Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура".

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 153.52 Кб (Скачать файл)

1.Значение гимнастики в системе  ФК, место гимнастики

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем  мире. Еще за 4000 лет до нашей эры  в Китае, Индии и у других народов  гимнастические упражнения применялись  в лечебных целях. В китайских  книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и  вечером. Широко известная в настоящее  время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они  служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия  физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла  в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря  ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые  есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых  разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как  игры, спорт, туризм, призвана содействовать  укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых  качеств человека, восстановлению его  физических и духовных возможностей.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического  воспитания. В нашей стране ежедневно  занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в  программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и  добровольных спортивных обществах  спортивной акробатикой, спортивной и  художественной гимнастикой регулярно  занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется  как средство оздоровления в домах  отдыха, санаториях. В последние  годы в нашей стране большой популярностью  пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение  профессионально-прикладная гимнастика.

Задачи гимнастики определяются общей  целью воспитания, которая заключается  в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ  и повышение жизнедеятельности  организма.

Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому  развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и  выразительности движений; вооружать  учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.

Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности».

2.Исторический обзор развития  гимнастики. Происхождение гимнастики у древних народов, в античном обществе в средние века

1 Гимнастика у древних народов       

В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного  строя, гимнастических упражнений в  нашем понимании ещё не было. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, продолжительной ходьбой, бегом, преодолениям возможных препятствий, лазанием по деревьям.      

Многие  из этих двигательных действий в несколько  изменённом виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, размахивание в висе, подтягивание, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, упражнение в равновесии и др.      

В древнегреческом рабовладельческом  государстве Лаконика с главным городом Спарта (IX в. до н. э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с семи лет отдавали в школы  с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда ни ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость.      

Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.       

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метания диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоления различных  препятствий, лазание, перелезание и др.) [2, 4, 8]

1.1 Гимнастика в Афинах и в  Древнем Риме      

В Афинах – в этом государстве, так же как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем дети богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12 – 13 лет обучались в государственной школе – палестре (от слова «палее» - борьба).       

Из  гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолениям препятствий.      

Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость.      

Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались под специально подобранную музыку. Аристотель считал, что под влияние музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов.       

Гимнастикой занимались представители привилегированных  сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.      

Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в своем отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 – 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, лестнице, скалолазание, игры в мяч, упражнения на деревянном коне. [9]

1.2 Гимнастика в Древнем Китае       

Большой теоретический и практический интерес  представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.      

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием -  ушу. Ушу означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Каждая из них имела свое наименование.      

Первая  форма ушу – солин, или «внешняя»  носила военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и

подготовительных  применялись упражнения на деревянном коне. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, ходьба и бег.      

В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением  основных групп мышц.      

Вторая  форма ушу – тай-дзи – сохранилась  до наших дней. Ее называют стиль  мянь-цюань, или «внутренняя». Она  носила явный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-дзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались занятия два раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.  

1.3 Гимнастика в Древней Индии        

 В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-филосовское учение – йога.      

Йога  – это самобытное явление индийской  культуры. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоровья, гармонического развития личности.       

Слово «йога» в переводе с древнегреческого языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, гармония».      

Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония не возможна.      

Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека.      

Раджа-йога предусматривает освобождения души путем физических, этических и  психических упражнений.       

Карма-йога позволяет достичь совершенства  посредством труда и активных действий человека. Он должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды.      

Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о  том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.      

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность  высшим идеалам.      

Лая-йога изучает воздействие человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая  йога). Она призывает человека жить в гармонии с Вселенной, помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.      

Мантра-йога – это наука о воздействии  звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых  гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые положительно влияют на организм человека.        

Существование различных разновидностей йоги в  методическом плане дает возможность  заниматься по этой системе всем людям  не зависимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей  занимающихся йогой.  

Йога  получила большое признание и  распространение во многих странах  мира, в том числе и в России.       

В Индии в 1965 г. принято правительственное  постановление  о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Ее методы используют многие спортсмены.      

В Древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом цели физического воспитания подрастающего  поколения. Большой популярностью  пользовались акробатические упражнения. [5, 8, 18]   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

2  Гимнастика в Средневековье      

В ранний период феодализма церковь  считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика  есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан. Любая  форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями, рассматривалась как ересь, достойная  отлучения от церкви.      

Уступка была сделана только феодалам. Они  занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов, способных держать в повиновении  крепостных крестьян, участвовать в  воинах.       

Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью  со временем убрали голову, хвост и  т.д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев. [3, 4]      

Боевые  действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтование и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.

3.Гимнастика в Новое время

Новое время (XVIII — начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике...», — писал К. Маркс.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"