Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рас-сматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………….3

2. Краткая характеристика ФЗ « О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г............4

3. Судебная система РФ……………………………………………………………...5

3.1. Основные положения судебной системы РФ………………………………….5

3.2. Конституционно-правовой статус судей………………………………………6

3.3. Конституционный суд РФ………………………………………………………8

3.4. Верховный суд РФ…………………………………………………………….10

3.5. Арбитражный суд РФ…………………………………………………………11

4. Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение…………………………………………………………………………….3

 

2. Краткая характеристика ФЗ « О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г............4

 

3. Судебная система РФ……………………………………………………………...5

 

3.1. Основные положения судебной системы РФ………………………………….5

 

3.2. Конституционно-правовой статус судей………………………………………6

 

3.3. Конституционный суд РФ………………………………………………………8

 

3.4. Верховный суд РФ…………………………………………………………….10

 

3.5. Арбитражный суд РФ…………………………………………………………11

 

4. Заключение………………………………………………………………………13

 

Список литературы………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

1.ВВЕДЕНИЕ

 

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рас-сматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.

В Конституции РФ в статье 10  указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления.  Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

     Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие[1].

      Статья 118 Конституции РФ  и ныне действующий закон о судоустройстве предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и экономические дела.

2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ»                           ОТ 31.12.1996 г.

 

       Федеральный Конституционный Закон РФ « О судебной системе  РФ» от 31.12.1996 г. Принят Государственной Думой 23.10.1996 г., одобрен Советом Федерации 26.12.1996 г.

       ФЗ состоит из 5 глав и 38 статей:                                                                          Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Статья 3. Единство судебной системы

Статья 4. Суды в Российской Федерации

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Глава 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

Статья 12. Единство статуса судей

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Статья 15. Несменяемость судьи

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Глава 3. СУДЫ

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

Статья 21. Районный суд

Статья 22. Военные суды                                                                                          Статья 23. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации                         

Статья 24. Федеральный арбитражный суд округа

Статья 24.1. Арбитражный апелляционный суд

Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

Статья 26. Специализированные федеральные суды

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

Статья 28. Мировой судья

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ                                          Статья 29. Органы судейского сообщества

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Статья 32. Аппарат суда

Статья 33. Финансирование судов

Статья 34. Символы государственной власти в судах

Глава 5. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА

Статья 35. Срок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона                                                                                            Статья 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего Федерального конституционного закона

Статья 37. Сроки полномочий судей, а также народных и арбитражных заседателей

Статья 38. Порядок финансирования мероприятий по реформированию судебной системы

 

 

              3.СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ.

 

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

      В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующими измене-ниями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

         Федеральный конституционный закон допускает создание спе-циализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

 

3.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

         Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

      В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

      Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и имеет прямое действие.

      Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ (статья 120 часть 2) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Эта норма подчеркивает главенство закона над всеми другими правовыми актами.

      Статья 121 и 122 Конституции РФ устанавливают соответственно, что судьи несменяемы и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не  подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд, и не подлежит уголовной ответственности.

      Т.о. видно, что судьи наделены довольно широкими полномочиями, и это  позволяет им довольно комфортно чувствовать себя при исполнении своих обязанностей.

 

              3.3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

 

     Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции, деятельность которого в данной области имеет контрольный ха-рактер. Это определяется  прежде  всего  тем, что он наделен  правом  отмены          актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации.                                                                     Более  чёткое   определение Конституционного суда дано в статье 1 федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации”: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, подробно и всесторонне регулирующий его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.

      Согласно статье 125 части 1 Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.

      Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.[2]

      Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее пол-номочие Конституционного Суда - контроль за соответствием Конституции РФ различных правовых актов. К субъектам возбуждения такого рода дел в Консти-туционном Суде относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

      Отправной точкой в сфере конституционного контроля является Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам.

      Определены также объемы конституционного контроля, при этом дан ис-черпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Кон-ституционным Судом с точке зрения их соответствия Конституции. Их можно разделить на четыре группы: к первой группе относятся акты федерального уровня - федеральные законы и нормативные акты Президента РФ, Совета Феде-рации, Государственной Думы, Правительства РФ; вторую группу составляют акты субъектов Федерации; третья группа - внутригосударственные или внутри-федеральные договоры России; к четвертой группе относятся международные договоры России.

Информация о работе Правоохранительные органы