Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 04:03, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
1. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального состояния студентов
1. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов

Файлы: 1 файл

физ-ра ответы.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Оздоровительные силы природной  среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы  используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

  • как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
  • при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Соблюдение гигиенических  правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

3. Исследование  состояния функции дыхания 

Система дыхания является ведущей наравне с кровообращением, так как поддерживает оптимальный кислородный режим организма. Особенное значение исследования функции дыхания приобретают при занятиях физической культурой и спортом. При исследовании функционального состояния внешнего дыхания и изменение его под влиянием тренировки определяется жизненная ёмкость легких, максимальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проходимости; используются пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе и на выдохе.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)– объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью спирометра (водяного или сухого). Нормальной считается такая фактическая ЖЕЛ, которая составляет в среднем для мужчин 3500–4000 куб. см воздуха или мл, для женщин – 2500–3000 куб. см. или мл у спортсменов величина ЖЕЛ колеблется в среднем от 4500 до 6500 мл и зависит от спортивной специализации.

При определении ЖЕЛ  необходимо учитывать пол, вес и  рост. Поэтому принято помимо так  называемой фактической ЖЕЛ определять «должную» её величину – соответственно индивидуальным вышеперечисленным показателям. Существует много различных формул. Наиболее часто пользуются уравнением Людвига: у мужчин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (30 х вес в кг) – 4400;         у женщин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (10 х вес в кг) – 3800.

При сравнении вычисленной  должной ЖЕЛ с определяемой при  исследовании фактической ЖЕЛ учитывается  разброс нормальных значений: ± 25 %

Пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генчи) характеризуют функцию не только дыхания, но и кровообращения. Средняя продолжительность задержки дыхания у взрослых здоровых людей в состоянии покоя после обычного вдоха составляет 54,5 с, а после обычного выдоха 40 с.

 

 

 

 

 

Билет № 4

1. Объективные  и субъективные признаки усталости,  утомления и переутомления, их  причины и профилактика

Способность выполнять  работу в течение требуемого времени, поддерживая ее высокие показатели, называют работоспособностью. Снижение работоспособности может быть проявлением утомления, которое часто путают с усталостью. Ведь, если человек настолько увлечен работой, что не чувствует усталости, он может не заметить наступившее утомление, пока оно не разовьется и не станет выраженным. Вот тогда и появится усталость – переживание по поводу утомления, субъективное отражение его.

Утомлением называется временное состояние, характеризующееся  снижением работоспособности и  возникшее в результате действия нагрузки. Утомление проявляется  в виде нарушения координации движений, неспособности организма поддерживать определенную интенсивность деятельности, ухудшении эмоционального состояния т.д. О переутомлении свидетельствует заметное ослабление внимания и памяти, бессонница, угнетенность и резкая раздражительность, усталость, которую невозможно компенсировать волевым усилием и др. К этому ведет накапливающееся изо дня в день утомление. Выделяют утомление интеллектуальное (учебная нагрузка), эмоциональное (общение в состоянии стресса), зрительного и слухового анализаторов.

Закономерное изменение  работоспособности наблюдается  на протяжении рабочего дня. В начале – период вхождения в работу. Обычно при тяжелой физической работе врабатывание происходит уже через 20–25 мин, а при средней ее тяжести  – за час-полтора, в то время как при выполнении творческого, умственного труда может длиться до двух часов, в течение которых работоспособность постепенно повышается.

Среди признаков  перенапряжения  у студентов можно  выделить: быструю утомляемость; боли в сердце или в правом подреберье; плохой сон; отсутствие аппетита; потливость; дрожание рук и ног; обмороки; резкую слабость; одышку; головокружение; потемнение в глазах; бледность кожи; тошноту  и др.

Наиболее эффективными распространенными способами профилактики утомления являются: длительный умеренный бег (возникает компенсированный дыхательный ацидоз, обеспечивается большая фиксация углекислого газа клетками); организация рационального питания (по калорийности, микроэлементной и витаминной составляющей, соотношению белков, жиров,  углеводов и т.д.); закаливание; активный отдых; физические упражнения в режиме учебной деятельности и др.

2. Определение  целей и задач спортивной подготовки. Перспективное и текущее планирование.

Подготовка  спортсмена -сложный многосторонний процесс включающих спортивные тренировки спортивные соревнования. Физическая техническая тактическая психологическая подготовка

Цель ОФП - достичь  высокой работоспособности занимающейся. Ее средствами является разнообразные  физические упражнения

Техническая изучение совершенства техники

Тактическая  план спортивной борьбы  необходимо изучить соперников

Психологическая  воспитание нравственных и волевых качеств

3. Исследование  функционального состояния организма  и физической работоспособности

Функциональные  пробы помогают определить резервные возможности организма в связи с ожидаемыми физическими нагрузками, степень и характер приспособляемости к работе организма, амплитуды его аккомодационной способности. Современными являются велоэргометрические нагрузки, тредмилл и степ-тест – восхождения на ступеньку, дозируемые высотой ее и скоростью (под заданный ритм метронома).

Для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку необходимо учитывать исходные данные пульса и  артериального давления, степень и характер их изменений после нагрузки и в восстановительном периоде (т.е. время и характер достижения исходных величин).

Оценка измерения  пульса и артериального давления в покое. Пульс реже 60 ударов в 1 мин,  иначе это называется брадикардией, может оцениваться различно. У тренированных спортсменов брадикардия свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Однако брадикардия может возникнуть при переутомлении, а также при некоторых заболеваниях сердца.

Пульс более 90 ударов в 1 мин, т.е. тахикардия, в состоянии покоя расценивается отрицательно. Учащенный пульс может быть следствием перегрузки (тренировочные нагрузки слишком велики) или перенесенной какой-либо инфекции (ОРЗ, хронический воспалительный процесс в организме, заболевание сердечно-сосудистой системы).

Ортостатические пробы заключаются в изменении положения тела в пространстве относительно опоры. Эти пробы представляют собой естественные формы воздействия, которые человек испытывает постоянно в процессе своей жизни. В ответ на изменения положения тела организм реагирует комплексом приспособительных реакций. Переход из горизонтального положения тела в вертикальное вызывает учащение сердцебиений и увеличение минимального артериального давления. Это обусловлено изменением гидростатических условий, при этом уменьшаются венозный возврат и как следствие – выброс крови из сердца; величина минутного объема крови поддерживается учащением сердечного ритма.

Пробы для оценки физической работоспособности. Объективным следует считать определение физической работоспособности на основании количественной информации об изменении вегетативной функции, получаемой непосредственно в условиях выполнения мышечной работы: в частности, выполнение физической нагрузки на велоэргометре или восхождение на ступеньки (степ-тест Гарвардский или различные его модификации). Физической работоспособностью принято называть такое количество механической работы, которое может выполнить исследуемый с максимальной интенсивностью. С улучшением функционального состояния человек способен при той же затрате энергии выполнить работу большей мощности.

 

 

 

 

 

 

Билет № 5

1. Работоспособность и ее общие закономерности

изменения у  студентов

Человек трудится благодаря  наличию дееспособности и работоспособности. Работоспособность – это способность человека выполнять деятельность в рамках заданного времени и параметров эффективности. Работоспособность отражает биологические возможности человека и социальную сущность (как показатель успешности овладения требованиями какой-либо деятельности). Основа работоспособности – специальные знания, умения и навыки определяющие психические, физиологические и физические особенности. 

Дееспособность означает умение формировать целесообразную деятельность, создавать ее качественную сторону.Работоспособность бывает потенциальная и фактическая. Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих резервов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Фактическая работоспособность осуществляется, – и это главное, – при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха. Производительность труда отражает степень реализации работоспособности. Различия между производительностью труда и показателем фактической работоспособности – это ее естественные резервы.

 У каждого человека  свой уровень работоспособности,  который изменяется в пределах  определенного времени и зависит от многих внутренних и внешних причин: возраста, состояния здоровья, профессионального опыта, физической силы, выносливости, тренированности, чувства долга, сознательности, условий и режима труда и отдыха, характера выполняемой работы и т.д. К физиологическим факторам работоспособности относятся состояние здоровья, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. К физическим факторам относятся освещенность, шум, время суток и т.д. К психическим факторам относятся самочувствие, настроение, мотивация и др. Индивидуальные факторы работоспособности – это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования и т.д.

2. Свой вопрос

3. Антропометрические  исследования

Метод стандартов

Метод стандартов наиболее точный и эффективный. Антропометрические стандарты – это средние величины признаков физического развития, полученные путем статистической обработки  большого количества измерений лиц одного пола, возраста, профессии, проживающих в одной местности. Определяется средняя величина – «меридиан» (М) и среднее квадратическое отклонение – сигма (±s). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов.

Метод корреляции

Выявление связи между  исследуемыми признаками физического  развития проводится методом корреляции, определяя при статистической обработке коэффициент корреляции r. Его значения могут колебаться от 0 до ± 1. Чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь между признаками.

Метод монограмм

Врачебно- педагогические тестирования используют номограммы –  графики геометрических величин, для расчёта уровня физического развития и физической работоспособности. Для оценки веса с учетом роста в номограмме необходимо найти фактические вес и рост обследуемого, например, 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию параллельно линии М. Эта мысленная линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +s. Следовательно, оценка веса по росту будет +0,5s, т.е. в пределах средних данных.

Метод индексов

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно  проводить оценку отдельных антропометрических показателей и их соотношений.

Весо-ростовой индекс Кетле определяет, сколько граммов веса должно приходиться на сантиметр роста. Для определения этого индекса нужно вес обследуемого в граммах разделить на рост в сантиметрах. У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться примерно 350–400 г веса, у женщин 325–375 г. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г – на понижение питания.

 Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т.е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела. Нормой считается величина не менее 65–70 мл/кг у мужчин и не менее 55–60 мл/кг у женщин.

Силовые индексы определяют развитие силы отдельных групп мышц относительно веса тела. Они рассчитываются путем деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70–75 % веса (у спортсменов 75–81 %), у женщин 50–60 % (у спортсменок 60–70 %). Для становой силы средние значения у мужчин равны 200–220 %  (у спортсменов 260–300 %), у женщин 135–150 % (у спортсменок 150–200 %).

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"