Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в развитии нашего государства, в последнее десятилетие, привели к ухудшению здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое число юношей по медицинским и другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных .

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертациипо теме.docx

— 68.40 Кб (Скачать файл)

Время, затраченное на прохождение  дистанции, можно разделить на: время  передвижения, время остановки и  отметки на КП и время, затраченное  на ориентирование. Спортсмены высокого класса затрачивают на прохождение  дистанции 95% времени с минимальным  временем остановок, где время отметки  на КП составляет около 3 сек. Количество остановок на 1 км равняется 1-4 раза. По результатам контрольных испытаний  по спортивному ориентированию, результаты экспериментальной группы в начале второго этапа составляли: общее  время, затраченное на передвижение - 70 %, и 30 % времени у них уходило  на ориентирование и отметки контрольных  пунктов, где среднее

время отметки на КП составляло 11-12 сек. При этом, количество остановок  на 1 км у них составляло порядка 10 - 11.

Для сокращения затрат времени на ориентирование и времени отметки  на контрольном пункте, на дополнительных занятиях включались занятия по изучению карты местности, умению ориентироваться  на карте, работа с компасом.

Таблица 2

Сравнительная характеристика временных  параметров на прохождение дистанции  по ориентированию.

Показатели ВКС ЭГ в начале эксперимента ЭГ конце эксперимента

Время затраченное на передвижение 95% 70% 75%

. Время остановки и отметки  на КП 3 сек 11-12 сек 8-10 сек

Время затраченное ■ на ориентирование 5% 30% 25%

Количество остановок на один километр 1-4 раза 10-11 раз 8-9 раз

В конце второго этапа педагогического  эксперимента результаты испытаний  у экспериментальной группы значительно  улучшились. Время отметки на КП в среднем сократилось до 8-10 сек. Время, затраченное на передвижение, составило 75%, и 25% времени у них  уходило на ориентирование. Количество остановок у них составляло 8 -9.

Поскольку, беговая тренировка преследует развитие специальных качеств, для  начинающих спортсменов - ориентировщиков, наиболее рациональным

здесь будет применение «кругового метода». Спортивная тренировка по типу непрерывного длительного упражнения направлена на преимущественное развитие общей выносливости. Здесь применяется  переменный бег, с фиксированными отрезками  пути пробегания при разной интенсивности  работы.

В легкоатлетические упражнения входила  «круговая тренировка» по типу интервального  упражнения применяется для интервального  бега с кратковременными отрезками. Интервальный метод используется для  развития скоростной и скоростно-силовой  выносливости. Интервал отдыха здесь  напряженный, фиксированный, со снижением  пульса до 120 уд/мин, чтобы очередная  нагрузка совмещалась с остаточной функциональной активностью, вызванной  предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается.

Для развития быстроты и специальной  выносливости необходимо применять  метод «круговой тренировки»  с ординарными интервалами отдыха. Здесь применялся повторный метод  тренировки с дистанцией 30-60 м, 200 м. Интервал отдыха ординарный, продолжительность  которого соразмерна продолжительности  фазы относительной нормализации функционального  состояния организма, следующий  за выполнением упражнения, т.е. интервалы  отдыха до полного восстановления.

Беговые упражнения на выносливость выполняются в умеренной и  большой мощности относительно большими объемами. Учитывая, что в этом возрастном периоде подростки плохо переносят  длительную нагрузку, методика тренировочного процесса должна строиться таким  образом, чтобы было своевременное  переключение с одного вида физической деятельности на другой. Критерием  оценки физического развития являются контрольные

ТАБЛИЦА № 3

Уровень прироста основных физических качеств школьников 7-8 классов средней  школы

Физические показатели В начале экспр. К. и Э. гр. М+ш В конце  экспер. К. гр. М±т В конце экспер. Э. гр. М±т Прирост показателей  К. гр. X Прирост показателей Э. гр. X

Рост (см) 153,5 ±8,5 165±7 167+7 8 10

Вес (кг) 46±8 55±7 58±10 9 12

Окружность гр. клетки (см) 74,8±5,65 78,7±4,9 80,7±5,6 3,6 5,9

Бег 30 м/с 6±0,3 5,7±03 5,05±0,35 0,7 1,0

Челночный бег 3x10м/с 9,45±0,25 8,8±0,4 8,35*0,55 0,7 1,2

Прыжок в длину с места (см) 72,5 ±26,5 185±24 197,5±21,5 0,13 0,25

6-мин.бег (м) 1200±150 1225±125 1350±150 0,02 0,15

Гибкость (см) 8,5±3,5 8+6 10±9 2,5 6,5

Подтягивание на высокой (м) низкой(д) перекладине 5±2 7±3 13±7 2 8

нормативы по физической культуре для  учащихся средних классов. Для контроля за уровнем физической подготовленности школьников каждое полугодие нами проводились  двухдневные финальные соревнования «Сильные, смелые, ловкие» между  классами.

Изучение уровня физической подготовленности и прироста основных физических качеств  школьников средних классов в  результате педагогического эксперимента осуществлялось с помощью контрольных  упражнений, характеризующих уровень  развития физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости, координационных способностей, силовых  и гибкости.

В ходе педагогического исследования нами была отобрана батарея тестовых упражнений, представленная в программе  по физической культуре 1993 г. Были использованы следующие контрольные испытания: бег 30м, челночный бег 3x10 м/с: прыжок в длину с места, см.. подтягивание на перекладине:1 мальчики высокая перекладина, девочки-низкая - кол-во раз, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, бег 6 мин., кол-во метров.

В результате педагогических исследований был определен уровень прироста основных физических качеств школьников 7-8 классов средней школы.

В конце второго этапа педагогического  исследования, показатели общей физической подготовки и развития специальных  физических качеств, необходимых для  занятий ориентированием, у экспериментальной  группы улучшились (Р<0,05).

1. Подростки 12-13 лет показывают  хорошие результаты в скоростных  упражнениях, но плохо переносят  длительную нагрузку. Силовые упражнения, применяемые в ,большом объеме, могут привести к отрицательным  последствиям. В стремлении достичь  в короткий срок успехов в  силовых видах, подростки переоценивают  свои возможности, нарушают основные  правила последовательности, постепенности,  применяют максимальные напряжения. В подростковом периоде для  развития основных физических  качеств особенно полезна разносторонняя  тренировка с кратковременными  проявлениями физических напряжений.

2. Для тренировки основных физических  качеств детей 12-13 лет, физические  упражнения прикладной направленности  являются рациональным средством  физического воспитания занимающихся. Методика «круговой тренировки»  способствует разностороннему развитию  физических качеств и является  хорошим приемом для переключения  с одного вида физической деятельности  на другой. Физические упражнения  прикладной направленности по  методу «круговой тренировки»  способствуют повышению общей  и моторной плотности уроков, использованию потенциальных возможностей  организма подростков, способствуют  распределению нагрузки адекватно  возрастному развитию организма  подростков.

3. Средствами формирования навыков  спортивного ориентирования на  уроках физической культуры для  школьнике 7-8 класов являются  легкоатлетические упражнения и  целенаправленные физические упражнения  прикладной направленности.

4. Спортивное ориентирование с  использованием карты местности  и компаса должно быть введено  как дополнительное занятие по  физическому воспитанию в свободное  от уроков время. Длина дистанции  3 км с

использованием карты местности  и отметкой контрольных пунктов  в виде последовательных заданий.

Летом ориентирование проводится в  лесопарковой зоне по пересеченной местности; зимой спортивное ориентирование проводится на лыжах. Продолжительность дополнительного  занятия 1 ч. 30 мин.

5. В качестве контроля за физическим  развитием подростков каждое  полугодие проводятся финальные  соревнования между классами. Соревнования  проводятся в два дня. В первый  день соревнования проводятся  по методу «круговой тренировки»  - попадание мяча в цель, челночный  бег, подъем на перекладине,  лазание по канату, сгибание-разгибание  рук в упоре лежа. Во второй  день ориентирование.

Список опубликованных работ по теме диссертации

1. Организация занятий по основам  безопасности жизнедеятельности  человека в общеобразовательной  школе //Сборник научных трудов  ВНИИФК 2001г. - М., 2002г. - С.281-282. (в соавт.  Тарасова Л.В.)

2. Физическое воспитание школьников 7-8 классов общеобразовательных  школ средствами ориентирования //Человек, здоровье, физическая культура  и спорт в изменяющемся мире: Материалы научно-практической конференции,  посвещенной физическому воспитанию  и спорту детей, учащихся и  молодежи. - Коломна, 2003г. - С. 117-120. (в  соавт. Тарасова Л.В.)

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

СЛОНОВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ  АВТОРЕФЕРАТ

Лицензия ИД № 00724 от 17 января 2000 года

Подписано в печать 15.05.03 Формат бумаги 60x96/16 Тираж 100

Сдано в производство 15.05.03 Бумага офсетная Заказ № 176

Издательство «Колор ИтСтудио», 105122, Москва, Щелковское шоссе, 5

Содержание диссертацииавтор научной статьи: кандидат педагогических наук , Слонов, Борис Александрович, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА.

1.1.Современные проблемы физического  воспитания школьников общеобразовательных  школ.2.

1.2. Физиолого-педагогические особенности  развития учащихся средних классов.

1.3. Методика построения физического  воспитания сучащимися

7-8 классов.

1.4. Влияние занятий спортивным  ориентированитем на физическое  развитие детей и подростков.

Введение диссертациипо педагогике, на тему "Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования"

Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в  развитии нашего государства в последнее  десятилетие привело к ухудшению  здоровья населения нашей страны (В.К. Бальсевич, 1996; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1993; Н.В. Барышева, 1995; В.И.Лях, 1998, и др).

Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень  детей занимающихся в специальных  медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие  к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные  нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. В  результате большое число юношей по медицинским и другим показателям  не готовы к службе в Вооруженных  силах России. В последнее время  значительно снизился исходный уровень  физической подготовленности молодого пополнения армии (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984; С.А. Морозов, 2000; Р. Ганбаатар, 1998; и др.)

Современная система физического  воспитания школьников требует овладения  двигательными умениями и навыками. К сожалению, учебные программы  по физической культуре в общеобразовательной  школе продолжают оставаться малоэффективными (А.Л. Димова, 2000; А.Н. Борисов,2000) Современные  данные свидетельствуют о снижении двигательной активности детей среднего школьного возраста. Главными причинами  такого положения исследователи  называют отсутствие мотивационной  сферы в образовательных учреждениях, формирования здорового образа жизни  школьника, ценностного отношения  к занятиям физической культурой  и недостаточную разработанность  методических подходов к поведению  занятий на уроках (В.А. Зобков, 1991; И.В. v

Манжелей, 1996; B.C. -Якимович, 2002; Л.С. Выготский, 1983; С. Л.

Рубинштейн, 1946; А.Н. Леонтьев, 1975). Следовательно, можно констатировать, что исследование мотивационного отношения детей  среднего школьного возраста к занятиям физической культурой, является актуальным и современным. Вместе с этим, имеются  объективные данные о низком состоянии  здоровья, недостаточном уровне общей  физической работоспособности (А.З. Пилиповский, 2002). Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень  детей занимающихся в специальных  медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие  к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Причем, отрицательный эффект сказывается, прежде всего, на физической подготовленности детей школьного возраста, снижении адаптации к физическим нагрузкам, иммунной системы. Это ведет к  различным заболеваниям. По данным литературных источников у школьников увеличился риск общих респираторных  заболеваний, искривления позвоночника, опорно — двигательного аппарата, низкий уровень подготовки юношей призывного возраста. В настоящее время, ведущие  специалисты поднимают вопрос о  необходимости существенной перестройки  системы физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1995; Л.И. Лубышева, 1996, 1997, 1998; В.И. Столяров, 1998; И.М. Быховская, 1997) и определения основных направлений  в физической културе общеобразовательной  школы. Немаловажное значение в этом должны сыграть двигательные средства прикладного характера.

Наиболее благоприятный период для развития основных физических качеств  средствами прикладных видов спорта, является подростковый возраст, который  соответствует возрасту 12-13 лет. Для  этого возрастного периода является характерным стремление к творчеству, жажда состязаний. У юношей складываются основные черты личности, формируется  характер. Поведение характеризуется  сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное  мнение. Более объективной становится самооценка, мотивация поступков  приобретает выраженные социальные черты. Круг и характер интересов  и потребностей детей этого возраста стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты  личности.

Информация о работе Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования