Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Основной задачей правоохранительных органов является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с установленном законом порядке. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью государства и нас самих.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Предмет правоохранительных органов……………………….......................4
2. Понятие правоохранительных органов……………………….......................4
3. Признаки правоохранительных органов…………………………………….9
4. Система правоохранительных органов…………………………………….14
5. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами..….16
6. Нормативная база деятельности правоохранительных органов..………..17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

контрольная итог.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

  1. Предмет правоохранительных органов……………………….......................4
  2. Понятие правоохранительных органов……………………….......................4
  3. Признаки правоохранительных органов…………………………………….9
  4. Система правоохранительных органов…………………………………….14
  5. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами..….16
  6. Нормативная база деятельности правоохранительных органов..………..17

Заключение………………………………………………………………………….20

Список используемой литературы………………………………………………...21

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность государства и  его органов охватывает многие сферы  государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных  с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и  конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание  обороноспособности и охрана государственной  безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой  деятельности.

Российская Федерация  в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Уровень воплощения в жизнь  воли законодателя, реализации права  показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность  деятельности его органов по обеспечению  прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное  преследование и назначение виновным справедливого наказания в той  же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ  от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК  РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота  обеспечения прав и свобод граждан  зависит не только от эффективности  деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные  органы играют особую роль в системе  властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства  в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими  правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке  посредством применения в строгом  соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения)1.

Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые  осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека2.

Таким образом, основная задача правоохранительных органов является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и  судебной власти в соответствии с  установленном законом порядке. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью государства и нас самих.

 

 

  1. Предмет правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная  обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные  созданные государственной властью  структуры, именуемые правоохранительными  органами.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов  государства, имеющих свои четко  определенные задачи. Эти задачи состоят  либо в восстановлении нарушенного  права, например в области гражданских  правоотношений, либо в наказании  правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при  совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании  одновременно, когда возможность  восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает  еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Правоохранительные органы - это  государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, государства, борьба с преступностью  с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия  в строгом соответствии с законом3.

  1. Понятие правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная  обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные  созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными  органами? Сам термин «правоохранительные  органы» в последнее время  активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном  акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение  данного термина.

Прежде всего, рассмотрим признаки4, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а  также других объектов, в частности  окружающей среды.

Нарушенное право порождает  обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право  на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать  не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без  исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые  принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся5:

- право применения норм уголовного закона;

- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение  правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это  специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие  на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев  правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов  и в то же время показать, что  в узком понимании они не являются правоохранительными, представители  нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы6 – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

  1. Признаки правоохранительных органов

Правоохранительные органы в РФ7 – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

Специально созданные для осуществления  правоохранительной деятельности государственные  органы. Необходимо различать «правоохранительные  органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так  как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно  связана с правоохранительной, но все же не обладать всеми, присущими ей признаками.

Охрана законов от возможных  и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.

Информация о работе Правоохранительные органы