Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в развитии нашего государства, в последнее десятилетие, привели к ухудшению здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое число юношей по медицинским и другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных .

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертациипо теме.docx

— 68.40 Кб (Скачать файл)

Автореферат диссертациипо теме "Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования"

На правах рукописи

СЛОНОВ Борис Александрович

Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного  ориентирования.

13.00.04 - теория и методика физического  воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной  физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени  кандидата педагогических наук

Москва-2003

Работа выполнена на кафедре  «Теории и методики физического  воспитания и спорта» Педагогического  института физической культуры Московского  городского педагогического университета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, с.н.с. Тарасова Любовь Викторовна Официальные  оппоненты:

диссертационного совета Д. 311.002.02. при Всероссийском научно-исследовательском  институте физической культуры и  спорта по адресу: 105005, г. Москва, Елизаветинский проезд, 10. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и  спорта.

доктор педагогических наук,

профессор Никитушкин Виктор Григорьевич

кандидат педагогических наук Столов Игорь Иванович

Ведущая организация:

Коломенский государственный педагогический институт

13.00 на заседании

диссертационного сове!

Ученый секретарь

Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в  развитии нашего государства, в последнее  десятилетие, привели к ухудшению  здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень  детей занимающихся в специальных  медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие  к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные  нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое  число юношей по медицинским и  другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных . форм физической подготовки школьников. Современные данные свидетельствуют о снижении двигательной активности детей среднего школьного возраста. Главными причинами такого положения исследователи называют отсутствие мотивационной сферы в образовательных учреждениях формирования здорового образа жизни школьника, ценностного отношения к занятиям физической культуры и недостаточную разработанность методических подходов к поведению занятий на уроках (В.А. Зобков, 1991; И.В. Манжелей, 1996; B.C. Якимович, 2002; JI.C. Выготский,1983; А.Н. Леонтьев, 1975). Кроме того, физическое развтие является важным критерием оценки общего состояния организма подростка, состояния его здоровья, тем более, что возраст 12-13 лет характеризуется рядом физиологических изменений, связанных с уровнем биологического развития ребенка.

1Г рОС. ЛАЦИвНАЛЬНАЯ1 БИБЛИОТЕКА I С.Петербург ^ j 09 Toqg aKv5//J

В современных условиях жизни значительно  увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданных условиях, что требует  проявления быстроты, подвижноси, ловкости, выносливости. Наиболее доступными средствами физического воспитания школьников являются физические упражнения прикладной направленности и спортивное ориентирование, поскольку они реализуют проявление вышеперечисленных навыков и  не требуют специальных дорогостоящих  сооружений, что в настоящее время  является весьма актуальным.

Гипотеза: предполагалось, что физические упражнения прикладной направленности способствуют наиболее эффективному развитию основных физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет.

Объект исследования. Система физического  воспитания школьников 7-8 классов общеобразовательных  школ.

Предмет исследования. Методика развития двигательных спосбностей учащихся средних классов на уроках по физической культуре общеобразовательных школ средствами спортивного ориентирования.

Цель исследования. Повышение уровня физического развития школьников средних  классов с использованием средств  спортивного ориентирования.

Задачи:

1. Определить средства формирования  навыков спортивного ориентирования  на уроках физической культуры  для школьников 7-8 классов.

2. Выявить адекватные методы  развития двигательных качеств  учащихся 7-8 классов и режимы тренировочных  нагрузок различной направленности.

3. Разработать и экспериментально  обосновать методику физичесакого  воспитания школьников средних  классов на основе применения  спортивного ориентирования.

Методы исследования

• Анализ научно-методической и специальной  литературы.

• Педагогические наблюдения.

• Педагогическое тестирование.

• Педагогический эксперимент.

• Врачебный и педагогический контроль.

• Методы математической статистики.

Организация исследования.

Экспериментальное исследование проводилось  на базе

общеобразовательной школы № 296 г. Москвы. В эксперименте принимали  участие мальчики 7-8 классов в  количестве 108 человек. Настоящее исследование длилось с 1999 по 2002 гг. и проводилось  в три этапа.

На первом этапе эксперимента был  проведен обзор научно-методической литературы, ■ программного материала  общеобразовательных школ по физическому  воспитанию, и обобщения педагогической практики в общеобразовательной  школе с детьми среднего школьного  возраста.

Осуществлен предварительный эксперимент, в котором было протестировано 108 школьников 7-8 классов с целью  определения общего физического  развития. С помощью тестирования была дана оценка физической подготовленности школьников, определен уровень развития основных физических качеств.

На втором этапе эксперимента была проведена серия предварительных  экспериментов по подбору средств  физического воспитания и формирования навыков спортивного ориентирования на уроках физической культуры для  школьников 7-8 классов. Был разработан комплекс физических упражнений

прикладной наравленности на уроках физической культуры для школьников 78 классов.

По результатам тестирования и  обзора специальной научной и  педагогической лиературы были определены режимы тренировочных нагрузок для  детей среднего школьного возраста. Разработанные режимы тренировочных  нагрузок легли в основу разработанной  нами методики по физической культуре для учеников средних классов.

На втором этапе педагогического  эксперимента в период с сентября 2001 года по май 2002 года проводилось  экспериментальное обоснование  методики физического воспитания школьников на основе развития навыков спортивного  ориентирвания.

В ходе эксперимента было организовано две группы - контрольная и экспериментальная  по 27 человек в каждой. Контрольная  группа занималась по стандартной программе  общеобразовательных школ для средних  классов. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике. Экспериментальным фактором в экспериментальных  классах являлась целенаправленное овладение детьми навыками спортивного  ориентирования на уроках физической культуры.

С целью контроля за уровнем физической подготовленности два раза в год  проводилось тестирование в контрольных  и экспериментальных группах.

На третьем этапе нашего эксперимента, в результате анализа научно -методической и специальной литературы, была разработана  методика круговой тренировки с применением  физических упражнений прикладного  характера с целью воспитания основных физических качеств и навыков  спортивного ориентирования школьников.

.Была экспериментально обоснована  методика по физическому воспитанию  учащихся средних классов с  применением спортивного ориентирования.

Критерием оценки подготовленности школьников явились программные нормативы  по физической культуре для учеников 7-8 классов.

Научная новизна исследования.

определены средства формирования навыков спортивного ориентирования в физическом воспитании учащихся средних  классов общеобразовательных школ;

- разработана методика «круговой  тренировки» с применением средств  физического воспитания прикладной  направленности;

выявлены рациональные режимы тренировочной  нагрузки в формировании навыков  спортивного ориентирования.

Теоретическое значение результатов  исследования. Теоретически обосновано применение физических упражнений прикладного  характера и спортивного ориентирования для подростков 12-13 лет, способствующих разностороннему развитию основных физических качеств и навыков, что  вносит весомый вклад в теорию и методику физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Практическая значимость результатов  исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении программного и  лекционного материала по физическому  воспитанию учащихся средних классов  общеобразовательных школ; для повышения  квалификации учителей и преподавателей предмета физическая культура в школе  и основам безопасности жизнедеятельности; при организации и проведении дополнительных занятий по физической культуре в школе, секциях, клубах.

Обоснованность и достоверность  полученных результатов исследования подтверждается анализом педагогической и научно-методической литературы, образовательной практики и требований педагогических условий в сфере  физического воспитания общеобразовательной  школы, достаточным

количеством испытуемых; корректностью  статистической обработки результатов  исследования.

Положения выносимые на защиту:

- методическим подходом, способствующим  разностороннему развитию физических  качеств у школьников 12-13 лет является  применение физических упражнений  прикладной направленности;

воспитание основных физических качеств  и навыков подростков 12-13 лет должно сопровождаться кратковременным проявлением  физических усилий по методу круговой тренировки;

применение спортивного ориентирования в системе

общеобразовательной школы может  способствовать разностороннему физическому  развитию школьников на уроках физической культуры.

Структура и объем диссертации. Диссертация представляет рукопись объемом 130 страниц машинописного  текста, имеет введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, содержит 9 таблиц, 4 рисунка с материалами  исследований. Библиографический указатель  содержит 150 литературных источников, из которых 15 зарубежных.

Обсуждение результатов исследования.

Физическое воспитание в школе  охватывает большой жизненный этап в воспитании подрастающего поколения  страны. Важным фактором здесь является изучение развития возрастных особенностей детей школьного возраста. В прграмме физического воспитания школьников в значительной мере эффективно использование  сенситивных периодов при их совпадении с периодом естественных ускорений  в развитии базовых двигательных координации. (Л.П.Матвеев, 1977; М.Я.НабатниковаД984; Л.Д.Назаренко, 2002). Сенситивность в  значительной; степени предопределяет функциональную готовность систем организма  к нагрузке конкретного содержания и

направленности. Для подготовки и  планирования учебного занятия, педагог  должен учитывать физические возможности  занимающихся и влияние физических упражнений на организм подростков.

Средний школьный возраст 7-8 класса характеризуется  как начало периода полового созревания подростка, т.е. пубертатный период. Весь переходный период продолжается от 2 до 4 лет. Во внешнем облике, в  поведении детей-подростков происходят значительные изменения вследствие влияния гормонов половых желез, щитовидной железы, передней доли придатка мозга (И.М. Саркисов-Серазини, Д.Ф.Дежин, 1961; Б.Братанов, К.Кубат,1965).

Наибольшему изменению подвергается физическое развитие подростков. Преподавателям и тренерам необходимо иметь в  виду эти изменения в организме  подростков. Это говорит о том, что упражнения на выносливость и  взрывную силу, натуживания необходимо давать при соблюдении врачебного и  педагогического контроля, достаточно дозировано.

Подростки показывают хорошие результаты в скоростных упражнениях, но плохо  переносят длительную, а также  силовую нагрузку. Силовые упражнения, применяемые в большом объеме, могут привести к отрицательным  последствиям - задержке роста костей в длину, изменению формы позвоночника, спины, ног, стопы. В стремлении достичь  в короткий срок успехов в силовых  видах, подростки переоценивают  свои возможности, нарушают основные правила  последовательности, постепенности, применяют  максимальные напряжения. Поэтому, прежде чем подходить к разработке методики по физическому воспитанию, на первом этапе нашего эксперимента был изучен уровень физической подготовленности детей 12-13 лет. С этой целью были проведены  предварительные исследования по оценке уровня физической подготовленности подростков и уровня физического развития.

Таблица 1

Оценка уровня физической пдготовленности  детей 12-13 лет

мальчики 12 лет девочки 12 лет мальчики 13 лет девочки 13 лет

Рост 142-157 см 146-159 см 149-164 см 151-162 см

Вес 33-48 кг 36-51 кг 37-54 кг 40-56 кг

Силовые подтягивание на высокой(м) низкой(д) перекладине 2-6 4-8 2-7 5-10

Гибкость наклон вниз,с 2-6 2-8 3-10 3-12

Выносливость бег 6 мин, м 950-1350 750-1150 1000-1400 800-1200

Скорость бег ЗУ м, с 6,0-5,0 6,2-5,1 5,9-4,9 6,3-5,1

Координация челночный бег 3x1 Ом, с 9,3-8,4 10,0-8,9 9,2-8,3 10,0-8,8

Сравнительный анализ показателей  динамики интенсивности увеличения длины и веса тела свидетельствют о несовадении во времени темпов биологического развития девочек и  мальчиков.

Врачебно-педагогические наблюдения за биологическим развитием подростков 12-13 лет позволили выявить особенности  динамики роста и массы тела в  полово-возрастном аспекте. По абсолютным показателям увеличение роста имеет  восходящую тенденцию. Причем, прирост  длины тела у девочек и у  мальчиков 12-13 лет не одинаков. Начало роста у девочек начинается

несколько раньше, в 10 лет, по сравнению  с мальчиками, в 12 лет. Так, рост 12 летних мальчиков рост находится в диапазоне 142-157 см, в 13 лет 149-164 см. У 12 летних девочек  рост находится в диапазоне 146-159 см, в 13 лет 151-162 см.

Информация о работе Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования