Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба

8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3

1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба

23

26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1

4.2


4.3

4.4

4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»

Файлы: 2 файла

ДИПЛОМ.docx

— 257.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Наименование ржано-пшеничного хлеба

 

Состав ржано-пшеничного хлеба

Цена за единицу товара, бел.руб

Примерный объем продаж, руб.

Хлеб «Сельский», диабетический, нарезанный, подовый, 0,47 кг

Мука ржаная обдирная, мука ржаная сеянная, вода питьевая, отруби пшеничные, солод ржаной сухой, соль пищевая йодированная, фруктоза.

 

 

 

4900

 

 

 

3031534

Хлеб «Орловский», нарезанный, подовый, 0,45 кг

Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обдирная, вода питьевая, солод ржаной, соль пищевая йодированная, дрожжи, пищевая добавка: бета-каротин.

 

 

 

4150

 

 

 

5013407

Хлеб «Березовский», диабетический, нарезанный, подовый, 0,5 кг

Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обойная, вода питьевая, соль йодированная, дрожжи, солод ржаной сухой, патока крахмальная, пюре картофельное сухое, отруби пшеничные

 

 

 

 

4800

 

 

 

 

2791578

Хлеб «Родничок» нарезанный, формовой, 0,7 кг

Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обойная, вода питьевая, соль йодированная, дрожжи, солод ржаной сухой, сахар-песок, кориандр.

 

 

 

3100

 

 

 

4192482

Хлеб «Светлая Паланга», подовый, нарезанный, 0,47 кг

Мука ржаная обойная, мука ржаная сеяная, мука пшеничная 1-й сорт, вода питьевая, патока крахмальная, солод ржаной, концентрат квасного сусла, соль пищевая йодированная, дрожжи.

 

 

 

4350

 

 

 

2290348


При включении этих видов ржано-пшеничного хлеба, ассортимент в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» тем самым обновиться и расшириться продукцией другого производителя, увеличиться двумя видами хлеба функционального назначения и дополниться одним видом формового.

Объем реализации хлеба «Орловского» и «Родничок» приблизительно равен объему продаж хлеба «Сеянного» и «Дабрынского», которые в ходят в группу А по результатам АВС-анализа, т.е. являются самыми ходовыми.

Объем реализации хлебов «Сельский», «Березовский» и «Светлая Паланга» приблизительно равен объему продаж хлеба «Вейского», «Принеманского» и «Барколабовского», которые в ходят в группу В по результатам АВС-анализа, т.е. приносят 30 % товарооборота.

При включении данных наименований хлеба в ассортимент магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев», объем продаж должен составить 50349669 млн.руб., что в полтора раза больше прежнего объема реализации (темп роста равен 154 %).

Новый конкурентоспособный ассортимент ржано-пшеничного хлеба, который можно сформировать в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев», приведен в таблице 4.9.1:

 

Таблица 4.9.1 – Новый ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев»

 

Наименование хлеба

Производитель

Цена реализации, руб.

Хлеб «Вейский», подовой нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

4850

Хлеб «Лобжанский», подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

5400

Хлеб «Бородинский», подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

5000

Хлеб «Дабрынский», формовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

3250

Хлеб «Барколабовский», подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

4450

Хлеб «Принеманский», диабетический, подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

4750

Хлеб «Покровский», подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

4750

Хлеб «Сеянный», подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

4000

Хлеб «Белорусский», формовой, неупакованный

РУПП «Могилевхлебпром»

2350

Хлеб «Казимировский», подовой, неупакованный

РУПП «Могилевхлебпром»

4850

«Лобжанский», диетический, подовой, нарезанный

РУПП «Могилевхлебпром»

5400


Продолжение таблицы 4.9.1

 

Наименование хлеба

Производитель

Цена реализации, руб.

 

«Каштоуны», подовой, нарезанный

 

РУПП «Могилевхлебпром»

 

5200

Хлеб «Сельский», диабетический, нарезанный, подовый

СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска

 

 

2600

Хлеб «Орловский», нарезанный, подовый

СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска

 

 

4150

Хлеб «Березовский улучшенный», диетический, нарезанный, подовый

СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска

 

 

4200

Хлеб «Федбери», нарезанный, формовой

СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска

 

 

5350

Хлеб «Светлая Паланга», подовый, нарезанный,

СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска

4350


 

Новый ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» включает семнадцать наименований хлеба, следовательно расширился по сравнению с прежним на пять видов.

Новый ассортимент представлен двумя предприятиями-производителями - РУПП «Могилевхлебпром» и СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска. Следовательно, ассортимент обновился и разнообразился новым поставщиком и у покупателей есть возможность выбрать хлеб не только одного производителя.

Сформированный ассортимент дополнился  двумя видами ржано-пшеничного хлеба функционального назначения – «Березовский» и «Сельский». Это является положительной тенденцией, так как спрос на диетические хлебобулочные изделия постоянно растет.

Еще одним положительным моментом является то, что  в рекомендуемом ассортименте добавился еще один вид формового хлеба  - «Федбери», так как в прежнем ассортименте его было только два вида.

Таким образом, на основании результатов анализа основных показателей ассортимента хлеба, АВС-анализа, изучении состава и цен продукта, сформирован новый конкурентоспособный ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев».

Заключение

 

Исходя из основной цели дипломной работы: проанализировать товарный рынок хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и сформировать новый конкурентоспособный торговый ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» – были проанализированы и решены все поставленные задачи.

Сделан анализ рынка хлебобулочной продукции: в целом  по всем хлебопродуктам наблюдается  спад в употреблении, но в структуре  потребительских расходов хлеб занимает по-прежнему второе место. Хлебопекарная промышленность в нашей стране представлена большим количеством предприятий-изготовителей хлебобулочной продукции, конкуренция между ними нарастает из года в год. В г.Могилеве монополистом на товарном рынке хлеба является РУПП «Могилевхлебпром», занимая 73% его емкости по реализации хлебобулочных изделий.

Изучены основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Определены факторы формирования конкурентоспособного ассортимента хлеба: к общим факторам относятся спрос и рентабельность, к специфичным - производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса, материально-техническая база торговой организации.

По экономическим показателям наблюдается динамика роста. В отчетном 2011 году в ОАО «Бакалея Могилев» значительно возрос розничный товарооборот (на  7620,6 млн.бел.руб), в частности по хлебобулочным изделиям товарооборот возрос на 266 млн.бел.руб. Вместе с ростом доходов, увеличились и расходы. Рост расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3». Чистая прибыль в 2011 году составила 3623 млн.руб., что на 3370 млн.руб. больше чем в прошлом году. Получение чистой прибыли в размере 3623 млн.руб. позволило не только восстановить финансовое состояние общества, но и провести инвестиционную деятельность (открыть цех фасовки).

Для достижения цели, поставленной в дипломной работе, был проведен глубокий анализ реализуемого ассортимента хлебобулочных изделий в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Проанализированы основные показатели ассортимента хлеба, которые свидетельствуют о недостаточной рациональности ассортимента изучаемой группы товаров. Установлено, что цена на хлеб значительно зависит от состава и массы хлебобулочных изделий. Для формирования конкурентоспособного ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине показатели полноты и новизны необходимо повысить.

По итогам АВС-анализа ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине выявлено, какие наименования хлеба являются более реализуемыми, а какие – менее. Наибольший объем продаж составляет хлеб, реализуемый по невысокой цене, отличающийся простым составом и давно известный покупателю. С повышением цены и наличием в составе хлеба различных включений (тмина, кунжута и др.) объем продаж продукта заметно снижается. Наименьший товарооборот составляет хлеб, реализуемый по самой высокой цене и недавно появившийся в продаже. Для увеличения объема продаж магазину необходимо учитывать вкусы и предпочтения покупателей; провести маркетинговые исследования по контингенту потребителей; прорекламировать новый вид хлеба и проинформировать покупателей о полезности различных добавок, входящих в состав хлеба.

На основании результатов анализа основных показателей ассортимента хлеба, АВС-анализа, изучении состава и цен продукта, сформирован новый конкурентоспособный ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев». Для этого в реализуемый ассортимент ржано-пшеничного хлеба включим продукцию нового поставщика СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска. Продукция этого предприятия реализуется во многих торговых объектах г.Могилева и пользуется достаточно высоким и устойчивым спросом.

Ассортимент хлеба, который будем поставлять от нового поставщика, включает пять наименований. При включении этих видов ржано-пшеничного хлеба, ассортимент в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» тем самым значительно обновиться и расшириться, у покупателей появиться возможность выбрать хлеб не только одного производителя. В результате  опроса потребителей была выявлена  необходимость включить в ассортимент ржано-пшеничный хлеб функционального назначения. Сформированный ассортимент дополнился  двумя видами хлеба функционального назначения – «Березовский» и «Сельский», изготовляемые нашим новым поставщиком.

Еще одним положительным моментом является то, что  в рекомендуемом ассортименте добавился еще один вид формового хлеба  - «Федбери», так как в прежнем ассортименте его было только два вида.

При формировании нового конкурентоспособного ассортимента значительно возрастет объем продаж ржано-пшеничного хлеба. Он должен составить 50349669 млн.руб., что в полтора раза больше прежнего объема реализации (темп роста равен 154 %).

В заключении, можно сделать вывод, что при формировании торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» были решены основные проблемы, учтены предпочтения и вкусы покупателей и применены современные способы и методы их решения.

содержание.doc

— 73.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба