы- 
полнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах 
обслуживания. 
 
Статья 7. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) 
1. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя наименование 
своего предприятия и его местонахождение. Указанная информация должна 
содержаться в производственной марке либо представляться иным способом в 
соответствии с действующим законодательством. 
 
2. Торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслужи- 
вания обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их 
деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, и информации о 
режиме работы. Предприятия обязаны на вывеске указывать их юридический 
адрес (местонахождение их собственника). 
Торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслужива- 
ния обязаны информировать потребителей о применяемых ими правилах реали- 
зации товаров (выполнения работ, оказания услуг). 
3. Правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, применяются 
при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания во вре- 
менных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если 
торговля и обслуживание производятся вне постоянного места нахождения 
торгового предприятия, предприятия бытового и иных видов обслуживания. 
 
Статья 8. Информация о товарах (работах, услугах) 
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предос- 
тавлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (ра- 
ботах, услугах), обеспечивающую возможность их компетентного выбора. По 
отдельным видам товаров (работ,услуг) перечень и способы доведения ин- 
формации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Феде- 
рации и Советами Министров республик в составе Российской Федерации. 
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке 
должна содержать: 
наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны 
соответствовать товары (работы, услуги); 
перечень основных потребительских свойств товаров (работ, услуг), а 
в отношении продуктов питания - состав (включая перечень использованных 
в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), 
вес и объем содержимого, калорийность, содержание вредных для здоровья 
веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и противопо- 
казания к применению при отдельных видах заболеваний; 
 
цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); 
гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя); 
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров 
(работ, услуг); 
срок службы (годности) товаров (результатов работ) и сведения о не- 
обходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных 
последствиях при невыполнении указанных действий; 
адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятий, уполно- 
моченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя, 
а также производящих ремонт и техническое обслуживание. 
В отношении товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной серти- 
фикации, потребителю должна предоставляться информация об их сертифика- 
ции. 
По товарам (работам, услугам), которые при определенных условиях 
могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, изготови- 
тель (исполнитель, продавец) обязан довести до его сведения информацию о 
видах и возможных последствиях их воздействия. 
На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с те- 
чением времени (продукты питания,парфюмерно-косметические товары, меди- 
каменты, изделия бытовой химии и прочие), должен указываться срок год- 
ности. 
В отношении работ (услуг) потребителю должна предоставляться 
информация о правилах их выполнения (оказания). 
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводит- 
ся до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к 
товарам (результатам работ, услуг), на этикетке, а также маркировкой, 
указанием даты изготовления или иным способом, принятым для отдельных 
видов товаров (работ, услуг) или в отдельных сферах обслуживания. На 
упаковке должна содержаться та же информация, что и на товаре. Продукты 
питания, упакованные или расфасованные в Российской Федерации, должны 
быть снабжены информацией о месте их происхождения. 
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, дол- 
жен предоставить информацию о регистрации и наименовании органа, его за- 
регистрировавшего, а также о стандарте, обязательные требования которого 
распространяются на реализуемые им товары (работы, услуги), и сведения 
об их сертификации. 
 
Статья 9. Режим работы продавца (исполнителя) 
Потребитель имеет право требовать, чтобы режим работы продавца (ис- 
полнителя) соответствовал им объявленному. 
Государственным (муниципальным) предприятиям торговли, бытового и 
иных видов обслуживания режим работы устанавливается по решению органов 
местной администрации. 
Режим работы предприятий торговли, бытового и иных видов обслужива- 
ния, основанных на иных формах собственности, определяется собственни- 
ком. 
За нарушение режима работы государственного (муниципального) предп- 
риятия торговли, бытового и иных видов обслуживания виновные должностные 
лица несут ответственность, установленную законодательством Российской 
Федерации и республик в составе Российской Федерации. 
 
Статья 10. Ответственность за ненадлежащую информацию 
1. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной инфор- 
мации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, про- 
давце) повлекло: 
приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми 
потребителю свойствами, - он вправе расторгнуть договор и потребовать 
возмещения причиненных ему убытков; 
невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) 
по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления в разумно 
короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок 
не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потре- 
бовать возмещения причиненных ему убытков; 
причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он впра- 
ве предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предус- 
мотренные статьей 12 настоящего Закона, а также потребовать возмещения 
убытков, причиненных природным объектам, находящимся во владении потре- 
бителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным 
законом или договором. 
2. В случае систематического нарушения положений статей 7,8 и 9 
настоящего Закона изготовитель (исполнитель, продавец) по предписанию 
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной поли- 
тике и поддержке новых экономических структур и его территориальных ор- 
ганов может быть ликвидирован в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации. 
3. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, 
причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре 
(работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у 
потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках. 
 
Статья 11. Ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей) 
1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполни- 
тель) несет ответственность, предусмотренную настоящим Законом. Законо- 
дательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федера- 
ции или договором между потребителем и продавцом (исполнителем) может 
предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, 
за которые настоящим Законом ответственность не установлена, а также оп- 
ределяться более высокий размер ответственности. 
2. Убытки, причиненные потребителю вследствие недостатков товара 
(работы, услуги), подлежат возмещению сверх неустойки, установленной 
настоящим Законом. 
3. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца 
(изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него настоящим 
Законом обязанностей перед потребителем. 
4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответс- 
твенности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, ус- 
тановленных настоящим Законом, если докажет, что неисполнение или 
ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также 
по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. 
5. Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной нас- 
тоящим Законом, иными актами законодательства о правах потребителей или 
договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполните- 
лем) в добровольном порядке. 
6. При удовлетворении требований потребителя (общественных органи- 
заций потребителей), установленных настоящим Законом, суд вправе вынести 
решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего 
права потребителей, в соответствующий бюджет штрафа в размере цены иска 
за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потреби- 
теля. 
 
Статья 12. Имущественная ответственность за вред, причиненный 
вследствие недостатков товара (работы, услуги) 
1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя 
вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недос- 
татков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, ес- 
ли законодательными актами Российской Федерации, республик в составе 
Российской Федерации не предусмотрен более высокий размер ответственнос- 
ти. 
2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недос- 
татков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим 
потребителем, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с 
исполнителем (продавцом) или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или 
имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение установленного сро- 
ка службы (годности), а если срок службы не установлен - в течение деся- 
ти лет с момента изготовления товара (принятия работы, услуги). 
3. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся в 
течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены 
- в течение сроков, установленных в пункте 1 статьи 18 и в пункте 2 ста- 
тьи 30 настоящего Закона, или иного, более длительного срока, установле- 
нного договором, подлежит возмещению продавцом или изготовителем. 
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся по ис- 
течении гарантийного срока, полежит возмещению изготовителем. 
Вред, причиненный вследствие недостатков работы (услуги), подлежит 
возмещению исполнителем. 
4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причи- 
ненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием 
материалов, оборудования, приборов, инструментов и иных средств, необхо- 
димых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), неза- 
висимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их 
особые свойства или нет. 
5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответс- 
твенности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы 
или нарушения потребителем правил пользования или хранения. 
 
Статья 13. Возмещение морального вреда 
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изго- 
товителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законода- 
тельством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем 
вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, 
если иное не предусмотрено законодательными актами. 
 
Статья 14. Недействительность условий договора, ущемляющих права 
потребителей 
1. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с 
правилами, установленными законодательством, признаются недействительны- 
ми. 
Если в результате применения условий договора, ущемляющих права 
потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению изгото- 
вителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. 
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, ус- 
луг) обязательным приобретением иных. Убытки, причиненные потребителю 
вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, ус- 
луг), возмещаются торговыми предприятиями, предприятиями бытового и иных 
видов обслуживания в полном объеме. 
 
3. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю допол- 
нительные услуги, предоставляемые за плату. Потребитель вправе потребо- 
вать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия допол- 
нительных услуг. 
 
Статья 15. Права на получение льгот и преимуществ в сфере торговли, 
бытового и иных видов обслуживания 
Потребитель вправе требовать предоставления ему льгот и преиму- 
ществ, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федера- 
ции, а также республик в составе Российской Федерации. 
 
Статья 16. Судебная защита прав потребителей 
Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осу- 
ществляется судом. 
Иски предъявляются в суд по месту жительства истца либо по месту 
нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. 
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по ис- 
кам, связанным с нарушением их прав. 
 
Раздел II 
Защита прав потребителей при продаже товаров 
 
Статья 17. Последствия продажи товаров с недостатками 
1. Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не 
были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: 
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения рас- 
ходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; 
б) соразмерного уменьшения покупной цены; 
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); 
г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соот- 
ветствующим перерасчетом покупной цены; 
 
д) расторжения договора и возмещения убытков. В отношении товаров

 
 

 

реализуемых через розничные комиссионные торговые предприятия, требова- 
ния потребителя, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 1 настоящей 
статьи, подлежат удовлетворению с согласия продавца. 
2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, предъявля- 
ются по выбору потребителя по месту покупки товара или по месту нахожде- 
ния потребителя. 
Указанные требования по месту нахождения потребителя выполняют соз- 
данные продавцом торговые предприятия, осуществляющие продажу товаров, 
аналогичных приобретенному потребителем, либо торговые предприятия, на 
которые такие функции возложены на основании договора. 
Продавец и изготовитель обязаны информировать потребителя о предп- 
риятиях, которые выполняют требования, установленные пунктами 1 и 3 нас- 
тоящей статьи по месту нахождения потребителя (далее - предприятия, вы- 
полняющие их функции). В случае непредоставления указанной информации 
они несут ответственность, установленную статьей 10 настоящего Закона. 
Изготовитель товара обязан возместить торговому предприятию, не яв- 
ляющемуся продавцом товара, в полном объеме расходы, понесенные в связи 
с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных настоящей ста- 
тьей, а также дополнительно уплатить этому торговому предприятию сумму в 
размере 10 процентов от произведенных им расходов. 
Взаимоотношения изготовителя с торговым предприятием - продавцом, 
установленные настоящей статьей, регулируются законодательством. 
3. Потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устра- 
нении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, либо о 
замене товара изготовителю товара или предприятиям, созданным им для 
этих целей, или предприятиям, выполняющим указанные требования на осно- 
вании договора с изготовителем (предприятием, выполняющим его функции). 
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить 
изготовителю товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной за 
него суммы. 
4. В случае приобретения потребителем продовольственных товаров с 
недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего 
качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные 
недостатки обнаружены в пределах срока годности. 
5. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потреби- 
телем товарного (кассового) чека, а по товарам, на которые установлены 
гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его 
документа. 
По требованию потребителя продавец обязан выдать ему товарный чек 
или иной документ, удостоверяющий факт покупки. 
В случае утраты потребителем технического паспорта или иного заме- 
няющего его документа их восстановление осуществляется в порядке, уста- 
новленном гражданским процессуальным законодательством Российской Феде- 
рации. 
Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обяза- 
ны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не 
докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потреби- 
телем правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непрео- 
долимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. 
6. Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг для 
ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются безвоз- 
мездно силами продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функ- 
ции). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии 
продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) в месте 
нахождения потребителя доставка и возврат товаров могут осуществляться 
потребителем. При этом продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее 
их функции) обязаны возместить ему необходимые расходы, связанные с дос- 
тавкой и возвратом товара. 
 
Статья 18. Сроки предъявления требований по поводу недостатков то- 
вара 
1. Потребитель вправе предъявить требования, установленные статьей 
17 настоящего Закона, если недостатки товара были обнаружены в течение 
гарантийного срока, установленного изготовителем. 
По товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потреби- 
тель вправе предъявить изготовителю указанные требования, если недостат- 
ки были обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого 
имущества - не позднее двух лет со дня передачи его потребителю, если 
более длительные сроки не установлены законодательством или договором. 
 
2. На товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с 
течением времени или могут представлять опасность для жизни, здоровья, 
имущества потребителя и окружающей среды по истечении определенного пе- 
риода времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, меди- 
каменты, изделия бытовой химии и прочие), устанавливаются сроки годнос- 
ти. 
Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. В 
отношении указанных товаров требования потребителя, установленные стать- 
ей 17 настоящего Закона, подлежат удовлетворению, если их недостатки бы- 
ли обнаружены в течение срока годности. 
3. Сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также срок служ- 
бы товара исчисляются со дня его продажи потребителю. Если день продажи 
установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления. 
Для сезонных товаров (обувь, одежда и прочие) эти сроки исчисляются 
с момента наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из 
климатических условий места нахождения потребителей Правительством Рос- 
сийской Федерации и Советами Министров республик в составе Российской 
Федерации. 
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда 
момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потре- 
бителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потре- 
бителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или 
сборке - со дня их производства. Если день доставки, установки (подклю- 
чения) или сборки товара, а также передача недвижимого имущества устано- 
вить невозможно или если оно находилось у потребителя до заключения до- 
говора купли-продажи - со дня заключения договора купли-продажи. 
Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Срок 
годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар 
пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар при- 
годен к использованию. 
4. Гарантийные сроки могут устанавливаться на отдельные самостоя- 
тельные комплектующие изделия и составные части основного товара. Гаран- 
тийный срок на комплектующие изделия и составные части исчисляется в том 
же порядке, что и гарантийный срок на основное изделие. 
5. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения пот- 
ребителя в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со 
статьей 8 настоящего Закона. 
6. Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвоз- 
мездном устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков. 
Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного 
срока службы, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет, 
если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине 
изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, предус- 
мотренные статьей 19 настоящего Закона, потребитель вправе по своему вы- 
бору предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 17 
настоящего Закона. 
7. Требования потребителя, установленные статьей 17 настоящего За- 
кона, должны быть предъявлены продавцу, изготовителю (предприятию, вы- 
полняющему их функции) не позднее десяти дней по истечении сроков, пре- 
дусмотренных настоящей статьей. 
 
Статья 19. Устранение недостатков товара 
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены 
изготовителем (предприятием, выполняющим его функции) в течение десяти 
дней, а продавцом (предприятием, выполняющим его функции) - в течение 20 
дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем. 
По товарам длительного пользования продавец, изготовитель (предпри- 
ятие, выполняющее их функции) обязаны по предъявлении требования потре- 
бителем немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта анало- 
гичный товар с доставкой за свой счет. Перечень товаров длительного 
пользования, на которые указанное требование не распространяется, уста- 
навливается Правительством Российской Федерации. 
 
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлева- 
ется на время, в течение которого товар не использовался. Указанное вре- 
мя исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении 
недостатков. 
При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или 
составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гаран- 
тийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется 
со дня выдачи потребителю товара из ремонта. 
 
Статья 20. Замена товара с недостатками 
В случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец, из- 
готовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны заменить его 
немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара 
продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) - в те- 
чение 20 дней с момента предъявления требования потребителем. 
При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего 
их функции) на момент предъявления соответствующего требования, необхо- 
димого для замены товара, он должен заменить его в течение месяца. По 
требованию потребителя продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее 
их функции) обязаны безвозмездно предоставить ему с доставкой во времен- 
ное пользование до замены аналогичный товар длительного пользования, за 
исключением товаров, перечень которых устанавливается в соответствии с 
частью второй статьи 19 настоящего Закона. 
Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза това- 
ров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по 
его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующе- 
го товара в эти районы. 
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня пере- 
дачи его потребителю. 
 
Статья 21. Ответственность за просрочку выполнения требований пот- 
ребителя 
 
За каждый день просрочки указанных в статьях 19 и 20 настоящего 
Закона сроков, а также за каждый день задержки выполнения требования 
потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного то- 
вара продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), до- 
пустившие такие нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере 
одного процента стоимости товара в порядке, предусмотренном пунктом 5 
статьи 11 настоящего Закона. В случае невыполнения требований потребите- 
ля в сроки, предусмотренные статьями 19 и 20 настоящего Закона, потреби- 
тель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные 
статьей 17 настоящего Закона. 
 
Статья 22. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара с 
недостатками 
 
При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, ар- 
тикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится. 
При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в слу- 
чае повышения цены на товар исходя из его стоимости на момент предъявле- 
ния соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из 
стоимости товара на момент покупки. 
При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, ар- 
тикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости производится 
исходя из цены, действующей на момент замены. 
Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторже- 
ния договора купли-продажи денежная сумма возвращается в размере пога- 
шенного к моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за 
его предоставление. 
 
Статья 23. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества 
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежаще- 
го качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобре- 
тен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, раз- 
меру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению. 
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в 
течение 14 дней, не считая дня покупки. 
Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в 
употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, 
пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный 
потребителю вместе с проданным товаром. 
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в 
настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации и Со- 
ветами Министров республик в составе Российской Федерации. 
 
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в момент 
обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору 
расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной 
суммы либо обменять товар на аналогичный при первом поступлении соот- 
ветствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, 
потребовавшему обмена товара, о его поступления в продажу. 
 
Статья 24. Форма и порядок оплаты приобретаемых товаров 
Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном по- 
рядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом. 
Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке, устанавливаемом 
правилами продажи товаров в кредит, утверждаемыми Правительством Рос- 
сийской Федерации. 
 
При покупке товаров в кредит право собственности у потребителя воз- 
никает с момента передачи ему товара, если иное не предусмотрено догово- 
ром. 
 
Статья 25. Правила об отдельных видах договоров купли-продажи 
Правила об отдельных видах договоров купли-продажи, а также правила 
продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской 
Федерации. 
 
Раздел III 
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг 
 
Статья 26. Обязанность исполнителя заключить договор на выполне- 
ние работ и оказание услуг 
 
Исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан 
заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, 
за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) 
выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возмож- 
ностей. При этом он должен организовывать свою производственную или иную 
хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворя- 
лись надлежащим образом и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить 
потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в 
заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. 
 
Статья 27. Правила бытового и иных видов обслуживания 
Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнения отдельных 
видов работ, оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством 
Российской Федерации. 
 
Статья 28. Сроки выполнения работ и оказания услуг 
1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, ус- 
тановленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдель- 
ных видов услуг) или договором. В договоре может предусматриваться срок 
выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами они не 
предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный 
указанными правилами. 
2. Срок исполнения работы (оказания услуги) может определяться да- 
той (периодом времени), к которой работа (услуга) должна быть выполнена 
(оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен 
приступить к ее выполнению (оказанию). В случае, если работа (услуга) 
выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, тех- 
ническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предус- 
матриваться частные сроки (периоды) выполнения работ (оказания услуг). 
 
Статья 29. Последствия нарушения сроков выполнения работ и оказания 
услуг 
1. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы 
(оказанию услуги) или если во время ее исполнения (оказания) станет оче- 
видным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в случае 
просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по сво- 
ему выбору: 
назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен 
приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить 
(оказать); 
поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет 
исполнителя; 
потребовать уменьшения вознаграждения за работу (услугу); 
расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. 
2. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполни- 
тель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закон- 
чить, указываются в договоре. 
В случае просрочки назначенных новых сроков свыше одного месяца 
потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 1 
настоящей статьи. 
3. При расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно 
не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет (оказы- 
вает) ее настолько медленно, что исполнение к сроку становится невозмож- 
ным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произве- 
денных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за 
уже выполненную работу (оказанную услугу). 
Особенности порядка расчетов в таких случаях могут устанавливаться 
правилами об отдельных видах работ (услуг). 
4. В случае нарушения установленных сроков начала и окончания вы- 
полнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на 
основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает 
потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки 
неустойку в размере трех процентов от стоимости работы (услуги), а если 
стоимость работы (услуги) отдельно в договоре не определена - общей сто- 
имости заказа, вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги) или 
предъявления потребителем иных требований, установленных пунктом 1 нас- 
тоящей статьи. 
Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимос- 
ти отдельного вида работы (услуги) или общей стоимости заказа, если сто- 
имость отдельного вида работы (услуги) не определена договором. 
5. Требования потребителей, установленные пунктом 1 настоящей 
статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что прос- 
рочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодо- 
лимой силы или по вине потребителя. 
 
Статья 30. Права потребителя при обнаружении недостатков в выпол- 
ненной работе (оказанной услуге) 
1. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе 
(оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать: 
безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказан- 
ной услуге); 
соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу 
(оказанную услугу); 
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала 
такого же качества или повторного выполнения работы (стирки, химической 
чистки), или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостат- 
ков своими средствами или третьим лицом. 
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения 
убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (ока- 
занной услуге) не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе 
расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выпол- 
ненной работе (оказанной услуге) или иные существенные отступления от 
условий договора. 
2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть 
предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услу- 
ги) или в ходе ее выполнения (оказания), а в случае невозможности обна- 
ружения недостатков при принятии работы - в течение гарантийного срока, 
а при его отсутствии - в течение шести месяцев со дня принятия работы. 
Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имущест- 
ве, которое невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть 
предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а 
при его отсутствии - в течение двух лет со дня принятия работы. 
3. Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устра- 
нении недостатков работы по истечении гарантийных сроков. Указанное тре- 
бование может быть предъявлено, если в течение установленного срока 
службы (а если срок службы не установлен - в течение десяти лет с момен- 
та принятия работы) были выявлены существенные недостатки, допущенные по 
вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, уста- 
новленные статьей 31 настоящего Закона, потребитель по своему выбору 
вправе требовать: 
соответствующего уменьшения вознаграждения за работу; 
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими 
средствами либо третьим лицом; 
расторжения договора и возмещения убытков. 
4. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, должны 
быть предъявлены не позднее десяти дней по истечении гарантийного срока 
или сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. 
 
Статья 31. Сроки устранения недостатков работы (услуги) 
Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения, 
должны быть устранены в соразмерный срок, назначаемый потребителем. 
Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устра- 
нены в течение двадцати дней, если более короткий срок не установлен до- 
говором (соглашением сторон) при принятии работы (услуги) или правилами 
о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг). 
Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устране- 
ния недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписывае- 
мом сторонами. 
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения 
недостатков исполнитель обязан уплатить неустойку в размере, установлен- 
ном правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных ви- 
дов услуг) или договором. 
 
Статья 32. Право потребителя на расторжение договора о выполнении 
работы 
Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во вся- 
кое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и 
возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора. 
 
Статья 33. Смета на выполняемые работы 
На выполнение работ, предусмотренных договором, может быть состав- 
лена твердая или приблизительная смета. 
Исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных рас- 
ходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласия 
на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ. 
Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, испол- 
нитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае 
потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю поне- 
сенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно первона- 
чально определенной смете. Если исполнитель не предупредил потребителя о 
превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу, не требуя 
возмещения сверхсметных расходов. 
 
Статья 34. Выполнение работы из материалов исполнителя 
Исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором, из 
своего материала и своими средствами, если потребитель не требует выпол- 
нения работы из своего материала. 
Исполнитель, выполняющий работу из своего материала, несет ответс- 
твенность за его надлежащее качество. 
Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении дого- 
вора полностью или в размере, указанном в правилах о выполнении 
отдельных видов работ или договоре с окончательным расчетом при получе- 
нии потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок рас- 
четов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон. 
В случаях, предусмотренных правилами или договором, материал может 
быть предоставлен исполнителем в кредит. Последующее изменение цены пре- 
доставленного в кредит материала не влечет за собой перерасчета. 
Материалы исполнителя и необходимые для выполнения работы техничес- 
кие средства, инструменты и прочее доставляются к месту выполнения работ 
исполнителем. 
 
Статья 35. Выполнение работы из материалов (с вещью) потребителя

 
 

 

Если работа выполняется полностью или частично из материала (с 
вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала 
(вещи), правильное его использование. 
Исполнитель обязан: 
предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности 
переданного им материала (вещи); 
представить отчет об израсходовании материала и возвратить его ос- 
таток. 
Исполнитель отвечает за утрату и повреждение принятого от потреби- 
теля материала (вещи). 
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (ве- 
щи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок 
заменить его однородным материалом, вещью аналогичного качества, а при 
отсутствии таковых - возместить потребителю двукратную стоимость утра- 
ченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные 
потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) матери- 
ала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя неза- 
медлительно возобновить договор и изготовить изделие из однородного ма- 
териала (вещи) в кратчайший технически возможный срок. 
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или 
частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребите- 
ля, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойс- 
твах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполни- 
телем указанных свойств не освобождает его от ответственности. 
Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется 
потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подт- 
верждающем его заключение. 
 
Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об об- 
стоятельствах, грозящих годности и прочности выполняемой работы 
Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о том, что 
соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от пос- 
леднего, грозят годности и прочности выполняемой работы. 
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предуп- 
реждение исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или 
недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения 
работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих ее годности и проч- 
ности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные 
убытки. 
 
Статья 37. Форма и порядок оплаты выполненной работы (оказанной ус- 
луги) 
Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной ра- 
боты (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребителем и 
исполнителем. 
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу (ока- 
занную услугу) по сдаче всего ее объема, если иное не установлено зако- 
нодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Фе- 
дерации или договором. 
Выполнение работ (оказание услуг), а также предоставление исполни- 
телем материалов в кредит осуществляются в порядке, установленном прави- 
лами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов 
услуг). 
При выполнении работы в кредит право собственности на ее результат 
у потребителя возникает с момента принятия им работ. 
 
Статья 38. Регулирование отдельных видов услуг 
Последствия нарушения условий договора об оказании услуги, по свое- 
му характеру не подпадающего под действие настоящего раздела, определя- 
ются законодательством Российской Федерации и республик в составе Рос- 
сийской Федерации. 
 
Раздел IV 
Государственная и общественная защита прав потребителей 
 
Статья 39. Полномочия Государственного комитета Российской 
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических 
структур 
1. В целях защиты прав потребителей Государственный комитет Рос- 
сийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономи- 
ческих структур (далее - ГКАП России) и его территориальные органы: 
осуществляют государственный контроль за соблюдением законодатель- 
ства Российской Федерации о защите прав потребителей; 
пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и 
недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, 
услуг); 
 
направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о 
прекращении нарушений прав потребителей; 
предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполни- 
телям, продавцам) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. 
2. ГКАП России вправе заключать соглашения с изготовителями (испол- 
нителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота 
в интересах потребителей. 
ГКАП России дает официальные разъяснения по вопросам применения за- 
конодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. 
 
Статья 40. Полномочия органов государственного управления, осущест- 
вляющих контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг) 
 
1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Госу- 
дарственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и 
сертификации при Президенте Российской Федерации (далее - Госстандарт 
России), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора 
Российской Федерации, Министерство экологии и природных ресурсов Росси- 
йской Федерации и другие органы государственного управления, осуществля- 
ющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей 
компетенции: 
устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (ра- 
бот, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований; 
направляют предписания об устранении нарушений требований по безо- 
пасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении вы- 
пуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от 
потребителей, а также информировании об этом потребителей; 
 
предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполни- 
телям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности то- 
варов (работ, услуг). 
2. Координация деятельности органов государственного управления, 
осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в этой 
области возлагается на Госстандарт России. 
3. Госстандарт России является национальным органом по сертификации 
товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт России: 
определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); 
 
определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обяза- 
тельной сертификации; 
аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, 
услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соот- 
ветствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право акк- 
редитации; 
осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации то- 
варов (работ, услуг); 
 
ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, ус- 
луг), акредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий 
(центров); 
принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и 
международными органами; 
представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными 
странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров 
(работ, услуг). 
 
Статья 41. Санкции, налагаемые ГКАП России, Госстандартом России и 
другими органами государственного управления, осуществляющими контроль 
за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг). 
1. ГКАП России вправе налагать штраф на изготовителей (исполните- 
лей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполне- 
ние его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере 
до 1 млн. рублей. 
 
2. Госстандарт России и другие органы государственного управления, 
осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пре- 
делах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях: 
уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предпи- 
саний изготовителем (исполнителем, продавцом) - до 1 млн. рублей; 
причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не 
отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности, - в 
размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невоз- 
можно определить - в размере до 1 млн. рублей; 
нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по 
сертификации, испытательными лабораториями (центрами) - в размере двук- 
ратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, 
продавцом) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с 
нарушениями правил по сертификации. 
3. Руководители предприятий и органов по сертификации несут ответс- 
твенность за нарушения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, 
в форме штрафа, налагаемого ГКАП России, Госстандартом России и другими 
органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров (работ, ус- 
луг), в размере до трех должностных окладов. 
4. Изготовители (исполнители, продавцы) товаров (работ, услуг) 
вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании не- 
действительными полностью или частично предписаний ГКАП России, Госстан- 
дарта России и других органов, осуществляющих контроль за безопасностью 
товаров (работ, услуг), либо об отмене или изменении решений о наложении 
штрафа. 
Подача заявления не приостанавливает предписания или решения о на- 
ложении штрафа на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде, 
если судом или арбитражным судом не вынесено определение о приостановле- 
нии исполнения указанных актов. 
 
Статья 42. Органы по защите прав потребителей при местной админист- 
рации 
1. Местная администрация создает органы по защите прав потребите- 
лей. 
2. Органы по защите прав потребителей при местной администрации: 
рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам за- 
конодательства о защите прав потребителей; 
анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, 
изготовителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих 
права потребителей; 
осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или 
имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услуга- 
ми), и направляют ее в Госстандарт России (его территориальные органы); 
при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг) 
или выявлении опасных товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об 
этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие 
органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопас- 
ностью товаров (работ, услуг); 
в целях защиты прав потребителей предъявляют иски в суды по собс- 
твенной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей), 
или в интересах неопределенного круга потребителей. 
 
Статья 43. Права общественных организаций потребителей в Российской 
Федерации 
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в обществен- 
ные организации потребителей, которые осуществляют свою деятельность в 
соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в сос- 
таве Российской Федерации. 
2. Общественные организации потребителей вправе: 
участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, 
услуг), а также стандартов, устанавливающих эти требования; 
проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров 
(работ, услуг); 
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового 
и иных видов обслуживания; 
вносить в органы государственного управления, на предприятия, в ор- 
ганизации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров 
(работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров (ра- 
бот, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окру- 
жающей среды; 
участвовать совместно с соответствующими органами государственного 
управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; 
вносить в прокуратуру и органы государственного управления материа- 
лы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации 
товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по 
безопасности и качеству; 
предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами 
общественных организаций потребителей, в случае нарушения их прав, пре- 
дусмотренных законодательством о защите прав потребителей Российской Фе- 
дерации и республик в составе Российской Федерации. 
 
Статья 44. Защита прав потребителей общественными организациями 
потребителей 
Общественные организации потребителей вправе предъявить иск в суд о 
признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их 
функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга 
потребителей и прекращении этих действий. 
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довес- 
ти в установленный им срок через средства массовой информации или иным 
способом до сведения потребителей решение суда. 
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий про- 
давца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя 
противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обяза- 
тельно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых 
последствиях их действий по вопросам, имели ли место эти действия и со- 
вершены ли они данными лицами. 
 
Москва, Дом Советов 
7 февраля 1992 года N 2300-1

 
 

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

 

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

1. Граждане вправе объединяться  на добровольной основе в общественные  объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою  деятельность в соответствии  с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления  своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

 

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

 

(в  ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Методы стандартизации.doc

— 750.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Порядок проведения сертификации.doc

— 507.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Контрольная работа по метрологии