Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 03:12, курсовая работа

Описание работы

Сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеющими особый правовой статус.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Правовое регулирование службы сотрудников ОВД ……………..…5
1.1. Особенности метода правового регулирования службы в ОВД .…..5
1.2. Основания возникновения служебно-трудовых отношений в ОВД…………………………………………………………………………….. 17
2. Кадровая проблематика службы в ОВД ……………………………..21
2.1. Проблемы кадровой подготовки служащих ОВД …………...……21
2.2 Служба в ОВД г. Хабаровск ………………………………………..27
Заключение…………………...………...………..………………………...33
Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая окочат.docx

— 59.85 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Правовое регулирование службы сотрудников ОВД ……………..…5

1.1. Особенности метода правового регулирования службы в ОВД .…..5

1.2. Основания возникновения служебно-трудовых отношений в ОВД…………………………………………………………………………….. 17

2. Кадровая проблематика службы в ОВД ……………………………..21

2.1. Проблемы кадровой подготовки служащих ОВД …………...……21

2.2 Служба в ОВД г. Хабаровск ………………………………………..27

Заключение…………………...………...………..………………………...33 

Список  используемой литературы………………………………………34

 

Введение.

Служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы Российской Федерации. И в этой связи отметим, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями выделяет три главных вида государственной службы.

Сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеющими особый правовой статус.

При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности и заключается в следующем.

Во-первых, отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД России, неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права.

Во-вторых, первичными отношениями, предопределяющими возможность вступления сотрудников органов внутренних дел в публично-правовые (государственно-служебные) отношения с внешней средой, служат внутренние отношения с государством в лице соответствующих органов внутренних дел и их должностных лиц.

В-третьих, юридической базой существования как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений являются служебно-трудовые отношения, которые складываются между сотрудниками и соответствующими органами внутренних дел по поводу условий их службы.

В-четвертых, несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений.

В-пятых, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права.

В-шестых, помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных с ними отношений, в частности по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы сферы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.

С учетом изложенного автор считает актуальным рассмотрение вопроса прохождения службы в органах внутренних дел, особенно — с учетом произошедших в недавнем прошлом изменений в структуре ОВД.

Целью работы автор ставит изучение особенностей прохождения службы в ОВД. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- изучить особенности метода правового регулирования службы в

ОВД;

- выявить основания возникновения служебно-трудовых отношений в ОВД;

- разобраться с кадровой проблематикой ОВД.

Для решения поставленных задач автором планируется изучение теоретического и практического материала, законодательства и судебной практики.

 

 

 

 

1. Правовое регулирование службы сотрудников ОВД.

1.1.   Особенности метода правового регулирования службы в ОВД.

 

Поскольку сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению отличаются как от гражданских государственных служащих, так и от военнослужащих, правовое регулирование их труда в силу объективных причин имеет определенные особенности.

С одной стороны, в качестве должностных лиц, наделенных властными полномочиями по реализации функций и задач государства в правоохранительной сфере, они выступают участниками как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений, которые регулируются нормами административного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права, обретая характер государственно-служебных правоотношений.

Метод правового регулирования государственно-служебных отношений достаточно ясен. Необходимо упомянуть лишь одну специфическую черту этих отношений, которая заключается в том, что их участники, как правило, наделены различными по объему и направленности государственно-властными полномочиями. Эта специфика находит отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел: федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах и иных нормативных правовых актах МВД России.1

С другой стороны, в качестве граждан, реализующих свое право на труд в виде государственной службы в системе МВД России, сотрудники органов   внутренних   дел   становятся   участниками   специфических служебно-трудовых отношений по поводу применения их способностей к труду, его условий и охраны, которые по всем признакам подпадают под понятие отношений наемного труда. В результате регулирования нормами права служебно-трудовые отношения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел обретают форму служебно-трудовых правоотношений.

Утверждение о том, что трудовое право не распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поскольку они проходят службу на основе норм административного права, является в настоящее время доминирующим среди представителей науки административного права.

Ответ на вопрос, являются ли служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел отношениями найма в юридическом смысле, до сих пор остается дискуссионным, хотя переход к комплектованию кадров на контрактной основе служит аргументом в пользу такой позиции.

Примечательно, что ни в одном действующем нормативном правовом акте трудовое законодательство не указывается в качестве правовой основы службы в органах внутренних дел.

Вместе с тем не секрет, что юридическая практика постоянно заставляет искать ответ на вопрос: из принципов какой отрасли права следует исходить и какие нормативно-правовые акты надлежит применять при рассмотрении споров, вытекающих из служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел.2

Действительно, формально в перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу службы в органах внутренних дел, трудовое законодательство не упоминается. Однако нельзя не заметить, что в специальных административно-правовых актах, регулирующих вопросы прохождения службы (Законе РФ "О полиции", Положении о службе, ведомственных приказах и инструкциях), содержится множество норм, имеющих трудоправовую природу. Их можно разделить на две группы.

При этом в первую группу могут быть включены нормы, которые либо воспроизводят общие нормы трудового права, либо отсылают к соответствующим нормам трудового законодательства, либо действие которых на сотрудников органов внутренних дел презюмируется.

Так, к общим нормам трудового права относятся следующие нормы:

- о распространении на стажера на время испытательного срока действия законодательства РФ о труде (ч. 3 ст. 12 Положения);

- об установлении для сотрудников органов внутренних дел, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, сокращенного рабочего дня (ч. 2 ст. 44 вышеуказанного Положения);

- о праве сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов (ст. 55 вышеуказанного Положения о службе).

В качестве примеров отсылочных норм можно указать нормы:

- о распространении на сотрудников органов внутренних дел установленной законодательством о труде продолжительности рабочего времени ( ч. 1 ст. 44 вышеуказанного Положения о службе);

- о предоставлении сотрудникам органов внутренних т дел компенсации за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в порядке, установленном законодательством о труде (ч. 4 ст. 44 вышеуказанного Положения о службе);

- о предоставлении сотрудникам, обучающимся в учебных заведениях по заочной или вечерней форме, льгот, установленных действующим законодательством (ч. 1 ст. 54 вышеуказанного Положения о службе);

- о предоставлении беременным женщинам и матерям из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцам - сотрудникам, воспитывающим детей без матери, всех прав и льгот, установленных действующим законодательством (ч. 2 ст. 54 Положения о службе).

К первой группе следует также отнести общие нормы трудового законодательства, распространение действия которых на служебно-трудовые отношения сотрудников органов внутренних дел презюмируется.

Во вторую группу уместно объединить нормы, которые устанавливают особенности правового регулирования служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел по сравнению с трудовым законодательством, обусловленные задачами, возложенными на органы внутренних дел, формами и методами их реализации, специальными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних дел.

Поэтому по характеру правовых предписаний эти нормы можно разделить на три разновидности.

Во-первых, нормы, устанавливающие для сотрудников органов внутренних дел дополнительные льготы по сравнению с аналогичными общими нормами трудового права, а именно:

- предоставление "очередного ежегодного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - 45 календарных дней (ст. 46 вышеуказанного Положения о службе);

- возможность предоставления при наличии уважительных причин краткосрочных отпусков продолжительностью до десяти дней с сохранением денежного содержания, которые не засчитываются в счет очередного ежегодного отпуска (ст. 47 вышеуказанного Положения о службе);

- предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за стаж службы в органах внутренних дел (ст. 51 Положения о службе);

- предоставление дополнительного ежегодного отпуска за особый характер службы продолжительностью до 10 календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками (ст. 51 вышеуказанного Положения о службе), и другие.

Во-вторых, нормы, содержащие изъятия из тех гарантий, которые установлены общими нормами трудового права для большинства работников, в частности:

- о запрещении сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ч. 2 ст. 9 Положения о службе);

- о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД России, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности (ч. 2 ст. 10 Положения о службе);

- о запрещении профессиональным союзам (ассоциациям) сотрудников вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей и проводить забастовки личного состава (ч. 2 ст. 56 Положения о службе).

В-третьих, нормы, предусматривающие особые условия службы, характерные только для сотрудников органов внутренних дел, в том числе устанавливающие специальные требования и повышенную ответственность, например:

 - возрастные  ограничения  при  приеме  на службу  в органы внутренних дел (ст. 8 Положения о службе);

- запрещение приема на службу в органы внутренних дел граждан РФ, имевших или имеющих судимость (ч. 1 ст. 9 Положения о службе);

- виды взысканий за нарушение служебной дисциплины, помимо предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, такие как: строгий выговор,    предупреждение   о   неполном   служебном   соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака (ч. 1 ст. 38 Положения о службе).

Проведенный анализ показывает, что трудовое право оказывает существенное влияние на содержание служебно-трудовых правоотношений в органах внутренних дел. Причем на сотрудников органов внутренних дел распространяются не только общие принципы правового регулирования труда, закрепленные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, но и конкретные правовые нормы, относящиеся к таким институтам отрасли трудового права, как рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, охрана труда и другие.

Информация о работе Правоохранительные органы