Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Основаниями для разработки и принятия нормативных правовых актов являются:

акты и поручения высших органов государственной власти и управления;

решения руководства министерства;

утвержденный в установленном  порядке план работы МВД России;

инициатива других министерств  и ведомств;

инициатива подразделений  министерства.

Общее руководство нормотворческой  деятельностью осуществляет Министр  внутренних дел, а непосредственное руководство - Первый заместитель Министра в соответствии в распределением обязанностей.

Организация этого процесса, координация деятельности участников подготовительных рабочих групп  и контроль за обеспечением нормотворческого процесса в аппарате министерства возлагаются на Главное правовое управление, соответствующие юридические службы нижестоящих органов.

В структуре нормотворческого процесса принято выделять четыре этапа, каждый из которых имеет ряд стадий:

1) нормотворческая инициатива;

2) подготовка проекта  нормативного правового акта  и его согласование с заинтересованными  службами, а при необходимости  также с научно-исследовательскими  учреждениями, учебными заведениями  МВД России и нижестоящими  органами внутренних дел, выяснение  по содержанию проекта мнения  других министерств и ведомств  и общественного мнения (путем  проведения социологических исследований, интервьюирования, анкетирования, правового  эксперимента); комплексная оценка  подготовленного проекта Экспертным  советом МВД России по вопросам  нормотворческой работы;

3) принятие нормативного  правового акта;

4) государственная регистрация  в Министерстве юстиции;

5) опубликование и доведение  до адресатов.

Ответственность за качество подготовки нормативных правовых актов  несут начальники подразделений  милиции министерства, а за состояние  нормотворческой работы по направлением деятельности МВД - соответствующий заместитель Министра. Аналогичная ситуация должна иметь место и во всех нижестоящих службах милиции и органов внутренних дел.

С 1992 г. заметно активизировалась нормотворческая деятельность МВД  России, существенно повысилось ее качество и в целом осуществлено совершенствование правовой работы в системе МВД России. Однако процесс  совершенствования ведомственного правового регулирования должен носить постоянный характер, для чего желательно во всей системе органов  внутренних дел иметь организационные  образования, в частности Экспертный совет, самостоятельный, подчиняющийся  непосредственно первому лицу, юридические  службы с надлежащим техническим  оснащением; систему ведомственного правового информирования в виде бюллетеня текущего законодательства, ежемесячной экспресс-информации; отраслевую автоматизированную систему сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативно-правовых актов как на уровне законов, так и подзаконных актов. [31]

Оценивая состояние правового  регулирования организации деятельности милиции органов внутренних дел, можно назвать следующие направления его совершенствования:

дальнейшее обеспечение  социальной адекватности правового регулирования организации деятельности милиции органов внутренних дел;

максимальное обеспечение  технико-юридической адекватности такого регулирования, то есть использование  правил и приемов юридической  техники, в том числе для достижения ясности, точности, непротиворечивости текста нормативно-правовых актов, устранения пробелов в них;

универсализация и унификация нормативного материала, приведение его  в соответствие с действующим  законодательством, создание кодексов по направлениям служб и видам  деятельности. С учетом реального  положения дел приоритетное значение должны иметь финансово-хозяйственная  и кадровая виды деятельности;

повышение качества юридических  норм путем включения в их структуру  санкций, как нежелательных последствий  несоблюдения содержащихся в них  правовых предписаний;

приведение правовых основ  организации деятельности в соответствие с общепризнанными принципами и  нормами международного права, международными обязательствами Российской Федерации, рекомендациями Совета Европы, модельными нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.

Все это, в конечном счете, должно улучшить правовое регулирование  деятельности милиции и органов  внутренних дел в целом по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

 

Заключение

 

 

Сегодня в России, в деятельности органов государственной власти и управления, в том числе в  работе милиции, органов внутренних дел все еще отсутствует уважение к человеку и его правам. И это  понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетиями, глубоко  укоренившееся пренебрежение к  правам и свободам создают сложную  ситуацию незащищенности индивида, его  неуверенность в предсказуемости  действий властей. Права человека не заняли достойного места в нашей  жизни, их нарушение носит массовый характер. В этой связи первостепенной задачей всех образовательных учреждений страны, учебных заведений системы МВД России, в том числе и Академии управления является обучение культуре прав человека, способам их охраны и защиты, которое должно распространяться и на должностных лиц, и на руководителей служб и подразделений милиции, органов внутренних дел, и на всех людей, проживающих на территории страны.

Преодоление этой ситуации зависит, прежде всего, от знания, от обучения знаниям о правах человека и гражданина, которые дают представление о  важнейшем элементе современной, и  в частности правовой, культуры. Эти знания ставят целью не только воспитывать людей, сотрудников и руководителей милиции, органов внутренних дел, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Нам представляется, что  есть ряд факторов, определяющих необходимость  выделения такой самостоятельной  комплексной отрасли права и  законодательства соответственно как  право прав человека и гражданина.

Во-первых, это особая значимость прав человека и гражданина в жизни  общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между  личностью и государством, которая  требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Во - вторых, теория прав человека и гражданина и государственной  охраны формулирует те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами  в современном мире. Такие принципы формировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они  являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Эти принципы закреплены в  Основном Законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека[32], Международном пакте  о гражданских и политических правах[33], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[34], в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[35] и ряде других актов:

права человека принадлежат  ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и  неотчуждаемыми;

права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они  гарантированы каждому, кто находится  под юрисдикцией данного государства;

права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;

права человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права  и свободы других лиц;

основные права и свободы  должны быть едины на всей территории государства;

личные, политические, экономические, социальные и культурные права и  свободы равноценны; в единой системе  этих прав нет иерархии;

коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить  индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

права человека регулируются Законом;

права человека и гражданина и их нарушения лучше предупредить, чем восстановить;

права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных  в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и  общественной безопасности, основам  конституционного строя, здоровью и  нравственности населения, правам и  законным интересам других лиц. Временные  ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного  или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их.

В-третьих, для сотрудников  и руководителей милиции, органов  внутренних дел России крайне важны  понятия основных прав человека и  гражданина, их государственной охраны и защиты. В общественном сознании, в культуре страны - как дореволюционной, так и послереволюционной - права  человека не занимали сколько-нибудь значительного  места. Политические и личные права  и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии  и личной неприкосновенности, его  участие в политической жизни  было откровенно формальным, механизмы  защиты прав и свобод граждан ненадежны, значение судебной защиты принижалось.

В-четвертых, для реального  действия конституционных прав и  свобод граждан необходим государственно-правовой механизм их охраны, представляющий собой  систему конституционно-правовых норм, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними) государственных  органов, разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические  факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления  правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами.

В-пятых, эффективность функционирования государственно-правового механизма  охраны основных прав и свобод во многом зависит от совершенства его нормативно-правовой основы, представляющей в сущности формируемую отрасль российского права - право прав человека и гражданина, как совокупность правовых норм различных отраслей права и регулирующих общественные отношения, связанные с установлением конституционных прав и свобод, обеспечением их соблюдения, охраны и защиты государственными органами.

В-шестых, в системе государственно-правовой охраны основных прав и свобод исключительно  важное значение имеет деятельность правоохранительных органов и среди них - милиции. Задачи и функции милиции по обеспечению безопасности личности, прав и свобод граждан многогранны, сложны и обновляются. Важнейшей задачей милиции в современный период является охрана и защита конституционных прав и свобод граждан, включающая в себя предупреждение нарушений основных прав и свобод, выявление и нейтрализацию угроз основным правам и свободам, пресечение противоправных посягательств на общечеловеческие ценности.

Концептуально-теоретические  положения о государственно-правовой охране основных прав и свобод человека и гражданина, изложенные в настоящем  исследовании, дают представление о  важнейшем элементе современной, и  в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления не только о правах и свободах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права и свободы человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и охрана прав и свобод человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  основные черты и функции правоохранительных  органов.

2. Правоохранительные  органы: общая характеристика и  система.

3. Основные  принципы деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации.

4. Органы внутренних  дел, их основные полномочия  и принципы деятельности.

Заключительная  часть (подведение итогов)

 

30

 

 

Литература

 

Основная

 

1. Учебник. Правоохранительные  органы Российской Федерации,  под ред. д.ю.н. профессора В.П.Божьева. М., 2001.

 

2. Учебное пособие. Правоохранительные  органы и правоохранительная  деятельность, под ред. к.ю.н. В.А.Галкова. Белгород, 2001.

 

3. Конституция Российской  Федерации, 1993.

 

4. Закон РСФСР от 18.04.91 г. “О милиции”.

 

5. Коренев А.П. “Введение  в юридическую специальность”. Учебное  пособие. М., 1999, изд. Щит.

 

Дополнительная

 

1. Федеральный закон от 12.08.95 г. № 144 ФЗ “Об ОРД”.

 

Введение

 

Правоохранительная система, в которую входят система правоохранительных норм и система государственных  органов, обеспечивающих законность и  правопорядок, является предметом изучения многих юридических дисциплин. В  учебной дисциплине “Введение в  специальность” тема “Правоохранительные  органы в Российской Федерации и  их роль в обеспечении законности и правопорядка” выполняет роль своеобразного введения к изучению таких учебных дисциплин как “Административное право”, “Гражданский процесс”, “Уголовный процесс” и других. Учебной целью данной темы является представление курсантам необходимого общего объема знаний по вопросам организации и проведения правоохранительной деятельности в Российской Федерации, раскрытие основных понятий и видов правоохранительной деятельности, ознакомление с системой и общей характеристикой правоохранительных органов, представить в общем виде структуру милиции как органа исполнительной власти в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

 

 

1. Понятие,  основные черты и функции правоохранительных органов

 

В соответствии со ст.1 Конституции  Российской Федерации “Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков  правового государства является то, что в нем человек и гражданин  признается высшей ценностью, а государство  принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права  и свободы. Этот признак закреплен  в ст.2 Конституции РФ. Вместе с  тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.

Информация о работе Правоохранительные органы