Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура".

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 153.52 Кб (Скачать файл)

Способы образования терминов

Существует несколько способов образования новых терминов: i) использование  корней слов, б) переосмысление, в) заимство¬вание, г) словосложение, д) присвоение имени первого испол¬нителя.

Использование корней слов русского языка положено в основу со¬здания отечественной гимнастической терминологии. Корнями слов являются такие термины, как: мах, кач, сед, шаг, бег, вис, хват.

Переосмысление, или придание нового значения уже существу¬ющим словам, — наиболее распространенный способ образова¬ния терминов. Примеры переосмысления: мост, шпагат, круг, вход, выход, переход.

Заимствование терминов и выражений  из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических  систем по¬зволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, напри¬мер, цирковые термины: рондат, курбет, твист. Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется одно сложное или составное слово-термин, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки), руки вверх-наружу.

Присвоение имени первого  исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения. Этот способ обеспечивает только краткость названия упражнения, например: «диомидовский» — махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку на руках.

Правила применения терминов

Гимнастические термины применяют  с учетом квалификации занимающихся. В оздоровительных группах, радио- и телесеансах используют наиболее простые и доступные гимнастические термины, дополняя их словами разговорного и литературного языка. Вместо термина «стойка ноги врозь» могут употреблять выражения «стоя ноги врозь» и «ноги на ширине плеч», вместо термина «сед» — «положение сидя». На занятиях с начинающими используется также в основном разговорный язык. В общении с детьми применяют образные выражения: «как самолет», «как зайчики» и т. п. В процессе обучения учащихся педагог постепенно заменяет прежние образные выражения гимнастическими терминами.

Все гимнастические термины делятся  на две основные группы: общие и  конкретные термины.

Общие термины используют для обозначения:

а) общих понятий, например: элемент, соединение, комбинация;

б) групп упражнений, например: строевые упражнения, смешанные упоры, разноименные перемахи.

Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений и делятся, в свою очередь, на основные и дополнительные:

а) основные термины отражают структурные признаки опре 
деляемых действий, принадлежность к той или иной группе уп 
ражнений: стойка, вис, упор, сед, оборот и т.д.;

б) дополнительные термины уточняют информацию о конк 
ретном двигательном действии, указывая:

направление движения, например: вперед, влево, налево, наружу, боком;

способ выполнения, например: разгибом, махом, переворотом;

условия опоры, например: на лопатках, на предплечьях, на животе, на правой (ноге);

характер исполнения, например: медленный (переворот), расслабленно, упруго;

некоторые количественные характеристики, например: двойное (сальто), с поворотом на 270°.

Конкретные гимнастические элементы описываются обычно сочетанием основного  и одного или нескольких дополнительных терминов.

Однако некоторые основные термины  и сами по себе обозначают конкретные элементы, например: упор, вис, мост, шпагат.

Отдельные основные термины могут  превращаться в дополнительные и наоборот, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — присев, круг — круговой, переворот — переворотом.

13. . Формы и типы записи упражнений

Существует две формы записи гимнастических упражнений: текстовая  и графическая, каждая из них, в свою очередь, подразделяется на типы. Так, текстовая запись может быть развернутой и сокращенной.

Текстовая развернутая запись построена на использовании гимнастической терминологии в полном объеме. Развернутый текст может представлять собой обобщенную или конкретную запись:

а) обобщенная запись используется в тех случаях, когда не 
обходимо указать целые группы упражнений, не раскрывая их 
конкретного содержания, например в учебных программах: про 
стые прыжки с пружинного мостика, разноименные перемахи 
на коне, кувырки;

б) конкретная запись предусматривает точное терминологи 
ческое обозначение каждого гимнастического элемента в соответ 
ствии с правилами, с использованием конкретных терминов — 
основных и дополнительных.

Текстовая сокращенная запись подразделяется на условную и знаковую:

а) условная запись предполагает сокращение всех или почти 
всех терминов, при этом сокращенные обозначения могут соот 
ветствовать не только одному, но и двум-трем терминам развер 
нутой записи, например: Исх: Стк нврз рнпс пСед рк (вп) —- Стк 
Лр (лв) Пр дуг (нз-вв) — ... , что означает: Исходное положение — 
стойка ноги врозь, руки на пояс — присед, руки вперед — встать 
(в стойку), левую руку влево, правую руку дугой назад вверх — ... ;

б) знаковая запись использует для обозначения элементов или 
соединений символы (крестики, кружки, прямые и волнистые 
линии и т.д.), что удобно для ведения записи упражнений на 
соревнованиях без привлечения технических средств. В настоящее 
время знаковая запись не стандартизирована, и каждый может 
применять те знаки, которые считает удобными.

На практике чаще всего используется смешанная текстовая, иначе говоря, частично сокращенная запись, которая отличается от развернутой только тем, что некоторые наиболее часто употребляемые термины записываются сокращенно, например: гимн. — гимнастический, упр. — упражнение, эл. — элемент, соед. — соединение. Смешанная запись применяется и в печатных изданиях с использованием таких общеизвестных и общепринятых сокращений, как:

и. п. — исходное положение;

о. с. — основная стойка;

в/ж — верхняя жердь, н/ж — нижняя жердь разновысоких брусьев.

Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.

Графическая запись подразделяется на три типа:

а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. \,а, б, в);

б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук (рис. 2, о, б), и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;

в) контурная запись дает возможность  зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев (рис. 3), такая запись требует навыков рисования.

3.3.2. Текстовая запись  конкретных упражнений

Конкретная развернутая текстовая  запись позволяет полно описать любое гимнастическое упражнение. Принята следующая схема такой записи:

  1. Название упражнения.
  2. Исходное положение.
  3. Содержание упражнения. Даже в записи отдельного элемента можно иногда выделить указанные части, например (в скобках — номера частей): опорный прыжок (1), углом (3), с косого разбега (2).

Название упражнения обычно представляет собой название вида упражнений или вида гимнастического многоборья, назначение упражнения, данные музыкального сопровождения, например:

Упражнения на брусьях разной высоты для девочек 14 — 15 лет;

Парные общеразвивающие упражнения на гимнастической стенке;

Перекладина низкая, упражнение для  учащихся VI класса;

Упражнение для развития силы разгибателей мышц плеча;

Опорный прыжок через козла в  длину, высота 135 см, мостик в 1 м от снаряда.

Исходное положение указывается обычно в виде сокращения «и.п.», например: и.п. — о. с. (см. рис. 1, а); и.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны (см. рис. 1, б). В упражнениях на снарядах в качестве и. п. указывается, из какого положения или с каких движений начинается первый элемент комбинации, например: из виса стоя, из размахивания в висе, с прыжка.

Содержание упражнения записывается поэлементно по прави-I лам гимнастической терминологии. Каждый элемент описывается в следующей последовательности:

  1. название положения или основного движения (основной термин); при отсутствии основного термина указывается выставляемое звено тела, например: руки, правую руку, левую (ногу);
  2. способ выполнения, например: разгибом, махом назад, дугой, дугами;
  3. другие характеристики элемента, например: пружинящие, прогнувшись, медленный, двойное, вправо, назад;
  4. конечное положение, если это необходимо; статические элементы записываются как конечные положения после выполнения предыдущего элемента (движения), например: перекат назад в стойку на лопатках, кувырок назад в упор стоя согнувшись.

При записи элемента основные термины  обычно стоят на первом месте. Дополнительные термины могут отделяться от основных запятой, например: стойка, руки вверх; сед, руки на пояс; стойка на коленях, голову направо. Если дополнительный термин отражает основную особенность самой стойки {в последнем примере — «на коленях»), виса, седа и т.д., а не положение других звеньев, то он не отделяется запятой, даже если является деепричастием, например: вис стоя; упор стоя согнувшись; упор лежа правым боком.

Упражнения могут записываться построчно или непрерывно. При непрерывной записи элементы разделяются знаком тире, например: руки к плечам — руки вверх — дугами наружу руки вниз.

В построчном виде каждый элемент записывается с новой строки. Так записывают вольные упражнения с музыкальным сопровождением или обязательные упражнения в любом виде гимнастического многоборья. В последнем случае справа цифрами записывается стоимость элемента (или соединения) в баллах, например:

Длинный кувырок, встать     1,0

Переворот в сторону 2,5 и т.д.

На уроках физической культуры исходное положение для выполнения очередного упражнения не описывается, как в тексте, а даются команды для его изменения, например: упор присев принять! прыжком стойку ноги врозь принять! Изменение положений рук сопровождается командой «ставь». Например: руки вперед ставь! руки в стороны ставь!

Используются также другие глаголы  повелительного наклонения, например: наклониться вперед! сесть! повернитесь направо! коснитесь ладонями пола! (см. рис. 1, в).

Запись общеразвивающих  упражнений без предмета

При записи комплекса общеразвивающих  упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается названия, то его заголовком является эта римская цифра. В  этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия. Например:

IV. И. п. — стойка, руки вверх (рис. 4):

7 — присед, руки вперед;

  1. — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться ладонями црла;
  2. — присед, руки в стороны;
  3. — встать, руки вверх.

Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и. п. Это служит отличительным признаком  всех общеразвивающих упражнений.

Запись упражнения на каждый счет может начинаться, как в приведенном примере, со строчной буквы после тире. Другой вариант — запись с большой (прописной) буквы после точки, например:

IV. И. п. — стойка, ноги врозь, руки на пояс (рис. 5).

  1. — поворот туловища направо, руки в стороны;
  2. — поворот в и.п., руки на пояс;
  3. — 4 — то же в другую сторону.

8 последней строчке примера показано, как можно сократить 
запись упражнения, если вторая его половина выполняется сим-

метрично первой. Еще больше сокращается запись общеразвиваю-щего упражнения, составленного на 8 счетов, например:

5— 8 — то же с другой ноги.

Объединить можно также запись нескольких одинаковых движений, например:

2 — 3 — два пружинящих наклона вперед.

Объединить можно и запись одного движения, длящегося более чем один счет, например:

1 — 2— встать на носки, руки вверх.

При записи общеразвивающих упражнений указываются только изменяемые положения звеньев. При этом могут отсутствовать основные термины, что сообразуется с требованием краткости и правилами сокращения. Рассмотрим пример.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"