Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников; разработка психологически обоснованной программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников. Задачи исследования:
Анализ исследований, посвященных роли и особенностям формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся.
Выявление специфических характеристик мотивационной сферы современных старшеклассников при занятиях физической культурой и спортом. Разработка и апробация программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом современных старшеклассников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
1.Теоретические основы формирования мотивации в обучении…………………………………………………………………………...6
1.1Педагогические основы проблемы учебной мотивации ……………………6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации в процессе обучения………………..12
1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом (характеристика структуры мотивации у старшеклассников в середине ХХ века – в конце ХХ века)……………………………………………………..26
1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века…………………………33
2 Характеристика используемых методов и методик…………………………38
2.1 Разработка программы психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом на основе исследования мотивов………...38
2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом ………………41
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованных источников………………………………...………....47

Файлы: 1 файл

Курсовая формирование мотивации Word.docx

— 156.29 Кб (Скачать файл)

7. Использование тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации [22, с. 78].

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждение по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.

Наконец, выделим мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Излишне говорить, что дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, создавая одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования [23, с. 112].

Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношения учащегося к учению. Исследования ряда авторов позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процессе учения:

  • отрицательное;
  • безразличное (или нейтральное);
  • положительное - 1 (аморфное, нерасчлененное);
  • положительное - 2 (познавательное, инициативное, осознанное);
  • положительное - 3 (личностное, ответственное, действенное).

Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям.

Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от устойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования [24, с. 88].

Отношение школьников к учению учителя-практики обычно характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения задания;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учащихся - самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности [20, с. 65].

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышения качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и учителям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым ученикам непонятные темы;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа познавательных личных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [22, с. 221].

Можно утверждать, что все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий, вынуждающих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений. Режим обучения, создаваемый этими средствами, иногда бывает настолько активным, что вызывает обеспокоенность учителей чрезмерным напряжением органов чувств и умственных сил обучаемых [23, с. 67].

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. Interest - имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. По утверждению психологов, интерес - это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.

В органической связи с мотивами существуют потребности. Самое простое определение потребностей - нужда в чем-либо. Потребности являются источником активности и ее движущей силой. Вначале потребность возникает как чисто энергетический импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к поисковой деятельности. Когда четко обнаруживается предмет потребности, она приобретает статус мотива. В этой связи мотив учения может быть определен и как опредмеченная потребность - направленная на предмет обучения активность обучаемого. Связь между потребностями и мотивами в этом плане особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы. И за одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности.

А. X. Маслоу (1999) полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Автор описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают [21, с. 56].

А. X. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктноидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования (Маслоу). На рисунке 1 внизу схематически представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека, а также корреспондирующая ей «Пирамида спортивных достижений», отражающая удовлетворение потребностей человека, занимающего боевыми искусствами (единоборствами). Потребности показаны в порядке их очередности:

  • физиологические потребности (физическая подготовка);
  • потребности безопасности и защиты (единоборство, комплексы приемов рукопашного боя);
  • потребности в эмоциональных контактах (спорт);
  • потребности самоуважения (профессиональный спорт);
  • потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования (боевое искусство).

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Т. е. физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в эмоциональных контактах и т. д.

ИЕРАРХИЯ ПИРАМИДА

ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Рисунок 1 - Иерархии потребностей в мотивации человека.



По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Автор допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Кроме того, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребности в эмоциональных контактах. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом

(характеристика  структуры мотивации у старшеклассников  в середине

ХХ века – в конце ХХ века)

Старшие школьники (9-11 классы). На этом этапе в основном завершается физическое созревание и формирование личности. Юношеский возраст отличается критичностью мышления, потребностью проверять правильность своих мыслей в ходе рассуждений и поиска нужных доказательств. Старшеклассники уже хорошо владеют не только текущим и результирующим, но и предварительным видом самоконтроля.

Поведение старшеклассников характеризуется тем, что носит ещё более выраженный произвольный характер. Учащиеся старших классов ещё заметнее стремятся освободиться от опеки со стороны. Их воля становится ещё совершеннее, что находит выражение в большей способности ставить отдельные цели, подчинять собственное поведение чувству долга, проявлять самообладание. В чертах их характера всё заметнее находят воплощение определённые волевые свойства. Новой особенностью их характера становятся самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свои действия и поступки.

Таким образом, в самооценке старшеклассников наблюдается всё более чёткий переход от оценок окружающих к самооценке, которая начинает приобретать у них характер одного из основных регуляторов собственного поведения.

Победителям 100-километровой командной велогонки на XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) был задан вопрос: «О чем вам думалось, когда в небо по флагштоку стал подниматься советский флаг?». Ответ одного из членов команды В. Чаплыгина: «Я думал, что в далекой от Монреаля Курской больнице, где работают мои мать и отец, узнают о нашей победе, узнают наши тренеры и друзья. И еще я думал: ведь это мы для вас, для всех сделали». А на вопрос «Что побуждало Вас к победе?» Чемпион XXI Олимпийских игр, самый сильный человек в мире, прославленный В. Алексеев сказал: «Знал, что этой победой будет гордиться Родина, весь наш народ». Вот в чем кроется великая сила мотивации, глубинный - психологический и высоконравственный смысл мотивов, сообщающих отнюдь не биологический импульс силы всем действиям и поступкам, всей идейно направленной деятельности спортсменов. Отметим, что в XXI в. Спорт все более будет приобретать черты акмеологической деятельности, ибо он уже дифференцировался на массовый спорт и спорт высших достижений. Последний теперь четко разделился на олимпийский и профессиональный спорт, которые уже не противостоят друг другу, а «обмениваются» спортсменами и опытом в искусстве соревнования. Популярность физической культуры и спорта растет: в развитых странах мира это стало массовым и оздоровительно-развлекательным.

Поведение не может быть саморегулирующимся без самооценки, т.е. оценка индивидом тех действий, которые он совершил и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются. Самооценка - суть отношение человека к своим способностям, возможностям, а также к внешнему облику.

Темперамент - устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.) базирующееся на стойких врожденных свойствах нервной системы.

Характер - совокупность типичных способов поведения личности в типичных обстоятельствах, порождаемая устойчивым отношением к этим обстоятельствам.

Информация о работе Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов