Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников; разработка психологически обоснованной программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников. Задачи исследования:
Анализ исследований, посвященных роли и особенностям формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся.
Выявление специфических характеристик мотивационной сферы современных старшеклассников при занятиях физической культурой и спортом. Разработка и апробация программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом современных старшеклассников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
1.Теоретические основы формирования мотивации в обучении…………………………………………………………………………...6
1.1Педагогические основы проблемы учебной мотивации ……………………6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации в процессе обучения………………..12
1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом (характеристика структуры мотивации у старшеклассников в середине ХХ века – в конце ХХ века)……………………………………………………..26
1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века…………………………33
2 Характеристика используемых методов и методик…………………………38
2.1 Разработка программы психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом на основе исследования мотивов………...38
2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом ………………41
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованных источников………………………………...………....47

Файлы: 1 файл

Курсовая формирование мотивации Word.docx

— 156.29 Кб (Скачать файл)

В повседневной деятельности особенности личности сопряжены с выбором стратегии их реализации: стратегией индивидуализации и стратегией избавления от недостатков. Стратегия индивидуализации предполагает всесторонний учет индивидуальных особенностей личности, формирование индивидуального стиля деятельности.

Стратегия избавления от недостатков и опоры на сильные стороны психики не менее известна и приемлема для спорта. Она базируется на пластичности свойств нервной системы, которые, как известно, пластичны до определенной степени. Тем не менее, диапазон пластичности существует и вполне возможно то, что ученик со слабой нервной системой или несмелый со временем станет более смелым и научится действовать в стандартных жизненных ситуациях подобно человеку с сильной нервной системой [4, с. 17].

То же самое можно сказать и о характере, и о способностях. Возможно, более удачно найти для ученика вид спорта, амплуа, выработать индивидуальный стиль деятельности, а можно пойти по пути искоренения недостатков, воспитания желательных для особенностей личности, преодолевая естественное «сопротивление» его природной психической организации. В соответствии с идеями самореализации личности задачами учителя и самого ученика являются: обеспечить максимальную реализуемость задатков и одаренности в соответствующем виде деятельности, найти путь к применению своих сил, особенностей и возможностей. Если этого не происходит, то у ученика со временем образуется личностный синдром, который не способствует успешному решению соревновательных задач, приводит к неоправданной тревожности, высокой вероятности срыва, скованности в поведении, недовольству собой.

Личностный синдром - определенное сочетание нескольких особенностей личности, у которых может быть единый механизм возникновения.

Задачи воспитания эмоциональных сторон личности у учеников не решаются стихийно. Успех связан с повседневной работой родителей и педагогов по физической культуре и спорту. Целенаправленной, четкой организацией воспитательной работы с молодежью. Формирование личности ученика является результатом длительной воспитательной работы в условиях семьи, школы и других общественных организаций. Важнейшим стимулом, порождающим стремление к победе, желание добиться успеха, достигнуть наилучших результатов служит также общественная оценка жизненных достижений.

Положительная общественная оценка является основным мотивом, активизирующим волю ученика.

Большое положительное влияние на воспитание моральных эмоций имеет контроль за отдельными старшеклассниками со стороны наиболее авторитетных членов коллектива. "Моральное чувство, подобно эстетическому, требует неизбежного наглядного обучения," - писал И. М. Сеченов. Воспринимая внешние проявления эмоций радости, страха, увлечения, человек сам начинает переживать или сопереживать соответствующие эмоции.

Осознание своих эмоциональных состояний и проявлений, их анализ и формирование оценочного отношения к ним значительно облегчает "снятие" неблагоприятных влияний многих эмоций. Этот метод является одним из основных в так называемой "рациональной психотерапии" и может быть широко и успешно использован в случаях необходимости, воздействовать на эмоциональные стороны здорового человека.

При затруднительных условиях деятельности, когда ученик переживает субъективные трудности, связанные с эмоциональными состояниями неуверенности, страха, смущения преодоление этих недостатков помогает своевременное и соответствующее случаю слово поощрения "Давай, молодец!", "Держись!" и т.д.

В школу приходят как природно-одаренные дети, так и те, кто не обладает особым здоровьем и задатками. Приходят, чтобы стать сильными, ловкими, крепкими. Стойкое эмоциональное возбуждение, мобилизация всех сил и резервов помогают восполнить то, чем обделила природа, что недодала судьба. Такие люди конструируют свое тело, свое положение в обществе нередко преодолевая скептицизм, насмешки, сопротивление. Человек выкладывается без остатка на каждом уроке, в каждой тренировке, не расслабляясь, не получая взамен ни психического, ни физического удовольствия. Такую страстную преданность физкультуре питает энергия сильных устойчивых отрицательных эмоции, ожесточенность, желание кому-то что-то доказать и т.п..

Если физические задатки слабые то можно развить их за счет резервов организма, невыраженные способности - компенсировать спортивной злостью. При сочетании определенных индивидуальных свойств и обстоятельств жизни можно достичь заметного прогресса в освоении, используя преимущественно эмоционально-волевой способ организации деятельности [7, c. 33].

Сознательно-волевое - в деятельности по борьбе с собственными слабостями, недостатками, в пересиливании привычек, потребностей, стереотипов, отвлекающих от достижения задуманного. Такое состояние возможно при условии стойкого преобладания сильных процессов возбуждения над процессами внутреннего торможения.

Психологическая защита - эмоциональный механизм переживаний, который "всю боль свою один переболит и перетащит самый тяжкий камень", как сказал поэт. Переживание неудачи приводит к переоценке ценностей, новому взгляду на себя, на отношения с окружающими, придают мощный волевой импульс процессу.

Учебная деятельность предполагает решение задач, направленных на осуществление физической, технической, тактической и психологической подготовки учащихся.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата.

Техническая подготовка направлена на совершенствование качества и повышение надежности управления движениями. Психологической основой технической подготовки является, целенаправленное и индивидуализированное совершенствование психических процессов, которые участвуют в регуляции движений, характерных для каждого конкретного вида спортивной деятельности.

Тактическая подготовка предполагает совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревнований, развитие специальных способностей, которые определяют эффективность решения задач. Степень индивидуализации учебно-тренировочного и воспитательного процессов может быть различной, а именно:

  1. индивидуализация практически отсутствует, имеет место одинаковый подход ко всем;
  2. предельная индивидуализация - персональная работа учителя с каждым отдельным учеником (так называемая «парная педагогика»);
  3. индивидуализация осуществляется по типам - ученики условно разделены на группы по сходству их индивидуально- психологических особенностей.

Наибольшего внимания, как отмечают исследователи, заслуживает последний подход.

При планировании учебно-тренировочного процесса необходимо соблюдать ряд основных принципов:

    1. проведения разминки перед началом занятия;
    2. занятие должно быть хорошо организовано;
    3. планирование, распределения нагрузок от начала к концу занятия;
    4. во время занятия следует разумно и своевременно применять поощрения и наказания;
    5. сообщать ученику об его успехах и допускаемых им ошибках;
    6. оценка занятия, его разбор после завершения; Отсюда следует вывод, что общие принципы проведения тренировочного занятия предполагает их реализацию в каждом конкретном случае с применением индивидуального подхода.

Педагогу рекомендуется:

      1. на занятиях чаще создавать более сложные и неожиданные условия

для работы;

      1. строже регламентировать поведение как в жизни, так и на занятиях;
      2. в воспитательной работе необходимо быть осторожным и тактичным.

В связи с этим назовем некоторые результаты применения учителем

индивидуального подхода.

1. Появляется возможность предсказывать поведение ученика во время урока.

2. Использование результатов психологического обследования в индивидуальных беседах для решения личных проблем учащихся.

3. Формируется более полная и адекватная оценка учеником самого себя, в результате чего достигается устойчивая эмоциональная адаптация ко всему процессу занятий.

4. Оптимизируются межличностные отношения и предотвращается возникновение конфликтов в классе.

Совместная работа педагога и психолога по формированию комплекса учебных занятий, направленных на развитие психофизиологического состояния подростка на наш взгляд является необходимым для решений задач, которые ставятся сегодня перед современной системой образования. Таким образом, изучение мотивации старшеклассников позволит наиболее адекватно подойти к решению важных вопросов, касающихся психофизиологического состояния современного подростка [5, c. 12-13].

1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века

Для общего процесса формирования личности огромное значение имеет то, в каком возрасте влияют на человека те или иные факторы, благоприятные для её развития. Физические упражнения особенно ценны для всестороннего развития личности в детском и юношеском возрасте. Средствами физического воспитания могут быть сформированы такие важные нравственные качества, как коллективизм, трудолюбие, товарищеские взаимоотношения, гуманизм, честность и т.д. Например, на уроке ставится задача научить выполнять расхождение вдвоём на бревне. Урок начинается с обще развивающих упражнений в парах. Это создаёт предпосылки для совместного выполнения основной задачи. Необходимы и вербальные воздействия учителя «Не сбивай с ритма!», «Помогай!». Учащиеся должны иметь возможность оценить выполнение упражнения.

Правильная, психологически грамотная оценка играет огромную роль в формировании отношений учащихся, их личностных характеристик. Часто после игры или эстафеты объявляются лишь результаты соревнования. Для взрослых, возможно, этого достаточно, но не для детей. Если дать анализ поведения каждой команды, показать, что выигравшая команда правильно распределила свои силы, проявила взаимовыручку и поэтому победила, то воспитательное воздействие урока, тренировки неизмеримо повышается.

Большое значение имеют и соревнования. Особенно общешкольного или внешкольного характера. Формируется такое качество как ответственность. Ответственность участников соревнования связана не только с защитой своих личных интересов, но и, прежде всего, спортивных интересов группы.

Физическая культура может стать достоянием каждого человека только при условии осознания её значимости для здоровья и гармонического развития личности. Понимание важности физической культуры формируется ещё в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь через развитие интересов и соответствующих мотивов. К числу первичных мотивов относятся мотив долженствования и мотив эмоциональной привлекательности. На этом этапе трудность формирования первичных мотивов связана с недостаточно осознанными потребностями. Одно из важных психологических условий развития потребности в движении - это переживание чувства удовлетворённости от двигательной активности, от физической нагрузки. Это чувство возникает вследствие неоднократно испытанного удовлетворения от самой деятельности и её результатов, условий, а также от уверенности получения удовлетворения впредь [11, с. 37].

В целом на уроках физической культуры в школе удовлетворение от физической активности связано как с объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся условия и содержание занятий, результаты, которых ученик достигает на уроке на протяжении четверти и учебного года, общая физическая подготовленность класса, педагогическое мастерство учителя, его отношения с учащимися. Субъективные факторы: положение ученика в классе вообще и в связи с занятиями физической культурой в частности, отношение к физическим нагрузкам, степень общительности и умение налаживать контакты, особенности личности и особенности нервной системы.

Среди факторов, характеризующих деятельность учителя, в наибольшей степени на удовлетворённость от занятий влияют стиль руководства и личностные качества руководителя.

Чем больше преодолено опасностей, тем устойчивее смелость и сильней воля. Самовоспитание, активизирующее сознание, имеет очень большое значение в воспитании воли. Сила воли ученика на занятиях физической культурой выражается уверенностью в своих силах и в способности преодолевать опасность.

Укреплять волю - значит воспитывать устойчивость центральной нервной системы к различным раздражителям, вызываемых опасностью. Волевое усилие, как чрезвычайно важное качество сознания, становится большой силой при систематическом и методически правильном преодолении чувства страха. В ответственный момент ученик может сознательно вызвать волевое усилие и при его помощи мобилизовать скрытые запасы энергии для преодоления чувства страха [26, c.30].

Для развития воли нужно постепенно усложнять и видоизменять объективные препятствия. Выполнение опасного физического упражнения выступает в сознании ученика как самостоятельное, целенаправленное волевое действие.

При методически правильном освоении опасных физических упражнений воспитывается одно из главных качеств воли - смелость.

В школьной программе по физическому воспитанию есть много упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать страх. Среди них акробатические упражнения, опорные прыжки, полоса препятствий. Эти упражнения выполняются с предельным усилием воли. Здесь страх умеренной силы хорошо «подстегивает» ученика, не умеющего работать на пределе своих возможностей.

Основным качеством воли, проявляемой учениками на занятиях физической культурой, является решительность. Ее воспитание неизбежно связано с преодолением чувства страха.

Одним из важнейших предварительных условий сильной воли в физическом воспитании и в спорте является физическое здоровье.

Итак, можно сделать вывод, что преодоление чувства страха способствует укреплению всех волевых качеств: инициативности, активности, дисциплинированности, решительности, стойкости.

Информация о работе Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов