Физическое воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Наша страна переживает сложное время перемен во всех сферах жизнедеятельности. Перемены коснулись и системы образования: новые типы школ, новые парадигмы, новые технологии. Изменения в обществе нашли свое отражение в изменении запроса на образование подрастающего поколения.
Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Это обусловило появление в школе развивающего обучения, личностно-ориентированного, дифференцированного образования.

Содержание работы

Введение
Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИ  «НИНХ»

Институт: Институт международных отношений и права

Кафедра: Кафедра физического  воспитания и спорта

 

 

Реферат

 

Учебная дисциплина: Физическая культура

Номер и название темы: 59, «Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем»

Номер зачетной книжки: 111589

Номер группы: БМ-15

Ф. И. О. студента: Сабаева Анна Александровна

Проверил (а): Коршунова Ольга  Сергеевна

Оценочное заключение:

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

  1. Введение
  2. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
  3. Заключение
  4. Приложение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наша страна переживает сложное время перемен во всех сферах жизнедеятельности. Перемены коснулись  и системы образования: новые  типы школ, новые парадигмы, новые  технологии. Изменения в обществе нашли свое отражение в изменении  запроса на образование подрастающего  поколения.

Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Это обусловило появление в школе  развивающего обучения, личностно-ориентированного, дифференцированного образования.     

 Обществу нужна личность – гармонично развитая, творческая, активная, понимающая свое предназначение в жизни, умеющая управлять своей судьбой, здоровая физически и нравственно.     

 Сегодня все чаще  поднимается вопрос об ухудшении  состояния здоровья детей. По  определению Всемирной Организации  Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.        

 Различные исследования  медиков, физиологов, психологов  и гигиенистов показывают, что  уже в первом классе 15 % детей  имеют хронические патологии,  более 50 % - те или иные отклонения  физического здоровья, 18-20 % - пограничные  нарушения психического здоровья.  

У 20-60 % детей младшего школьного  возраста выявлен высокий уровень  нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70-80% случаев  функционирует в режиме перенапряжения.      

 Неуклонное снижение  уровня здоровья детей обусловлено,  конечно же, воздействием на растущий  организм многочисленных социальных, экономических, биологических факторов:

  • ухудшение качества жизни;
  • тяжелая экологическая обстановка;
  • неблагоприятное социальное положение многих детей;
  • недостаточное финансирование народного образования, здравоохранения, социальных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все дети распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из детей, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с детьми этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных  двигательных действий, связанных с  повышенными нагрузками, требования к детям снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Двигательные  задания детям данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают детей, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение детей в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Основными задачами физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

– укрепление здоровья, содействие правильному  физическому развитию и закаливанию  организма;

– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных  болезнью;

– повышение физической и умственной работоспособности;

– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как  средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

– формирование правильной осанки, а  при необходимости ее коррекция;

– обучение рациональному дыханию;

– освоение основных двигательных умений и навыков;

– воспитание морально-волевых качеств;

– воспитание интереса к самостоятельным  занятиям физической культурой и  внедрение их в режим дня учащихся;

– создание предпосылок, необходимых  для будущей трудовой деятельности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий  составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний детей, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Основной  формой физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья является занятие, которое строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных занятий физической культуры оно имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного занятия продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части занятия. Подбор упражнений в основной части занятия (20–22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части занятия (3–5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные  режимы для детей с ослабленным  здоровьем рекомендуется выполнять  при ЧСС 120–130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части занятия и частоты пульса до 140–150 уд./мин.

Двигательные  режимы при ЧСС 130–150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Преподаватель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.

Кроме занятий используются и другие формы физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до занятий, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др. 

 

Заключение

 

Обеспечение надлежащего  врачебного и педагогического контроля за физическим воспитанием школьников из специальных медицинских групп возможно лишь при взаимопонимании и взаимодействии департаментов народного образования и здравоохранения. Организационно- методическую и практическую работу по профилактике заболеваемости и контролю за динамикой восстановления физической работоспособности больных детей должны возглавлять врачебно- физкультурные диспансеры.

На базе врачебно-физкультурных  диспансеров могут быть организованы постоянно действующие семинары для медработников и преподавателей физической культуры.

Медицинским работникам школ необходимо постоянно проводить  с родителями и детьми индивидуальные и коллективные беседы о роли двигательной культуры и основах здорового  образа жизни людей. Важно обеспечить учащихся комплексами упражнений в  форме физкультурных пауз (физкультминуток), которые они могут выполнять  дома во время приготовления уроков или работы за компьютером. 
Следует рекомендовать школьным коллективам чаще приглашать на открытые уроки СМГ родителей и демонстрировать им на конкретных примерах рост физической подготовленности детей.  
Показательные уроки и спортивные праздники могут также стать мощным побудительным фактором для самостоятельных занятий детей дома, а со временем – с учетом их возможностей, склонностей и интересов – и к самостоятельным занятиям различными формами физической культуры и спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Занятие специальной  медицинской группы для школьников 1–4-х классов

Подготовительная часть. Построение. Объяснение задач урока. Подсчет пульса и частоты дыхания. Уточнение самочувствия. Медленная ходьба с изменением направления движения. Ходьба в полуприседе и в приседе. Быстрая ходьба. Бег в среднем темпе 30–60 секунд. Быстрая ходьба с постепенным замедлением темпа и с выполнением простых дыхательных упражнений. Построение для выполнения простых общеразвивающих упражнений. 
Упражнение 1. «Кролики и великаны» 
И.п. – о.с. 1–2 – полуприсед; 3–4 – встать, подняться на носки, руки вверх. Выполнять 6–8 раз. 
Упражнение 2. «Азбука Морзе»  
И.п. – руки на поясе. 1 – руки вперед; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и.п. Повторять 6–8 раз. 
Упражнение 3. «Часы» 
И.п. – руки на поясе. Наклоны в стороны на каждый счет с речитативом «Тик-так, тик-так, целый день вот так». Повторять 12 раз. 
Упражнение 4. «Хлопки» 
И.п. – о.с. 1 – поднять левую ногу, согнутую в колене, и сделать хлопок под ней; 2 – и.п.; 3–4 – то же с хлопком под правой ногой. Повторять 10–12 раз. 
Упражнение 5. «Маятник»  
И.п. – руки согнуты в локтях. 1 – наклон вперед; 2 – и.п.; 3 – наклон назад; 4 – и.п. Повторять 6–8 раз. 
Упражнение 6. «Дотянись до неба»  
И.п. – руки на поясе. 1 – шаг правой ногой в сторону; 2 – подняться на носки, руки вверх; 3 – опуститься на всю ступню, руки на пояс; 4 – и.п.; 5–8 – то же шагом левой ноги. Повторять 4–6 раз. 
Упражнение 7. «Море волнуется»  
И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх, кисти опущены. 1 – встать на пятки, кисти вверх; 2 – встать на носки, кисти вниз. Повторять 6–8 раз. 
Медленная, спокойная ходьба.

Основная часть. Выполнение каждым занимающимся индивидуального комплекса гимнастических упражнений, рекомендованного при конкретном заболевании. Простые упражнения на гимнастической стенке; спокойная ходьба, дыхательные упражнения. Метание малых мячей на меткость и дальность. 
Подвижные игры  
1. «Перемена мест» (ловкость). Участники располагаются произвольно на площадке в начерченных небольших кругах. У водящего круга нет. По сигналу преподавателя участники меняются местами, а водящий старается захватить себе любой круг. Оставшийся без места становится водящим. 
2. «Белые медведи» (ловкость, выносливость). Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются запятнать бегающих детей. Те, кого запятнали, присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока последний не присоединится к водящим.  
Спортивные игры. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения.

Заключительная часть. Подсчет пульса, частоты дыхания. Подведение итогов урока, задание на дом. Организованный уход с места занятий.

Информация о работе Физическое воспитание детей