Формирование физической культуры личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность понятия "физическая культура"
3. Физическая культура как цель физического воспитания
4. Структура физической культуры личности
5. Задачи формирования физической культуры личности
6. Методика формирования физической культуры
6.1.Методы, направленные на приобретение знаний
∙ словесные методы
∙ методы обеспечения наглядности в физической культуре
6.2.Методы овладения двигательными умениями и навыками
6.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
7. Вывод

Файлы: 1 файл

физкультурааа.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. И.И. МЕЧНИКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра физической культуры и спорта

 

 

Реферат на тему:

Формирование  физической культуры личности учащихся.

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 3 группы

Будура Анна

Преподаватель:

Гладченко Ю. В.

 

 

 

Одесса - 2013

План

  1. Введение
  2. Сущность понятия "физическая культура"
  3. Физическая культура как цель физического воспитания
  4. Структура физической культуры личности
  5. Задачи формирования физической культуры личности
  6. Методика формирования физической культуры

6.1.Методы, направленные на приобретение знаний

        ∙ словесные методы

        ∙ методы обеспечения наглядности в физической культуре

6.2.Методы овладения двигательными  умениями и навыками

6.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей

      7. Вывод

      8. Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Роль физической культуры в формировании личностных качеств  усиливается в связи с самой  ее социальной сущностью. Высокий эмоциональный  фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных  коллективных действий, взаимной ответственности  за достижение общих целей. Все это  в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных  социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его  структуры. В ситуации идеологического  вакуума его частично заполнить  могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями  общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также  становятся личностными чертами.

Известно, что влияние  физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических  сторон. Развивается как социально-биологическая  личность, при этом социальная сторона  должна сыграть важную корригирующую  роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в  существенной мере ограничиваться в  ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических чувств, например при  понимании красоты благородных  поступков, формирования правопослушности.

 

 

 

 

 

 

 

2.Сущность понятия "физическая культура"

В процессе культурной деятельности человек не только создает ценности, но и формирует себя в многообразии форм своего выражения. Его задатки  формируются в способности, которые, в свою очередь, воплощаются в  результатах его деятельности. Развитие человека определяется в основном двумя факторами. Первый характеризуется естественными, биологическими (генетическими) предпосылками к развитию. Раскрытие закономерностей этого естественного развития позволяет избирательно и целенаправленно воздействовать на организм человека, исходя из заложенных в нем, генетически обусловленных предпосылок, планировать и прогнозировать результаты его всестороннего развития. Второй фактор определяется социальными потребностями общества в подготовке людей к разнообразным формам и способам жизнедеятельности. С этой целью создаются средства и методы комплексного воздействия на человека.  Как органическая часть культуры, физическая культура решает проблему воспроизводства человека, его сил и способностей, является одним из важных средств формирования культуры человека и общества.

Связь физической культуры с культурой общества в целом  обусловлена единством их происхождения  и ролью в формировании человека, а также взаимным влиянием всех частей культуры в процессе ее развития. Поэтому  физическая культура является внутренне  присущей человеческому обществу частью культуры на любой стадии его развития.

Физическая культура имеет  деятельную (т.е. сами процессы деятельности) и результативную (в виде специфических  материальных, духовных и иных ценностей, полученных в данной области) стороны. К ним относится степень физического  совершенства людей и физической их подготовленности к труду и  другим формам общественно полезной жизнедеятельности, состояние здоровья, осознанный интерес к физическим упражнениям, внедрение физической культуры в жизнь и быт людей  и многое другое.

Таким образом, физическая культура - часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

 

3.Физическая культура  как цель физического воспитания

Цель является исходным моментом учебного предмета «Физическая культура». Она направляет и регулирует всю  практику физического воспитания учащихся, как ее внутренний закон. От цели учебного предмета зависят его задачи. Цель влияет на средства и результаты физического  воспитания.

Как элемент системы образования  учебный предмет «Физическая  культура» характеризует физическое воспитание - педагогически организованный процесс направленного использования  физкультурных ценностей личностью. Как сторона физической культуры он сохраняет часть её специфических  свойств и функций, связанных  с воздействием на телесность, состояние  здоровья, интеллект и духовность учащихся. Естественной основой такого воздействия являются специфические  особенности физического упражнения как персептивной по своей природе  деятельности. Определяя цель учебного предмета «Физическая культура», мы исходили из того, что в случае ее достижения должны быть получены гуманистические  результаты, специфические для физической культуры и характерные для всей системы образования. Наиболее значимыми  оперативно фиксируемыми гуманистическими результатами, характерными для физической культуры, являются физическое и духовное оздоровление, включение учащихся в  самостоятельную физкультурную  деятельность, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, двигательная рекреация и физическая реабилитация сенсорных систем, повышение умственной и физической работоспособности во время обучения в школе.

Наиболее значимыми гуманистическими результатами, характерными для системы  образования, являются ориентированные  на физическую культуру знания, умения и навыки, необходимые для использования  физических упражнений с целью оздоровления, рекреации, реабилитации, формирования здорового образа жизни. При этом важными являются знания, формирующие  ценностные ориентации на здоровый физически  активный образ жизни и социальные установки на его достижение. В  конечном итоге общее физкультурное  образование должно формировать  мировоззрение здорового и обязательно  физически активного образа жизни. Социально обусловленная необходимость  достижения этих важных результатов  накладывает большую ответственность, на учебный предмет и преподавателей физической культуры.

Под физической культурой  личности подразумевалось органическое единство мотивации физкультурных  или спортивных занятий, необходимых  для знаний, умений, навыков и  способов физкультурной или спортивной деятельности, функциональных возможностей организма. Обязательным атрибутом  физической культуры личности является включенность учащегося в активную деятельность, направленную на физическое, связанное с ним интеллектуально-психическое  и духовное совершенствование.

Содержание и структура  учебного предмета должны обеспечивать достижение поставленной цели. Формирование физической культуры личности многоэтапный процесс. Он протекает с учетом этапов становления личности, таких как  идентификация, индивидуализация, персонализация. На каждом этапе решаются наиболее общие специфические и общепедагогические воспитательно-образовательные, оздоровительные  и прикладные задачи учебного предмета «Физическая культура». В соответствии с ними, в частности, разрабатывалось  его содержание. В настоящее время  ведется активный поиск "точек  обоснования" физкультурных знаний с учетом потребностей личности и  запросами социума. Это должно обеспечить стимулирование и осмысленность  процесса физического совершенствования  человека на протяжении всей его жизни. Важным звеном, связывающим систему  требований и учебный материал, служит правильно сформулированная цель дисциплины. Исходя из цели, формируется диапазон задач, решение которых обеспечивается организацией и содержанием учебного процесса.

Из вышесказанного следует, что целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, как единство мотивации  физкультурных или спортивных занятий, необходимых для знаний, умений, навыков и способов физкультурной  или спортивной деятельности, функциональных возможностей организма.

 

 

 

 

 

 

4.Структура физической  культуры личности

Физическая культура прямо  и опосредованно охватывает такие  свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться  в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого  действия, чувств и общения, физического  и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь  и труд, создает ей психический  комфорт.

Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет  представить ее как интегральное качество личности, как условие и  предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста  и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования.

При такой цели содержание образовательного процесса не может  замыкаться на непосредственных образцах освоения природных сил студентов, а должно быть направлено на освоение, воспроизводство и приумноженное  творческое распространение достижений и ценностей отечественной и  мировой культуры физической. Гуманитарная направленность образования в области  физической культуры подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать  такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы с самоосновой  и саморегуляцией, отражающие наиболее действенные и долговременные результаты образования, а не "сиюминутные".

В процессе формирования физической культуры личности представлены социокультурные, общепедагогические и личностные творческие противоречия, разрешение которых выступает  источником ее самодвижения и развития. Социокультурные противоречия фиксируют  несоответствие между состоянием культуры общества, условиями социокультурной  среды и функционированием физической культуры. Разрешение общепедагогических и личностно-творческих противоречий объясняет природу и механизмы  творческой самореализации личности студента, направленные на самоопределение в  физической культуре, рефлексивные, личностные формы ее освоения, на развитие личностного  культурного пространства.

 

5.Задачи формирования  физической культуры личности

В процессе реализации гуманитарной цели образовательно-воспитательного  процесса возникает группа культурных по содержанию задач, решение которых  обеспечивает полноценное формирование физической культуры личности.

Естественно-культурные задачи - направлены на завершение гармонизации биологического развития всех систем организма, стабилизацию его жизненных  сил. Для их решения разрабатывается  система психофизического, сенсомоторного и функционального развития, меры компенсации и реабилитации отклонений в развитии отдельных анатомо-физиологических  систем; способы стимулирования осознания  ценности здоровья, активного отношения  к своему физическому развитию и  обеспечивающим его методам; культивирование  здорового образа жизни, позитивного  отношения к человеческому телу, реалистическим канонам женственности  и мужественности; адекватное восприятие человеческой сексуальности. Эта группа задач решается с учетом этнокультурных традиций.

Социально-культурные задачи - охватывают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, которые, с одной  стороны, предъявляются личности в  вербализованной форме, с другой - существуют в общественной практике в виде определенных форм и ценностей. Их решение обеспечивает адаптацию  к социальным ролям и отношениям; овладение знаниями, умениями и нормами, необходимыми для выполнения социальных ролей студента, труженика, гражданина, семьянина.

Решение социально-психологических  задач обеспечивает развитие самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизнедеятельности и на перспективу, самоактуализацию и самоутверждение; обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных  способностей в микросоциуме. В процессе физического воспитания педагоги могут  помочь личности в их решении, если создадут условия для развития ее рефлексии и саморегулирования, стимулируют и обеспечивают условия  для адекватного самопознания, личностно  значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения. Если в образовательно-воспитательном процессе та или иная группа задач  остается нерешенной, то это либо задерживает  культурное развитие личности, либо делает его незавершенным, либо искажает личность. Таким образом, можно сделать вывод, что решение данных задач обусловливают полную сформированность физической культуры личности.

Информация о работе Формирование физической культуры личности учащихся