Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников; разработка психологически обоснованной программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников. Задачи исследования:
Анализ исследований, посвященных роли и особенностям формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся.
Выявление специфических характеристик мотивационной сферы современных старшеклассников при занятиях физической культурой и спортом. Разработка и апробация программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом современных старшеклассников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
1.Теоретические основы формирования мотивации в обучении…………………………………………………………………………...6
1.1Педагогические основы проблемы учебной мотивации ……………………6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации в процессе обучения………………..12
1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом (характеристика структуры мотивации у старшеклассников в середине ХХ века – в конце ХХ века)……………………………………………………..26
1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века…………………………33
2 Характеристика используемых методов и методик…………………………38
2.1 Разработка программы психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом на основе исследования мотивов………...38
2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом ………………41
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованных источников………………………………...………....47

Файлы: 1 файл

Курсовая формирование мотивации Word.docx

— 156.29 Кб (Скачать файл)

Но одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Сегодня количество больных детей и детей с отклонениями в развитии становится все больше, а методик для их физического воспитания все меньше. Абсолютно здоровые дети и дети, имеющие небольшие отклонения в здоровье, занимаются физкультурой вместе. Учителя не делают между ними разницы, хотя на самом деле эта разница есть, и такое отношение к детям числа здоровых не прибавляет. Ситуация неблагополучная, но небезвыходная. Необходим широкий спектр модульных программ, специализированных для занятий с такими детьми. Подобные программы есть, но в них мало конкретики, ведь каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в развитии, и их нужно учитывать учителям физкультуры. Вторая проблема - нет специалистов, которых бы готовили для работы с часто болеющими детьми.

Подводя итог вышесказанному и основываясь на экспериментальные данные, полученные в ходе выполнения курсовой работы, можно утверждать, что школьники сознательно относятся к урокам физкультуры и могут достаточно определенно указать на их недостатки. Основные замечания, высказанные школьниками, позволяют сделать следующие выводы:

  • недостаточно реализуется дифференцированный подход на уроках физкультуры, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%);
  • не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу физкультуры в школе (22-32 %), что требует пересмотра соответствующих программ, включения большего количества часов на вариативный компонент и адаптации к интересам учащихся конкретной школы;
  • при проведении занятий, особенно в первой части необходимо использовать музыкальное сопровождение, что делает занятия физическими упражнениями более эмоциональными и привлекательными как для девочек, так и для мальчиков;
  • использование соревновательного метода в уроке физической культуры эффективно в старших классах.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Аболин, В. С. Игры на воздухе : метод, рекомендации / В. С. Аболин. - СПб. : СП ГПУ, 2002. - 79 с.
    2. Авохин, С. И. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры : уч.-метод, пособие / С. И. Авохин. - М : Новая школа, 2006. - 119 с.
    3. Асмолкин, А. Г. Физкультура для маленьких : метод, рекомендации / А. Г. Асмолкин. - М. : ВНМЦ, 1991. - 76 с.
    4. Бабушкин, Г. Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в различных видах спортивной деятельности / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 28-30.
    5. Безверхняя, Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г. В. Безверхняя. - М. : Логос, 2004. - С. 84.
    6. Больсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Больсевич // Физическая культура, 2006.-№2.-С. 3-9.
    7. Больсевич, В. К. Теоретико-методологические основания концепций формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте. Здоровый образ жизни : сущность, структура, формирования на пороге XXI века : монография / В. К. Больсевич. - Томск : ТГУ, 2006. - С. 21-26.
    8. Богданова, Б. П. Методика уроков физической культуры 1-8 классов : уч.-метод, пособие / Б. П. Богданова. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.
    9. Возняк, Н. Е. Методика преподавания физической культуры : уч.- метод. пособие / Н. Е. Возняк. - М. : Овал, 2008. - 354 с.

Ю.Войкин, М. С. Активные игры в детском возрасте : метод, рекомендации / М. С. Войкин. - Одесса : ОГПИ, 2003. - 37 с.

11. Воробьева, М. В. К вопросу об  изучении профессиональной мотивации студентов / М. В. Воробьева, С. М. Тищенко // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - С. 61-64.

      1. Воробьева. М. В. Структура профессиональной мотивации будущих специалистов сферы туризма и ее развитие в процессе профессиональной подготовки / М. В. Воробьева // Высшее образование для XXI века : международная научная конференция. - Москва, 18-20 окт. 2007 / ред. Э. Ш. Камалдинова. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. - С. 34-39.
      2. Гадман, О. С. В школу с игрой : учеб-метод, рекомендации / О. С. Гадман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 67 с.
      3. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие для вузов / А. А. Дмитриев. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 234 с.
      4. Ильин, Е. П. Психология спорта : учебник / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008.-352 с.
      5. Кисапов, Н. Н. Противоречия традиционной системы физического воспитания школьников и пути их разрешения / Н. Н. Кисапов, Г. JI. Драндров, В. Т. Никоноров // Образование и саморазвитие. - Казань. - Изд-во «Центр инновационных технологий». -2007. -№ 2. - С. 145-151.
      6. Кисапов, Н. Н. Психофизиологические механизмы регуляции двигательной активности человека в процессе занятий физической культурой / Н. Н. Кисапов, Г. JI. Драндров, О. Ю. Вербина // Актуальные проблемы физического воспитания учащейся молодежи : материалы межвуз. науч.-практ конф. / Чуваш, гос. пед. ун-т. - Чебоксары : ЧГПУ, 2004. - С. 21-27.
      7. Конева, Е. В. Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е. В. Конева. - М. : Феникс, 2005. - 258 с.
      8. Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.
      9. Манукян, С. П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив» : уч. рекомендации / С. П. Манукян. - М. : ОМЕГА-Л, 2004. - 158 с.
      10. Маслоу, А. X. Мотивация и личность : монография (переизд.) / А. X. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 347 с.
      11. Мухина, B.C. Возрастная психология : учебник /B.C. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 344 с.
      12. Смирнова, С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник / С. А. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.-337 с.
      13. Сосновникова, Ю. Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс / Ю. Е. Сосновникова. - СПб. : Питер, 2001. - 235 с.
      14. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры : учебное пособие / Н. Б.Стамбулова. - СПб. : Изд во «Центр карьеры», 1999. - С. 65-69.
      15. Степаненкова, Э. А. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. А. Степаненкова. - М. : Аст, 2007. - 332 с.
      16. Степанова, Г. А. Воспитание интереса к физическим упражнениям у школьников начальных классов : уч.-метод, пособие / Г. А. Степанова. - Челябинск : ЧГИФК-ШГПИ, 2004. - 84 с.
      17. Тодоров, JI. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Л. В. Тодоров // Педагогика. - 2009. - № 8. - С. 3-11.
      18. Трифонова, С. А. Использование «внешнего» и «внутреннего» планов при построении ситуации / С. А. Трифонова // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений : сб. статей / под ред. Ю. К. Корнилова. - Ярославль, 2000. - С. 50-66.
      19. Физкультура и спорт : учебник для институтов физической культуры / под. ред. Ю. М. Портнова. - М. : Феникс, 1998. - 350 с.

 


Информация о работе Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов