Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в развитии нашего государства, в последнее десятилетие, привели к ухудшению здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое число юношей по медицинским и другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных .

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертациипо теме.docx

— 68.40 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный разброс значений веса тела мальчиков составил в 12 лет 33-48 кг, 13 лет 36-51 кг. Разброс значений веса тела девочек составил в 12 лет 36-51 кг, 13 лет 40-56 кг, что объясняется  различной степенью биологического созревания организма.

При сравнении данных уровня физической подготовленности предварительного эксперимента подростков обоего пола было выявлено, что показатели результатов в  скоростно-силовых упражнениях у  мальчиков превосходит результаты девочек.

Уровень результатов гибкости у  мальчиков и у девочек примерно одинаков.

Данный факт подтверждает о половых  различиях в темпах прироста показателей  физического развития подростков..

Для оценки уровня выполнения контрольных  нормативов по физическому воспитанию школьников средних классов нами использовалась стандартная батарея  тестов, представленная в программе  по физической культуре для школьников 7-8 классов общеобразовательных школ. Тестирование проводилось в условиях спортивного зала и школьного стадиона. Нормативными показателями являлась шкала оценки физической подготовки для детей этого возраста по программе физического воспитания.

В результате оценки развития основных физических качеств школьников в  предварительном эксперименте мы сделали  вывод о том, что уровень их развития находится ниже среднего. Сравнительная характеристика уровня выполнения контрольных нормативов по физическому воспитанию школьников средних классов свидетельствует  о низком уовне физической

подготовленности. Процент испытуемых, выполнивших норму со средней  оценкой равнялся 48%.

Учитывая периодизацию и гетерохроннность развития организма, необходимо соблюдать  принцип возрастной адекватности физической нагрузки на организм подростка. Этот принцип обязывает целенаправленно  изменять процесс физического воспитания подростков сообразно тенденциям возрастного  развития. Всвязи с этим, в возрастном периоде 12-13 лет особенно полезна  разносторонняя тренировка с кратковременными проявлениями физических напряжений. Для тренировки основных физических качеств детей 12-13 лет, упражнения прикладной направленности являются наиболее рациональным средством физического воспитания занимающихся. По результатам педагогического  эксперимента, мы пришли к выводу, что  хорошим приемом для переключения с одного вида физических упражнений на другой является методика круговой тренировки, что способствует разностороннему  развитию физических качеств. В этой связи, наиболее приемлемыми являются физические упражнения прикладной направленности по методу круговой тренировки, поскольку  они характеризуются кратковременным  проявлением физических способностей. С учетом вышеперечисленных факторов, нами был разработан комплекс средств  физического воспитания прикладной направленности.

В результате педагогического эксперимента было образовано две группы: контрольная  и экспериментальная. Результаты предварительного эксперимента, на первом этапе исследования, говорят об отсутствии достоверных  различий (Р>0,05) по показателям общей  физической подготовленности между  испытуемыми контрольной и экспериментальной  групп.

Уроки по физической культуре в экспериментальной  группе проводились в рамках школьной программы - два раза в неделю по 45 мин.

Для развития основных физических качеств  и формирования навыков спортивного  ориентирования, занятия включали в  себя физические упражнения прикладного  характера: (попадание мяча в цель, челночный бег, лазания по канату, бег по бревну, бег по пересеченной местности, подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре  лежа, прыжок в длину с места, лыжная гонка, легкоатлетические упражнения). При выборе физических упражнений прикладной направленности мы исходили из общих  требований программы физического  воспитания общеобразовательных школ для школьников средних классов, программного материала по подготовке призывников и единой всероссийской  спортивной класификацией.

Преимущественная направленность на развитие силовых качеств, скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности, т.е. развитие основных физических качеств координации, гибкости в условиях урока по физической культуре, должна осуществляться по методу «круговой  тренировки» по типу интервального  упражнения с ординарными интервалами  отдыха.

Общая величина физической нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью. Объем нагрузки определяет ее протяженность  во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений.

Интенсивность физической нагрузки выражается напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Соотношение  объема и интенсивность нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью. Исходя из этого, мы предположили, что для воспитания силовых качеств  необходимы отягощения 50-60% от

максимального. Упражнения прикладного  харакгера, с целью развития силовых  способностей у подростков среднего школьного возраста, надо выполнять  с усилием 1/2 от индивидуального  максимума, по методу «круговой тренировки».

Скоростно-силовые упражнения необходимо применять по 5-8 повторений, в три  подхода.

Упражнения на воспитание координационных  качеств необходимо выполнять в  начале основной части занятия, когда  уровень оперативной работы способности  повышен и имеются благоприятные  посылки для концентрации внимания на преодоление координационных  трудностей.

Частоту повторений в рамках одного занятия целесообразно вводить  до таких величин, которые не исключают  успешного преодоления координационных  трудностей, и не вызывает серьезных  координационных нагружений.

Наиболее значительные темпы увеличения гибкости наблюдаются до 12 -13 летнего  возраста. Затем чти показатели стабилизируются. Как правило, специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения на «растягивание» мышц. Это  упражнения избирательно воздействующие на звенья тела. Упражнения делятся  на активные и пассивные; динамические и статические. В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше по сравнению с динамическими. Это 20 % -статических и 80 % - динамических, их них 40 % - пассивные - упражнения в  парах.

Одним из перспективных направлений  совершенствования процесса физического  воспитания школьников является применение различных видов спорта в сфере  оздоровления физической культурой  с целью гармоничного развития личности. В программу физического воспитания школьников 7-8 классов мы ввели спортивное ориентирование. Спортивное ориентирование

характеризуется проявлением разносторонней физической деятельности, что способствует развитию основных физических качеств  и навыков подростков. Применение спортивного ориентирования на уроках физической культуры в школе может  способствовать мотивационной сфере  подростков для активных занятий  на уроках физической культуры, кроме  того, может способствовать формированию двигательных координации подростков и воспитанию выносливости.

В физическое воспитание школьников дополнительно было введено одно занятие в свободное от уроков время по спортивному ориентированию с использованием карты местности  и компаса. Ориентирование включает в себя прохождение дистанции  нанесенной на карту местности в 3 км с отметкой контрольных пунктов  в виде последовательных заданий.

Летом ориентирование проводилось  в лесопарковой зоне по пересеченной местности; а зимой спортивное ориентирование проводилось на лыжах. Продолжительность  дополнительного занятия 1 ч. 30 мин.

Спортивное ориентирование по характеру  физических нагрузок включает в себя преимущественное проявление выносливости аэробного характера. (Н.Д Васильев, 1983; Е.И. Иванов, 1985; А.Л.Моисеенков, А.Д.Ганюшкин 1971; Б.И.Огородников, А.Н.Кирчо, Л.А.Крохин, 1978).

Отличительной чертой спортивного  ориентирования является концентрация и способность быстрого переключения внимания, оперативная память (С.А.Зубков1974; А.Л.Моисеенков,1971). Кроме того, неровность и мягкость грунта, рельеф местности, являются дополнительными факторами  сложности, определяющими скорость преодоления пути, поскольку большую  часть пути ориентировщики пробегают  по пересеченной местности. В техническую  подготовку ориентирования входит чтение карты, слежение за

местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольном  пункте, что требует от занимающегося  концентрации внимания.

В связи с Вышеизложенным, одно из условий достижения успеха в спортивном ориентировании, является обеспечение  высокого уровня общей и специальной  физической подготовленности занимающихся.

Общая физическая подготовка' здесь  предполагает всестороннее физическое развитие. Средствами ее служит - весь арсенал легкоатлетических и  гимнастических упражнений, спортивные игры (Е.И.Иванов, 1985; А.С. Лосев, 1984).

Специальная физическая подготовка предполагает совершенствование физических качеств, наиболее характерных для этого  вида спорта: общей выносливости, быстроты, кратковременных проявлений силовых  качеств, координационных способностей, гибкости.

Специальные подготовительные и общеразвивающие  упражнения циклического характера  направлены на освоение техники и  тактики бега. Главная особенность  спортивного ориентирования заключается  в разновидности беговой тренировки. Различают равномерный и переменный методы техники бега.

Равномерный бег применяется, как  правило, для повышения общей  работоспособности аэробного характера. Интенсивность равномерного бега делится  на медленный бег,'скорость 60 -75 % от критической; кроссовый бег, при  коросгь 75 - 90 % от критической. В этом режиме происходит большинство тренировочных  занятий с картой по ориентированию, и часть соревнований; темповый бег, скорость 85 - 95 % от критической, при  смешанном аэробно -анаэробном режиме. В этом режиме происходят соревнования и эстафеты по ориентированию (В.В.Чешихина,1990; И.И.Столов,2000).

Переменный бег связан с изменением интенсивности в пределах от 50-75% до 75-90% от максимальной. Переменный метод  тренировочной нагрузки развивает  аэробную и анаэробную производительность, для развития специальной выносливости. Здесь оценивается скорость пробегания, обучение распределению усилий, быстрое  включение в интенсивную работу (В.В.Чешихина,1990).

Режимы тренировочной нагрузки легкоатлетических упражнений для  развития специальной работоспособности  в ориентировании.

Режимы тренировочной нагрузки для развития специальной работоспособности

Интенсивность 50-70 % от макс., при ЧСС 120-150 уд/мин

75-90% от макс., при ЧСС 155-170 уд/мин

Время работы свыше 30 минут

Интенсивность 80-100% от макс.

интервал отдыха ординарный

дистанция 30-60 м 200 м с ускорениями

Интенсивность 70-90% от макс., при ЧСС 170-180 уд/мин интервал отдыха напряженный  и ординарный

дистанция 90-30 м

Рис. 1.

Учитывая особенности физического  развития детей среднего школьного  возраста, наиболее благоприятным является переменный метод тренировки

специальной работоспособности. Он должен быть в пределах 50-75% от максимальной, при 120-150 уд/мин; и 75-90 % от максимальной, при 155-170 уд/мин. Время работы при  непрерывном выполнении - свыше 30 мин.

Повторный метод тренировки применяется  для развития быстроты и специальной  выносливости и заключается в  многократном повторении отрезка дистанции  с интенсивностью 80-100% от максимальной (Ю.В.Верхошанский,1985). Интервалы отдыха между ускорениями должны быть достаточными для полного восстановления. •  • ■

Для школьников 7-8 классов, учитывая программу  по физическому воспитанию общеобразовательных  школ, для развития специальной '

выносливости короткая дистанция  легкоатлетического бега на уроках физической культуры должна быть 30-60 м и 200 м  с ускорениями.

Интервальный метод тренировки в ориентировании отличается чередованием кратковременных нагрузок с разной интенсивностью, в режиме 70-90% от максимальной и ЧСС-170-180 уд/мин. Интервалы отдыха фиксированы, со снижением пульса до 120 уд/мин. С этой целью, необходимо применять  дистанции отрезками в 90м, 30м. Интервальный метод используется для развития специальной выносливости.

Поскольку спортивное ориентирование представляет собой интенсивный  бег по пересеченной местности, спортсмену необходимо развитие силы, *

скоростных качеств, координации  и гибкости (А.С.Лосев,1984).

Для развития гибкости, необходимо применять  упражнения «на растяжку» мышечно-суставного аппарата нижних конечностей: тазобедренный  сустав, I

галеностоп, коленный сустав.

Для развития скоростно-силовых качеств, необходимо укрепление икроножных мышц, мышц- сгибателей бедра, голеностопного сустава, спортсмены используют прыжковые  упражнения и упражнения с отягощением.

Координационные способности также  являются важным качеством, поскольку  спортсменом необходимо перепрыгивать  и преодолевать различные препятствия. С этой целью, в тренировке спортсменов  используются различные спортивные игры.

С целью комплексного развития координационных  способностей, скоростно-силовых качеств  и гибкости у школьников, в качестве игровых упражнений в условиях общеобразовательной  школы наиболее целесообразно использовать пляжный волейбол, футбол баскетбол, бадминтон и другие спортивные игры на открытом грунте.

Для развития координационных способностей детям рекомендуется использовать в занятиях физические упражнения прикладного  характера: бег по бревну, лазание  по канату, плавание, броски мяча в цель и другие упражнения.

Все подготовительные упражнения необходимо применять по методу круговой тренировки.

Спортивное ориентирование имеет  сезонный характер: летний и зимний вид. Летний вид предполагает бег  по пересеченной местности, зимний вид  представляет собой передвижения на лыжах.

Информация о работе Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования