Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о средствах и методах физического воспитания.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;

Содержание работы

• Введение 3

• 1. Средства физического воспитания 3
o 1.1 Гигиенические факторы 4
o 1.2 Физические упражнения 5
o 1.3 Оздоровительные силы природы 8
o
• 2. Методы физического воспитания 11
o 2.1 Методы строго регламентированного упражнения 11
o 2.2 Игровой метод 11
o 2.3 Соревновательный метод 13
o 2.4 Общепедагогические методы 13
o
• Заключение 15

• Список литературы 15

Файлы: 1 файл

средства и методы физического воспиттания.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Средства физического воспитания 3
    • 1.1 Гигиенические факторы 4
    • 1.2 Физические упражнения 5
    • 1.3 Оздоровительные силы природы 8
  • 2. Методы физического воспитания 11
    • 2.1 Методы строго регламентированного упражнения 11
    • 2.2 Игровой метод 11
    • 2.3 Соревновательный метод 13
    • 2.4 Общепедагогические методы 13
  • Заключение 15
  • Список литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о средствах и методах физического  воспитания.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

1) физические упражнения;

2) оздоровительные силы  природы;

3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством  физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и  гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств  позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются  две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

 

 

 

 

 

К специфическим методам  физического воспитания относятся:

методы строго регламентированного  упражнения;

игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

соревновательный метод (использование  упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением  технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

 

 

Общепедагогические методы включают в себя:

словесные методы;

методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

Все вышеприведенные факторы обуславливают  актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение средств и методов физического  воспитания.

1. Средства физического воспитания

1.1 Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия  физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота  тела, чистота мест занятий, воздуха  и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических  требований снижает положительный  эффект занятий физическими упражнениями.

Цель гигиены физического  воспитания и спорта состоит в  профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности  занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий  физической культурой и спортом.

Предметом гигиены физического  воспитания и спорта как науки  является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и  спорта.

Основная задача гигиены  физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий  для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния  здоровья, физического развития, повышения  общей и спортивной работоспособности  лиц, занимающихся физической культурой  и спортом.

К основным гигиеническим  средствам, применяемым для этого, относятся:

- оптимизация условий,  режимов и содержания, форм и  средств, применяемых в процессе  занятий физическими упражнениями;

- рациональное питание;

- оптимизация физических  нагрузок в процессе занятий  физическими упражнениями;

- закаливание.

1.2 Физические упражнения

Физические упражнения -- это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые  направлены на реализацию задач физического  воспитания, сформированы и организованы по его законам.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие  от умственной); внешне проявляемой  в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и  во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа  исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного  повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -- это  совокупность физиологических, психологических  и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические  сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное  значение, образовательную роль, влияние  на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические  и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей  здоровья и во многих случаях оказывает  лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую  методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях  уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится  на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность  длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена  для создания наиболее благоприятных  условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение  бегуна на короткие дистанции, замах  при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит  из движений (или движения), с помощью  которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании  диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает  действие (например, пробежка по инерции  после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции  тела после выпуска снаряда в  метаниях и т.п.).

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения -- значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического  воспитания создан целый ряд классификаций  физических упражнений.

1. Классификация физических  упражнений по признаку исторически  сложившихся систем физического  воспитания. Исторически в обществе  сложилось так, что все многообразие  физических упражнений постепенно  аккумулировалось всего в четырех  типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они  различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в  системе физического воспитания, а также свойственной им методикой  проведения занятий.

В нашей системе физического  воспитания гимнастика, игра, спорт  и туризм дают возможность:

- во-первых, обеспечить всестороннее  физическое воспитание человека;

- во-вторых, удовлетворить  индивидуальные запросы и интересы  многих людей в сфере физического  воспитания;

- в-третьих, охватить физкультурными  занятиями людей практически  на протяжении всей жизни -- от элементарных детских подвижных  игр до занятий упражнениями  из арсенала лечебной физической  культуры в пожилом возрасте.

Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому  признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины  и т.д. С помощью такой классификации  составляются различные комплексы  упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и  т.п.).

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

1) скоростно-силовые виды  упражнений, характеризующиеся максимальной  мощностью усилий (например, бег  на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

2) упражнения циклического  характера на выносливость (например, бег на средние и длинные  дистанции, лыжные гонки, плавание  и т.п.);

3) упражнения, требующие высокой  координации движений (например, акробатические  и гимнастические упражнения, прыжки  в воду, фигурное катание на  коньках и т.п.);

4) упражнения, требующие комплексного  проявления физических качеств  и двигательных навыков в условиях  переменных режимов двигательной  деятельности, непрерывных изменений  ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры  движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные  упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон  мощности. По этому признаку различают  упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три  группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

В любой классификации  упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными  признаками, в том числе по эффекту  воздействия на выполняющего упражнение.

1.3 Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы  оказывают существенное влияние  на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие  температуры воздуха и воды, изменения  атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация  воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению  состояния здоровья и работоспособности  человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы,  создающие наиболее благоприятные  условия, в которых осуществляется  процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия  физических упражнений на организм  занимающихся. Занятия в лесу, на  берегу водоема способствуют  активизации биологических процессов,  вызываемых физическими упражнениями, , повышают общую работоспособность  организма, замедляют процесс  утомления и т.д.;

Информация о работе Физическое воспитание