2) как относительно самостоятельные 
средства оздоровления и закаливания 
организма (солнечные, воздушные 
ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии 
они становятся формой активного 
отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований 
к использованию оздоровительных 
сил природы является системное 
и комплексное применение их в 
сочетании с физическими упражнениями.
2. Методы физического воспитания
2.1 Методы строго 
регламентированного упражнения
Основным методическим направлением 
в процессе физического воспитания 
является строгая регламентация 
упражнений. Сущность методов строго 
регламентированного упражнения заключается 
в том, что каждое упражнение выполняется 
в строго заданной форме и с 
точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного 
упражнения обладают большими педагогическими 
возможностями.
Они позволяют:
1) осуществлять двигательную 
деятельность занимающихся по 
твердо предписанной программе 
(по подбору упражнений, их связкам, 
комбинациям, очередности выполнения 
и т.д.);
2) строго регламентировать 
нагрузку по объему и интенсивности, 
а также управлять ее динамикой 
в зависимости психофизического 
состояния занимающихся и решаемых 
задач;
3) точно дозировать интервалы 
отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать 
физические качества;
5) использовать физические 
упражнения в занятиях с любым 
возрастным контингентом;
6) эффективно осваивать 
технику физических упражнений 
и т.д.
2.2 Игровой метод
В системе физического 
воспитания игра используется для решения 
образовательных, оздоровительных 
и воспитательных задач.
Сущность игрового метода 
заключается в том, что двигательная 
деятельность занимающихся организуется 
на основе содержания, условий и 
правил игры.
Основными методическими 
особенностями игрового метода являются:
игровой метод обеспечивает 
всестороннее, комплексное развитие 
физических качеств и совершенствование 
двигательных умений и навыков, так 
как в процессе игры они проявляются 
не изолированно, а в тесном взаимодействии; 
в случае же педагогической необходимости 
с помощью игрового метода можно 
избирательно развивать определенные 
физические качества (подбирая соответствующие 
игры);
наличие в игре элементов 
соперничества требует от занимающихся 
значительных физических усилий, что 
делает ее эффективным методом воспитания 
физических способностей;
широкий выбор разнообразных 
способов достижения цели, импровизационный 
характер действий в игре способствуют 
формированию у человека самостоятельности, 
инициативы, творчества, целеустремленности 
и других ценных личностных качеств;
соблюдение условий и 
правил игры в условиях противоборства 
дает возможность педагогу целенаправленно 
формировать у занимающихся нравственные 
качества: чувство взаимопомощи и 
сотрудничества, сознательную дисциплинированность, 
волю, коллективизм и т.д.;
присущий игровому методу 
фактор удовольствия, эмоциональности 
и привлекательности способствует 
формированию у занимающихся (особенно 
у детей) устойчивого положительного 
интереса и деятельного мотива к 
физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода 
можно отнести его ограниченные 
возможности при разучивании 
новых движений, а также при 
дозировании нагрузки на организм.
2.3 Соревновательный метод
Соревновательный метод -- 
это способ выполнения упражнений в 
форме соревнований. Сущность метода 
заключается в использовании 
соревнований в качестве средства повышения 
уровня подготовленности занимающихся. 
Обязательным условием соревновательного 
метода является подготовленность занимающихся 
к выполнению тех упражнений, в 
которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания 
соревновательный метод
в виде официальных соревнований 
различного уровня (Олимпийские игры, 
чемпионаты мира по различным видам 
спорта, первенство страны, города, отборочные 
соревнования и т.п.
как элемент организации 
урока, любого физкультуоно - спортивного
занятия, включая и спортивную 
тренировку
Соревновательный метод 
позволяет:
- стимулировать максимальное 
проявление двигательных способностей 
и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать 
качество владения двигательными 
действиями;
- обеспечивать максимальную 
физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию 
волевых качеств.
2.4 Общепедагогические 
методы
В физическом воспитании широко 
применяются методы общей педагогики, 
в частности методы использования 
слова (словесные методы) и методы 
обеспечения наглядности (наглядные 
методы).
Применение общепедагогических 
методов в физическом воспитании 
зависит от содержания учебного материала, 
дидактических целей, функции, подготовки 
занимающихся, их возраст, особенностей 
личности и подготовки преподавателя-тренера 
наличия материально - технической 
базы, возможностей ее использования.
Заключение
На современном этапе на общем 
фоне неблагополучия здоровья населения 
особую актуальность представляет сохранение, 
укрепление и формирование здоровья 
педагогов, так как, по мнению специалистов, 
образовательные учреждения являются 
важнейшим звеном социализации подрастающего 
поколения и играют значительную 
роль в формировании мотивации сохранения 
здоровья всех участников образовательного 
процесса.
Ведущими социально обусловленными 
факторами риска, олицетворяющими 
угрозу сохранению, развитию и реализации 
человеческого потенциала России, являются:
- тенденции к уменьшению продолжительности 
жизни и роста смертности населения;
- снижение уровня физического 
и психического здоровья под 
влиянием социальных, экологических 
и педагогических факторов среды 
жизнедеятельности;
- ухудшающееся положение 
детей, семьи, молодежи как 
важнейших составляющих человеческого 
потенциала будущих поколений;
- развитие педагогической науки 
и образования и их невостребованность 
властью.
Обращение к физической культуре в 
системе педагогического образования 
в связи с решением указанных 
проблем предполагает, что, во-первых, 
затрагивается вопрос формирования 
упреждающего механизма дальнейшего 
развития негативных тенденций в 
состоянии здоровья подрастающего 
поколения нашей страны.
Во-вторых, в сущности физического 
воспитания закладывается механизм 
компенсации дефицита в состоянии 
и качестве здоровья будущих педагогов, 
уже проявившийся к настоящему времени.
В-третьих, проектируется вариативная 
логика включения студентов педагогических 
образовательных учреждений в процесс 
сохранения и укрепления здоровья посредством 
изменения содержания процесса физического 
воспитания, учитывая их опыт в данной 
сфере, интеллектуальные, физические и 
психические возможности.
Список литературы
1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического 
воспитания и спорта. М.: издательский 
центр «Академия» 2002г. - 240с.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы 
научно - методической деятельности 
в физической культуре и спорте. 
М.: издательский центр «Академия» 
2000г. -264с.
3. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория 
и методы физического воспитания 
и спорта. М.: издательский центр 
«Академия» 2000г. -480с.
4. Бикмухамедов Р.К. Содержание 
процесса физического воспитания 
в системе педагогического образования 
// Теория и практика физической 
культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50
5. Сальников В.А. Индивидуальные 
различия как основа оптимизации 
спортивной деятельности // Теория 
и практика физической культуры. 
- 2003. - N 7. - С. 2-9
6. Теория и технология образования: 
экспериментальное учебное пособие 
//Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. 
Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, 
кафедра педагогики и научных 
основ управления педагогики, лаб. 
инновац.-пед. технологий. - Тверь: 
ТГУ, 1992.