Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Введение 

Глава 1. Основные права  и свободы личности 

1.1. Правовой статус  личности

1.2. Государство и  защита прав личности 10

Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности 

2.1. Гарантии защиты  основных прав и свобод человека  и гражданина в России 

2.2. Обеспечение и  защита прав граждан Российской  Федерации в деятельности ОВД 

Заключение 

 

 

 

Введение

1. Понятие и сущность  охраны конституционных прав  и свобод граждан российской  федерации

2. Теоретические основы  государственно-правового механизма  охраны конституционных прав  и свобод человека и гражданина  в российской федерации

3. Особенности нормативного  регулирования деятельности милиции  по охране конституционных прав  и свобод граждан российской  федерации

Заключение

 

 

1. Понятие, основные  черты и функции правоохранительных  органов.

2. Правоохранительные  органы: общая характеристика и  система.

3. Основные принципы  деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации.

4. Органы внутренних  дел, их основные полномочия  и принципы деятельности.

Роль правоохранительных органов  в обеспечении основных прав и  свобод личности.

Содержание

Введение

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1.1 История образования правоохранительных органов.

1.2 Сущность правоохранительных органов.

1.3 Правовая основа деятельности полиции.

1.4 Деятельность полиции и права граждан.

 

2. Конституционно-правовой статус личности.

2.1 Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина.

2.2 Система основных прав и свобод человека и гражданина.

2.3     Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России 

 

3.       Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД 

3.1      Условия особых  правовых режимов.

3.2  Обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в условиях введения режима военного положения.

3.3  Защита прав и свобод человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов и при проведении антитеррористических операций и роль в этом полиции.

Заключение.

Список использованных источников и литературы

 

 

 

Согласно Конституции  Российской Федерации наша страна провозглашена  правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей  на сегодняшний день, должны стать  обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и  защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним из важнейших элементов всей системы правового статуса личности, одновременно, в принципиальной форме, характеризуют содержание личной свободы, достигнутой в обществе, от состояния обеспеченности которой, в определенной степени, зависит реализация всей совокупности прав и свобод. Активизация личностного фактора, возможна лишь тогда, когда субъект действует в условиях гарантированных возможностей и институтов: прав, свобод, обязанностей, ответственности. Поэтому необходимо обеспечить правовыми средствами пути практического осуществления личностью социальных и правовых возможностей, создать юридические механизмы обеспечения активного участия личности в общественных и государственных делах.

Во многом это обуславливает  ситуацию, при которой в современной  юридической литературе в последнее  время резко возросло внимание к  проблемам личности вообще и проблеме гарантий ее прав и свобод в частности.

Кроме того, в современных  условиях, когда полным ходом осуществляется реформа правовой системы, с особой остротой встают вопросы защиты

прав и свобод человека и гражданина в обществе, формирование механизма их гарантированной защиты. Эти вопросы в решающей степени  зависят от функционирования и наличия  юридических гарантий, которые выступают  одним из необходимых условий  реальности, а не фиктивности функционирования принципов правового государства. Недостаточная эффективность их действия, либо попросту их отсутствие, несомненно, влекут за собой ущемление  прав и свобод личности, что никоим образом не сопоставимо с идеей  правового государства.

Проблемы, связанные с  классификацией гарантий прав и свобод, а также неоднозначность вопросов общего определения самого понятия  этой категории в условиях современного общества, изучения особенностей отдельных  видов гарантий, обуславливающих  их решающую роль в процессе осуществления  прав и свобод личности, на наш взгляд, относятся к числу недостаточно глубоко разработанных. Тем более, что многие работы по указанной проблематике относятся к советскому периоду российского общества и касались в основном правового положения именно граждан, гарантий их прав и свобод в социалистическом обществе, как известно не признававшем идею их неотъемлемости и естественного характера. Причем эти вопросы зачастую рассматривались с узкоклассовых позиций и во многом носили идеологический характер.

В немалой степени, именно благодаря этому, теоретическое  исследование такой правовой категории, как юридические гарантии прав и  свобод человека и гражданина, особо  актуально в нынешних условиях.

В работе подчеркивается, что  важным фактором, обеспечивающим свободное, беспрепятственное осуществление  прав и свобод человека и гражданина, является основанная на строгом соблюдении принципа законности деятельность государственных  органов и органов внутренних дел в частности. Это объясняется  их специализацией, направленной на решение  правоохранительных задач, а также  наличием широких и разнообразных  полномочий по созданию условий, необходимых  для реализации указанных прав и  свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из основных задач  правоохранительной деятельности органов  внутренних дел является обеспечение  прав, свобод, обязанностей и, прежде всего, безопасности личности.

Реализация этой задачи происходит путём охраны и защиты прав и свобод личности. Для её достижения от сотрудников  внутренних дел требуется:

выявление правонарушителей;

раскрытие и расследование  преступлений;

пресечение правонарушений;

восстановление нарушенных прав и свобод гражданина;

применение мер принуждения  к правонарушителю;

контроль над дорожным движением и т.д.

Сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться в  своей профессиональной деятельности принципом презумпции невиновности личности, который закреплён в  Конституции Украины.

Обязанностью сотрудников  органов внутренних дел в случаях  ограничения прав и свобод гражданина является:

• при задержании — разъяснить повод и основание для такого задержания;

• при применении меры пресечения в виде заключения под стражу и  др. — разъяснить вытекающие из этого  права и обязанности.

Права и свободы законопослушного гражданина обеспечиваются органами внутренних дел и их должностными лицами в  ходе специальных и индивидуальных профилактических мероприятий:

— организация рейдов и  осуществление иных мер с целью  выявления лиц с девиантной (отклоняющейся от правомерной) установкой;

— постановка на учёт лиц, отклоняющихся  от правомерного поведения;

— работа с лицами, имеющими девиантную установку, на её изменение в направлении законопослушного поведения;

— работа по привлечению  к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения.

Благодаря своевременным  профилактическим мероприятиям работников органов внутренних дел (участковых инспекторов милиции, оперативных  уполномоченных, инспекторов милиции  по делам несовершеннолетних и др.

) права и свободы лиц  со склонностью к противоправному  поведению сохраняются полностью  или утрачиваются на меньший  срок. Предотвращение действий лица  на стадии приготовления к  правонарушению позволяет либо  сохранить его права в полном  объеме, либо уберечь от их  утраты на большой срок. Лицо, совершившее умышленное преступление  и изобличенное в нем, лишается  свободы (происходит ограничение  прав и свободы действий в  пространстве) или утрачивает права  и полноту свободы на более значительный  период, чем готовящийся к преступлению (происходит ограничение прав и свободы действий во времени).

Значительная роль отведена органам внутренних дел в обеспечении  общественной безопасности личности. Обеспечение общественной безопасности личности — это, прежде всего, создание условий как для использования  прав гражданами, так и для исполнения обязанностей сотрудниками милиции. В  числе последних находится требование обеспечить надлежащее функционирование общедозводительной (а не карательно-устрашающей) системы. Невозможно обеспечить права и свободы личности без точного соблюдения работниками органов внутренних дел запретов (не разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина; не совершать действия, задевающие честь и достоинство личности и др.) и использования дозволений (применение таких жестких мер, как физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие), предусмотренных законодателем.

Юридические гарантии обеспечения  прав личности органами внутренних дел  включают:

— гарантии охраны — выражаются в порядке, основании и пределах применения принудительных мер. Работник органов внутренних дел не вправе совершать действия по ограничению  свободы личности, выходящие за рамки  закона;

— гарантии защиты — выражаются в системе правовых и организационных  средств, направленных на:

а) прекращение незаконного  ограничения свободы личности (освобождение заложников, освобождение необоснованно  задержанного в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.);

б) отмену незаконного правоприменительного акта (постановления о возбуждении  уголовного дела и др.);

в) возмещение ущерба, причиненного личности в результате незаконного  ограничения её свободы.

Превентивно-организационные  меры, применяемые работниками органов  внутренних дел для обеспечения  прав личности, связаны с охраной  правопорядка и выражаются в организации  и осуществлении:

— патрульно-постовой службы;

— оперативно-розыскной  деятельности;

~ индивидуальной и специальной  профилактике;

— юрисдикционной деятельности.

 

 Роль органов внутренних  дел и их сотрудников в обеспечении прав личности определена правовыми актами, установившими пределы их правоприменительной деятельности^ Каждое из структурных подразделений органов внутренних дел^ их должностных лиц имеет свою компетенцию: функции, за" дачи; руководствуется материальными (характер правонарушения, личность правонарушителя, степень вины и др.) и про-' цессуальными (срок рассмотрения материалов проверки, обо-» снованность доказательств и др.) нормами в пределах своих полномочий.

Обеспечение прав и свобод личности органами внутренних дел зависит  от преодоления причин, порождающих  такие нарушения: ;

• несовершенство законодательства (противоречия, пробелы, отсутствие унификации международных и отечественных  правовых норм);

• недостатки организационно-управленческой деятельности (нечёткость структурного построения органов, служб, подразделений, несоответствие их задач и функций  расстановке сил и средств  и др.);

• недостаточно высокий  уровень правосознания и правовой культуры (правовой нигилизм, игнорирование  принципа верховенства права, установка  на карательно-устрашающий характер деятельности, недоучёт местных национальных традиций и др.)»

• недостатки кадровой политики (низкий профессиональ-S ный уровень подготовки кадров, переподготовки, проведение профессиональной аттестации квалификационными комиссиями и др.).

Обеспеченность прав личности органами внутренних дел В значительной степени зависит от состояния реализации прав их сотрудников, прежде всего от их социально-правовой защищенности.

Гарантии прав личности нуждаются  в организационных » процедурных  формах их реализации органами внутренних дел-i Процедуры дают гражданам ориентир:

• к кому обратиться;

• каков порядок действий;

• в какой форме осуществлять действия;

• в какие сроки;

• какие возможны результаты.

 

 

 

 

 

Современная типология прав и свобод, а значит — и обязанностей, довольно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление прав на:

негативные

позитивные

Такое различение прав основано на фиксации в них негативного  и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений  по отношению к личности, в том  числе и со стороны государства, в позитивном — как свобода  выбора, создаваемая государством, а главное, способность человека к достижению своих целей и  обязанность государства предоставлять  гражданину те или иные социальные блага.

В соответствии с такими аспектами свободы негативные права  состоят в праве индивида на защиту от какого-либо вмешательства, в том  числе и государственного, в осуществлении  гражданских прав (как члена гражданского общества) и политических прав (как  участника политической жизни). Эти  права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Негативные права  — основа индивидуальной свободы. Например, почти все содержание Библия о правах 1791 г. (США) направлено на ограждение личнс от разного рода несправедливых и нежелательных последствг вмешательства со стороны правительства. Термин «не должен»! относящийся к правительству, содержится почти во всех стать этого документа. Так, первая статья (поправка) Билля о прав, гласит: «Конгресс не должен издавать законы, устанавливав щие какую-либо религию или запрещающие ее свободное испс ведание, ограничивающие свободу слова или печати или прав народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».

Негативные права считаются  основополагающими, абсолкп ными. Они появились исторически раньше других прав и раз вивались как группа прав на независимость от власти (свобод веры, свобода вероисповедания и свобода совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность част-s ной собственности; свобода передвижения по территории всего государства; тайна и неприкосновенность переписки; свобода слова и свобода мысли и объединений; право на неприкосновенность жллища; свобода выбора профессии и т.д.). Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами». ,

Информация о работе Правоохранительные органы