Адаптивная физическая культура, как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течении десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений.

Файлы: 1 файл

Адаптивная физическая культура.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постановку его цели и задач, определение  конкретного объекта, использование  способов регистрации наблюдаемых  процессов и явлений, планомерность, а также позволяет видеть процесс (явление) "сиюминутно" и в динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно "с натуры"; что дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод целесообразно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упражнений, тактические действия и другие процессы и явления. Наблюдение может быть открытым. Когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблюдаемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Материалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, фото-, кино- и звукозаписи)[9].

Научное наблюдение - это  способ получения информации без  вмешательства исследователя в  природу изучаемого процесса или  явления и условия его существования.

Одним из основных методов научного исследования является эксперимент — научно поставленный опыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагогического наблюдения активным вмешательством исследователя в процесс или явление, В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или тренировочный процессы, как правило, создаются экспериментальные и контрольные группы. Для первых обеспечиваются специальные, созданные исследователем условия, вторые занимаются в обычных, общепринятых, традиционных условиях. Разница в результатах, полученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения проблемы. Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются незначительные отступления от традиционных, общепринятых условий и способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в котором эти условия и способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным, проводимом в специально созданных условиях[8].

Эксперимент - это способ получения научной информации с  активным вмешательством исследователя  в процесс или явление.

Оценка полученного эмпирического и теоретического материала может быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям в процессе контрольных испытаний (тестов). В последнем случае используются методы, основанные на идеях квалиметрии — части метрологии, которая изучает и разрабатывает количественные методы оценки качественных показателей. Степень совпадения результатов тестирования при повторном его проведении на одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называется надежностью теста.

Возможность полностью воспроизвести  результаты теста при его повторении через какое-то время и в одинаковых условиях называется стабильностью (или  воспроизводимостью) теста. Степень  точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качество его) будет характеризовать информативность теста.

В процессе контрольных испытаний  имеется возможность соотнести  предварительные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или  получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В частности, в зависимости от цели и задач эксперимента можно определить достоинства или недостатки методов, содержания обучения, форм организации занятий, проверить критерии прогнозирования и отбора детей для занятий данным видом спорта. Тесты позволяют определить объективные результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе заведомо стандартных тестов, таких, как Гарвардский степ-тест и его варианты.

Результаты экспериментальных  работ могут проверяться антропометрическими  замерами роста, окружности и экскурсии грудной клетки, регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), динамометрией, замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другими методиками. С учетом своих целей, задач, рабочей гипотезы исследователь может разрабатывать специальные контрольные упражнения и их комплексы[10].

Незаменимым методом получения  информации в теоретических исследованиях  является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судить об опыте человека, мотивах его деятельности и поведения, ценностных ориентационных, отношении к физическим упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо разработать содержание анкеты, в которую включить весь комплекс вопросов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей исследователя проблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респондентам, название учреждения» от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования и его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволят исследователю получить объективное представление по исследуемой проблеме. В демографической части анкеты содержатся вопросы, касающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).

Интервью — заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами — опрашиваемыми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определенной последовательности и границах информации.

Беседа — вопросно-ответная форма  общения исследователя с респондентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материал опроса протоколируется исследователем.

Обработка результатов - очень ответственный  этап исследования. Оценка может производиться  как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспектах. Количественная обработка материалов осуществляется методами математической статистики, — науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теория и методика физического  воспитания - это научная и учебная  дисциплина, представляющая собой систему  знаний о роли и месте физического  воспитания в жизни человека и  общества, особенностях и общих закономерностях  его функционирования и развития.

Объектом изучения этой дисциплины являются физические возможности и  способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии  средствами физического воспитания.

Предметом исследования выступают  общие закономерности управления процессом физического воспитания человека. В теории и методике физического воспитания можно выделить три направления: социологическое, педагогическое и биологическое. Социологическое направление включает вопросы о причинах возникновения физического воспитания, его роли и месте как социальной подсистемы в жизни человека и общества в настоящее время, соотношении физического воспитания с другими социальными явлениями (обучение, воспитание, трудовая деятельность), перспективах развития в связи с изменяющимися материальными, духовными и социальными условиями жизни человека и общества, оптимальными формами специальной организации населения в соответствии с целями физического воспитания.

В педагогическом направлении теории и методики физического воспитания изучаются общие закономерности управления процессом физического воспитания и его разновидностей (профессионально-прикладная физическая культура, рекреация, реабилитация).

В биологическом направлении изучается  влияние двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека; нормы двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем; адаптацию организма к двигательной активности различной по объему и интенсивности; условия, в которых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организм человека, повышает его жизнеспособность и уровень здоровья (факторы здорового образа жизни).

Основными задачами теории и методики физического воспитания как научной  дисциплины является обобщение практического  опыта, осмысливание сущности физического воспитания, закономерностей развития и функционирования, формирования целей, задач, принципов, оптимальных способов управления процессом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ашмарин Б.А. Теория и методика физического  воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и  методика физического воспитания и  спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник  для высших специальных физкультурных  учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – М.:Лань, 2004. – 160 с.

Теория и методика физического  воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под  ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт; 1976. – Т.1. – 304 с.

Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т.2. – 256 с.

Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры.

Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил.

Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.

Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина  И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие  для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. - 184с.

Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1974.

Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура»; Под ред. Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988.-224 с.: ил.

Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

Деминский А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания: Донецк, АО Донеччина, 1986 – 366 с.

Шпак В.Т., Синютич А.А. Теория и  методика физического воспитания краткий  курс лекций для специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд., доп. И перераб. – Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2007 – 168 с.

Теория физического воспитания: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 458 с.

Страницы: 1 2

Похожие рефераты:

Исследование особенностей для реализации физического воспитания

Основы развития физических качеств и способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Физические качества и способности: выносливость, ловкость, гибкость. Организация физического  воспитания школьников, его принципы и основные этапы.

Актуальные проблемы современного физкультурного образования

Состояние, перспективы  развития, цель школьного физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности. Методы физического воспитания и особенности их применения.

Физическое воспитание учеников

Определение возрастных особенностей учащихся, обучающихся  в 5-9 классах и характеристика основных задач физического воспитания. Проведение урока физической культуры в средних классах и современные методики обучения двигательным действиям школьников.

Теория и методика физического воспитания

Процесс физической деятельности человека, направленный на формирование его телесной природы. Рабочая концепция воспитания школьников и структурно-функциональный образ ее реализации. Базовая технологическая модель предмета "Физическая культура".

Развитие физических способностей школьников

Избирательное физическое воспитание способностей детей  среднего и старшего школьного возраста. Развитие силовых, скоростных качеств, выносливости и гибкости у школьников. Воспитание ловкости у детей. Особенности  физического развития при занятиях спортом.

Комплексное тестирование силовых способностей детей школьного возраста

Характеристика  физической подготовленности детей  школьного возраста. Эффективность  средств развития двигательных качеств  как одна из важнейших задач физического  воспитания. Показатели силовой и  скоростно-силовой подготовленности юношей старших классов.

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Распределение учащихся на группы на основании данных медицинского осмотра. Задачи и организация  работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп. Учет индивидуальных особенностей и  дифференцированный подход. Схема построения уроков.

Особенности физического воспитания дошкольников в США

Особенности программы  и роль целенаправленного физического  воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация  групп обучения и воспитания в  американской системе физического  воспитания.

Взаимосвязь физической и умственной деятельности

Информация о работе Адаптивная физическая культура, как наука