Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 04:03, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
1. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального состояния студентов
1. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов

Файлы: 1 файл

физ-ра ответы.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)
  • освоение координационно-сложных двигательных заданий;
  • быстрое перестраивание двигательных действий в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);
  • повышение точности  воспроизведения  заданных  двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых  усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

3. Функциональные  системы организма. Костная система

Костная система образует скелет человека, состоящий из более 200 костей, соединяющихся между собой посредством суставов. В зависимости от формы и функции они делятся на трубчатые (кости конечностей), губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции – ребра, грудина, позвонки и др.), плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей) и смешанные (основание черепа). Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Позвоночник, состоящий из 33–34 позвонков, делят на 5 отделов: шейный (7), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4–5). Позвоночный столб позволяет совершать сгибания вперед и назад, в стороны, вращательные движения вокруг вертикальной оси.

В норме он имеет два  изгиба вперед (шейный и поясничный – лордозы) и два изгиба назад (грудной и крестцовый – кифозы). Названные изгибы имеют большое функциональное значение при выполнении различных движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.): они ослабляют толчки, удары и т.п., амортизируя как эластичная система.

Суставы – в основном подвижные соединения, область соприкосновения костей в них покрыта специальной оболочкой-суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с  надкостницей  и сочленяющихся   костей. Полость суставов герметически закрыта и имеет небольшой объем, зависящий от формы и размеров сустава. Суставная жидкость в суставной щели   уменьшает   трение   между суставными   поверхностями    при движении,  как и  гладкий   хрящ, покрывающий эти поверхности. В простейшем случае в суставе осуществляются сгибание и разгибание, наиболее сложными суставами являются шаровидные (например, в тазобедренном суставе можно производить сгибание, разгибание, приведение, отведение ног, вращение). Главная функция суставов – обеспечение возможности для осуществления движений. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются и укрепляются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается  гибкость.  Отсутствие достаточной двигательной активности приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению суставных поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.

 

 

Билет № 17

1. Объективные  и субъективные показатели самоконтроля

Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам относится: самонаблюдение, по которому дается оценка общего самочувствия, аппетита, сна, физической и умственной работоспособности, настроения адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации. Благоприятной реакцией на физические нагрузки считаются бодрое самочувствие, хорошее настроение, ясное сознание, высокая работоспособность – как умственная так и физическая, легкость во всем теле, упругость походки, хороший сон и аппетит, ровное отношение к окружающим.

Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются наблюдения за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и величиной артериального  давления. О функционировании сердечно-сосудистой системы можно судить по индексу Кердо (И.К.), который рассчитывается по формуле: И.К. =Д / П, где Д – диастолическое давление, П – пульс в 1 мин. В норме этот показатель равен единице, а при нарушениях нервной регуляции сердечно–сосудистой системы его значения оказываются больше или меньше единицы. Можно также использовать коэффициент экономизации кровообращения (КЭК), который указывает на выброс сердцем крови за 1 минуту и подсчитывается по формуле: КЭК = (С – Д ) · П, где С – систолическое давление; Д – диастолическое; П – пульс в 1 мин. В норме показатель КЭК равен 2600, увеличение КЭК свидетельствует о напряженности в работе сердечно-сосудистой системы.

2. Развитие  выносливости

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому  в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость – это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения – физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а, следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости – общую и специальную.

Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают виды специальной  выносливости: скоростная, силовая, статическая.

Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.

Выносливость  к статическим усилиям – способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы.

Развитие гибкости          

Гибкость – способность  выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и  положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми,

маховыми, с внешней  помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. При  прекращении же тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к ней уровню.

3. Организация, формы и средства ППФП в вузе

Методическую основу такой подготовки составляют различия в соотношении разносторонней физической подготовки и специализированной ППФП к конкретным специальностям, например, при подготовке инженеров-программистов и будущих геологов, инженеров строительных специальностей. Необходимы учет требований единства физической и психической деятельности в условиях внешней среды, уровень предварительной подготовленности занимающихся. При этом считается, что резкого разграничения между разносторонней физической подготовкой и ППФП не должно быть, так как это и есть составные части гармоничной подготовки будущих специалистов. ППФП может проводиться как последовательно, так и параллельно с общей физической подготовкой. При этом можно лишь акцентировать внимание на формировании у студентов прикладных знаний и навыков применения ППФП в режиме труда и отдыха. Необходимо также овладение прикладными умениями и навыками, входящими в отдельные виды спорта – с целью развития физических и специальных качеств для конкретной профессии, с учетом положительного «переноса» их в профессиональную деятельность. Формирование прикладных знаний ведется в плане информации студентов о возможностях использования физической культуры и спорта при борьбе с производственным утомлением и негативным влиянием производственной среды, ознакомлением с навыками организации оздоровительной, спортивно-массовой работы. Формами ППФП в высших учебных заведениях являются специально организованные учебные занятия: самостоятельные и самодеятельные занятия; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, избирательно применяемые в различных вузах или на факультетах. В процессе учебных занятий студенты проходят теоретическую подготовку и осваивают практические навыки, позволяющие им методически грамотно готовить себя к профессиональной деятельности, а также вырабатывать качества будущего руководителя, организатора спортивной и производственной деятельности целых коллективов с учетом требований специальности.

Самостоятельные и самодеятельные занятия,  прежде всего, включают выполнение заданий преподавателя по ППФП.  В качестве контроля эти задания вводятся в зачетные требования (составление комплексов утренней и производственной гимнастики, материалы по организации соревнований и др.). Для совершенствования ППФП используются занятия в студенческих общежитиях и спортивном лагере, в режиме рабочего дня и в период каникул. Важной составной частью организации ППФП является методика подготовки судей, общественных инструкторов по спорту.

Массовые оздоровительные  физкультурные и спортивные  мероприятия имеют положительное значение, если они насыщаются прикладными видами спорта или их элементами. В этом плане полезны соревнования по спортивному ориентированию, марш-броски, эстафеты и подвижные игры с элементами ППФП. Необходима также связь с профилирующими кафедрами вуза. Это позволит разработать мероприятия с включением элементов будущей специальности студентов в виде комбинированных эстафет и т.д.

 

Билет № 18

1. Общая физическая  подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  • приобрести общую выносливость;
  • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
  • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка.

Обязательные тесты  определения физической подготовленности студентов:

1. Мужчины: Тест на  скоростно-силовую подготовленность  Бег 100 м (с), Тест на силовую  подготовленность Подтягивание  на перекладине, Тест на общую  выносливость 3000 м (mimi, t).

2. Женщины: Тест на  скоростно-силовую подготовленность  Бег 100 м (с), Тест на силовую  подготовленность  Поднимание и  опускание туловища из положения  лёжа, руки за головой (кол-во), Тест на общую выносливость  Бег 2000 м

2. Национальные  виды спорта

Большинство национальных видов спорта появилось очень  давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения  людей, особенности быта. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей  всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Например, в Армении ежегодно в конце лета проходят навасардские игры. В их программе – состязания по бегу, поднятию тяжестей. Игры, посвященные празднику урожая, проводились и проводятся почти во всех районах страны.

Многие народы нашей страны празднуют приход весны. В Башкирии этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетягивание канатов, лазанье по столбу.

По многим из национальных видов спорта разработаны правила, проводятся соревнования, присваиваются спортивные разряды. На праздник народов Севера собираются сильнейшие представители классических зимних видов спорта и национальных. Проводятся гонки на оленьих упряжках, на собаках, различные народные игры. Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, конные скачки и подвижные игры.

В Грузии, например, бег  и прыжки проводились и для  мужчин, и для женщин (прыгали и с шестом в длину). В Казахстане, наряду с различными скачками и джигитовкой, любят охоту с ловчими птицами; в Туркмении и Узбекистане – канатоходство. По канату ходили с завязанными глазами, держа в руках шест. Особенно популярна борьба. Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Различны

правила и обычаи борцовских состязаний; по-разному называется этот вид спорта: у армян –  кох, у киргизов – куреш, у молдаван – трынта, но суть одна: два борца сходятся в единоборстве. Самые сильные и умелые становятся гордостью земляков, знаменитостью селения. Очень любят борьбу на Кавказе. Недаром среди борцов – представителей классического, вольного стиля, самбо, дзю-до – так много уроженцев республик Закавказья и Средней Азии.

У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются музыкой, танцами. Национальные виды спорта – это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его  историю. Сохранение и развитие этих видов спорта в наше время  означает еще больший рассвет самобытной национальной культуры. 

3. Сердечно-сосудистая  система

Кровеносная система  состоит из сердца и сосудов крови. Ритмические сокращения сердечной мышцы обеспечивают непрерывное движение крови в замкнутой сердечно-сосудистой системе, состоящей из сердца и двух кругов кровообращения – большого и малого. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца,

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"