Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура".

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 153.52 Кб (Скачать файл)

В конце XIX столетия в Россию проникли европейские национальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись главным образом в армию, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе встретила гневный протест революционных демократов и просветителей, передовых педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев и др.

Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастики нанес отечественный ученый П.Ф.Лесгафт. Он убедительно доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе.

Педагогическая гимнастика П. Ф.Лесгафта (1837 — 1909). Большой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетворительное ее преподавание, — с другой, побудили передовых военных и общественных деятелей, ученых к созданию подлинно научной системы гимнастики в России. По заданию военного ведомства эту задачу блестяще выполнил П.Ф.Лесгафт. Изучив постановку физического воспитания во многих государствах Европы, он опубликовал труд «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему, которая характеризуется следующими особенностями

  1. Целью физического образования является всестороннее, гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивного результата.
  2. Подбирать средства физического образования необходимо в зависимости от задач, стоящих перед ним. Упражнения должны полностью соответствовать анатомическому строению человеческого тела, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям. Физические упражнения должны систематизироваться в зависимости от педагогических задач, а не от формы движений и снарядов, как это было в других системах.
  3. При подборе упражнений надо строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся лиц.
  4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности. Нарушение его приносит вред.
  5. Сами физические упражнения должны быть естественными, взятыми из практики.
  6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Очень важно, чтобы занимающиеся осознавали все движения. Поэтому основным методом обучения П. Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ, при котором возможно подражание.

В своей системе физического  образования П.Ф.Лесгафт выделял следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений.

  1. ступень. Изучаются простые упражнения. Овладевая ими, ребенок научается сравнивать их между собой, устанавливать общность и различия между ними, осознает их. Упражнения выполняются только после объяснения, а не после показа.
  2. ступень. Выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением. Повышается вес метаемых предметов, скорость ходьбы и бега, увеличивается расстояние, повышаются и усложняются препятствия для прыжков, усложняется характер движений.
  3. ступень. Применяются упражнения, вызывающие необходимость соразмерения движений и действий во времени и в пространстве, т.е. проходить, пробегать заданную дистанцию в установленное время, метать предметы на заданное расстояние, в Цель и т.п.
  4. ступень. Игры, экскурсии, трудовые действия. Здесь воспитанники применяют усвоенные ранее двигательные умения и навыки, учатся действовать просто, ловко, энергично и экономно расходовать энергию.

П.Ф.Лесгафт утверждал необходимость специального подбора Упражнений в зависимости от профессиональной специализации военнослужащего. По его инициативе открывались и работали различные школы и курсы, где готовились руководители занятий гимнастикой для армии и школ. Он разрабатывал методические указания по обучению физическим упражнениям, призывал ученых и педагогов к творческой активности, к борьбе против некритического перенесения в практику учащейся молодежи зарубежных систем гимнастики и спорта.

В конце XIX в. в мире получила развитие спортивная гимнастика. Стали проводиться международные соревнования. Для руководства ими в 1881 г. образуется Международная федерация гимнастики. Организацию международных соревнований по всем видам спорта стал возглавлять Международный олимпийский комитет (МОК), организованный в 1894 г.

В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовало 11 человек. Они  были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. Гимнасты соревновались в упражнениях  на снарядах, прыжках в длину и  высоту. Победители (Шустов, Кристи, Горожанин) получили призы и серебряные жетоны. В последующие годы общество продолжало проводить соревнования и устраивало показательные выступления гимнастов, которые привлекали большое количество зрителей.

На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). Вначале они проводились каждые два года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в промежутках между Олимпиадами.

Уроки русско-японской (1904 — 1905) войны  показали, что физическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя. Поэтому в послевоенный период широкие массы населения привлекаются к занятиям гимнастикой и спортом. Чтобы повысить интерес к занятиям, за успехи в спорте награждали призами, значками, медалями. Издаются законы о всеобщей военно-физической подготовке молодежи. Вводится обязательное обучение военно-прикладным упражнениям.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики.

Первый период (до 1863 г.) — гимнастика ипользуется в системе военного ведомства как средство общей физической подготовки военнослужащих.

Второй период (1863 — 1907) — происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, развитие спортивной направленности занятий гимнастикой.

Третий период (1907 — 1914) — происходит становление спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; продолжается использование гимнастики в качестве средства военно-физической подготовки учащейся молодежи.

 

 

 

                 
4.Основные средства гимнастики. Методические особенности гимнастики

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение  занятий, естественные силы природы, гигиенические  процедуры, слова педагога, оказывающие  психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога.

1. Строевые упражнения

совместные действия в строю (включая  и одиночные). Они содействуют  воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.

2. Общеразвивающие упражнения

применяются для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма и воспитания правильной осанки. С их помощью  оказывается избирательное воздействие  на отдельные группы мышц и весь двигательный аппарат в целом, облегчается  процесс овладения разнообразными навыками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овладевать такими двигательными умениями, которые  он может использовать для построения двигательных действий любой сложности.

3. Вольные упражнения

комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие  комбинации составляются в соответствии с установленными требованиями. Основная цель композиций совершенствование  координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения эффективные  средства формирования школы движений. Они могут выполняться без  предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях и просто в учебных  целях).

4. Прикладные упражнения

ходьба, бег, метания, лазанье, перелезание, преодоление препятствий, переползания, равновесия. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. Применяемые в комплексе прикладные упражнения одно из действенных средств разностороннего физического развития.

5. Прыжки

хорошее средство совершенствования  координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное  воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы, в связи с чем занимают в гимнастике важное место.

6. Упражнения на снарядах

Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне наиболее характерные  средства спортивной гимнастики. Основное их назначение совершенствование координации  движений. Непременное условие успешного  овладения этими упражнениями всесторонняя физическая подготовленность, а также  высокий уровень развития специальных  двигательных способностей, волевых  качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений. Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся: гимнастические стенки, шесты, канаты, лестницы, гимнастические скамейки, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большим группам одновременно.

7. Акробатические упражнения

объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая  статические положения. Эти упражнения широко применяются на занятиях с  различными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, воспитания волевых качеств, особенно смелости и решительности, а также для  тренировки вестибулярного аппарата.

8. Упражнения художественной гимнастики

включают в себя самые разнообразные  движения, в том числе и танцевальные. Они органически связаны с  музыкальным сопровождением и содействуют  эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются в занятиях с женщинами. При занятиях гимнастикой широко применяют разнообразные подвижные игры и спортивные эстафеты с целью совершенствования и закрепления многих важных навыков и умений, а также повышения эмоционального тонуса занимающихся.  
 
Перечисленные основные средства гимнастики, учитывая их преимущественное воздействие, целесообразно объединить следующим образом:  
 
а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения, гимнастические игры и эстафеты);  
 
б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, прыжки),  
 
в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики) Такое деление основных гимнастке.

5.Виды гимнастики, их классификация

Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической  направленности объединяется в самостоятельные виды гимнастики. На Всесоюзной конференции 1984 г. утверждена следующая классификация: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.

6. Общеразвивающие виды

К этим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и профессионально-прикладная.

Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они могут быть реализованы за счет многоструктурно-сти упражнений и многофункциональности каждого из них. Это открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творческого подхода к обогащению занимающихся системой специальных знаний, умений и навыков. Такими знаниями в области гимнастики могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогической дисциплине: о ее содержании, социальной значимости, ис тории, технике исполнения упражнении и законах, лежащих в ее основе; о возможности использования упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и психических способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной деятельности, обогащения учащихся разносторонним опытом, обучения прикладным упражнениям и др. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством и методом воспитания у занимающихся личностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой и общественной деятельности.


Широкие возможности использования  основной гимнастики в целях гармонического физического и духовного развития личности сделали ее самостоятельным средством и методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она положена в основу государственных программ физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной работоспособности на долгие годы.

В школе основная гимнастика включена в уроки физической культуры, применяется  в группах здоровья, общей физической подготовки. На занятиях используется весь арсенал входящих в нее упражнений.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"