Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Основной задачей правоохранительных органов является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с установленном законом порядке. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью государства и нас самих.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Предмет правоохранительных органов……………………….......................4
2. Понятие правоохранительных органов……………………….......................4
3. Признаки правоохранительных органов…………………………………….9
4. Система правоохранительных органов…………………………………….14
5. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами..….16
6. Нормативная база деятельности правоохранительных органов..………..17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

контрольная итог.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

В процессе осуществления своей  деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной  ответственности.

Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

– суд;

– прокуратура;

– органы юстиции;

– органы внутренних дел;

– органы предварительного расследования;

– таможенные органы;

– служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные  и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также  международные договоры, которые  содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию  и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической  силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на8:

• Конституцию РФ, которая  имеет высшую юридическую силу. Все  иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

• федеральные законы (в  т. ч. конституционные, принимаемые  по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов  РФ;

• указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего  принимаются по вопросам организации  и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

• постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям  Президента РФ;

• акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств  или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций  и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью  занимаются все государственные, муниципальные  органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые  призваны заниматься исключительно  деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные  органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для  того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и  защиту прав человека, законных интересов  организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов  государства, имеющих свои четко  определенные задачи.

Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области  гражданских правоотношений, либо в  наказании правонарушителя, когда  восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании  одновременно, когда возможность  восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает  еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество  граждан, их собственность, собственность  государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено  расследование уголовных дел  или их судебное разбирательство, часто  называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной  юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи  с преступностью. Не относятся к  уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые  они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности  законодательных и иных нормативных  актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского  надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций9:

- конституционного контроля;

- отправления правосудия;

- прокурорского надзора;

- расследования преступлений;

- оперативно-розыскной;

- исполнения судебных  решений;

- оказания юридической  помощи и защиты по уголовным  делам;

- предупреждения преступлений  и иных правонарушений.

В зависимости от конкретных целей  делят правоохранительную деятельность на следующие виды10:

а) конституционный контроль. Цель – устранение несоответствий Конституции  РФ, допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных  в самой Конституции РФ и в  Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности – Конституционный Суд РФ;

б) правосудие. Цель – вынесение  решений по гражданским и уголовным  делам. Органы – суды всех уровней;

в) прокурорский надзор. Цель – выявление  и устранение нарушений законов  и Конституции РФ средствами прокурорского  реагирования. Орган – прокуратура;

г) выявление и расследование  преступлений. Цель – раскрытие  преступлений, изобличение виновных. Органы – органы, наделенные правом осуществлять оперативно – розыскную  деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности»), органы дознания и предварительного следствия;

д) оказание юридической помощи и  защита по уголовным делам. Цель –  предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган – адвокатура;

е) обеспечение деятельности судов. Орган – Министерство юстиции  РФ и иные органы, входящие в его  систему;

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется  в относительном разнообразии выполняемых  социальных функций, содержание которых  предопределяется основными направлениями  данного вида государственной деятельности.

 

 

  1. Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы11.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный  Суд РФ, федеральные суды общей  юрисдикции, систему арбитражных  судов и суды (мировые судьи  и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов  общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей  юрисдикции относятся и мировые  судьи, хотя по своему организационно-правовому  статусу они не относятся к  федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов  РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных  правовых вопросов о соответствии принимаемых  органами власти субъектов РФ нормативных  правовых актов Конституции или  уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из12:

  • органов прокуратуры;
  • органов внутренних дел;
  • федеральной службы безопасности;
  • органов государственной охраны;
  • органов государственной налоговой службы;
  • таможенных органов;
  • органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
  • органов предварительного расследования;
  • органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие  важнейшие функции, как13:

  • конституционный контроль;
  • отправление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование преступлений;
  • оперативно-розыскная функция;
  • исполнение судебных решений;
  • оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

  1. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. 

Качественное решение  задач, стоящих перед правоохранительными  органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и  с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее  и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять  законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной  инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными  органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура  не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние  осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также  принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

  1. Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно  группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической  силе.

Нормативным правовым актом  высшей юридической силы является Конституция.Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Информация о работе Правоохранительные органы