Формирование физической культуры личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность понятия "физическая культура"
3. Физическая культура как цель физического воспитания
4. Структура физической культуры личности
5. Задачи формирования физической культуры личности
6. Методика формирования физической культуры
6.1.Методы, направленные на приобретение знаний
∙ словесные методы
∙ методы обеспечения наглядности в физической культуре
6.2.Методы овладения двигательными умениями и навыками
6.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
7. Вывод

Файлы: 1 файл

физкультурааа.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

6.Методика формирования  физической культуры

В практике формирования физической культуры личности был выдвинут целый  ряд методов, применяемый в данном процессе. Все эти методы целенаправленно  формируют основные структурные  компоненты личности, тем самым, способствуя  ее полноценному развитию.

6.1 Методы, направленные  на приобретение знаний.

Знания являются одним  из ведущих компонентов содержания физического образования, формирования физической культуры личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.

1.Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение информации.

С помощью слова учитель  осуществляет многие функции: конструктивную, организаторскую,активизирует процесс  обучения и др.

Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия:

Рассказ - повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).

Описание - способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Объяснение - предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».

Беседа - представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов.

Разбор - отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.

Указание - словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.).

Оценка - результат анализа выполненного действия (например, «хорошо», «правильно», «плохо» и др.).

Команда - форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судейские реплики).

Подсчет - позволяет задавать ученикам необходимый темп (гребля, для чувства темпа).

Самопроговаривание - применяется для создания общей картины предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнений действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем и «про себя» с акцентом внимания на самые важные характеристики техники.

Идеомоторная  тренировка - мысленное выполнение действий.

Словесная саморегуляция - основана на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.

 

2. Методы  обеспечения наглядности в физической  культуре способствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.  К ним относятся:

Метод непосредственной наглядности - предназначен для создания у занимающихся представления о технике выполнения двигательного действия и осуществляется непосредственным показом движений самим преподавателем или одним из учеников.

Метод опосредованной наглядности  создает дополнительные возможности  для восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки  и т.д.)

Методы направленного  прочувствования двигательного  действия направлены на организацию  восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

-направляющая помощь  преподавателя при выполнении  двигательного действия

-выполнение упражнений  в замедленном темпе

-использование специальных  тренажерных устройств, позволяющих  прочувствовать положение тела  в различные моменты выполнения  упражнения.

Методы срочной информации - предназначены для получения  срочной информации после или  по ходу выполнения двигательных действий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры и др.).

6.2 Методы овладения  двигательными умениями и навыками.

В зависимости от способа  освоения структуры двигательного  действия в процессе разучивания  методы подразделяются на:

-метод разучивания упражнения  по частям (расчленено - конструктивный);

-метод разучивания упражнения  в целом (целостно- конструктивный);

-метод сопряженного воздействия.

Метод расчленено - конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:

-при обучении координационно-сложным  двигательным действиям, когда  нет возможности изучить его  целостно;

-если упражнение состоит  из большого числа элементов,  органически мало связанных между  собой;

-если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

-когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

-когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

 

6.3 Методы, направленные  на совершенствование двигательных  навыков и развитие физических  способностей.

В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания  и регулирования параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и характера  отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных  перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Равномерный метод характеризуется тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.

Различаю два варианта этого метода:

- метод длительной равномерной  тренировки

- метод кратковременной  равномерной тренировки

Первый вариант характеризуется  выполнением работы небольшой интенсивности  на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода  соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжительность  работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содействует совершенствованию  аэробного компонента выносливости.

Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Упражнения выполняются в смешанном  аэробно-анаэробном режиме. Он применяется  для воспитания и совершенствования  чувства темпа, а также для  развития аэробно-анаэробного компонента выносливости. Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего  в том, что он дает возможность  выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного  навыка, улучшению центрального и  периферического кровообращения в  мышцах, совершенствованию координации  работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют  у занимающихся воспитанию волевых  качеств: настойчивости, упорства и  др.

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация  к нему организма, в связи с  чем снижается тренировочный  эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный  темп движений.

Переменный  метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх.

Задачи, решаемые с помощью  переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и  выносливости, координационных способностей, расширение диапазона двигательного  навыка, воспитание волевых качеств.

Преимущества метода заключаются  в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности  выполнения упражнения требует постоянного  переключения физиологических систем организма на новые более высокие  уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности  к одновременной перестройке  всех органов и систем. Чередование  скоростей и напряжений дает возможность  совершенствовать физические способности  и технику движения. Недостатком  переменного метода является то, что  нагрузка в данном методе планируется  приблизительно, как правило «по  самочувствию».

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности.

Задачи, решаемые повторным  методом: развитие силы, скоростных и  скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма, стабилизация техники движений на высокой  скорости, психическая устойчивость.

Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности  точной дозировки нагрузки, а также  его направленности на совершенствование  экономичного расходования энергозапасов  мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если предыдущие методы действуют в основном на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен. Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы.

При работе с недостаточно подготовленными занимающимися  его следует применять с большой  осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике  и закрепление неправильного  двигательного навыка.

Интервальный  метод характеризуется многократным повторением упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха, интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной, анаэробно – алактатной производительности в различных видах спорта.

Преимущество метода заключается  в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как  обеспечивает высокую плотность  нагрузки, быстрее, чем посредством  какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости. Недостатком  метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что  отрицательно сказывается на психическом  состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому  методу. Снижается его эффективность.

Круговой  метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально проработанного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки.

        Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом.

Наиболее характерные  признаки игрового метода являются:

-ярко выраженное соперничество  и эмоциональность в игровых  действиях;

-чрезвычайная изменчивость  хода игры требуют от участника  приспосабливаемости к изменяющимся  условиям;

-вариативность игровых  ситуаций требует самостоятельность  в выборе наиболее результативных  физических упражнений;

-отсутствие строгой регламентации  нагрузки и отдыха. Многое зависит  от инициативы самого ученика;

-комплексное проявление  разнообразных двигательных навыков  и качеств (бег, прыжки, метания).

Отрицательная сторона этого  метода - ограниченная возможность  дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.

Соревновательный  метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных соревнований. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся.

Информация о работе Формирование физической культуры личности учащихся