Анализ товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 04:02, реферат

Описание работы

1.1Продуктовые границы товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды.
Как определить продуктовые границы товарного рынка?
Определение продуктовых (товарных) границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

1.Анализ товарного  рынка.

1.1Продуктовые границы  товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды.

Как определить продуктовые границы товарного рынка?

Определение продуктовых (товарных) границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров.

 Товар - это объект гражданских  прав, в том числе работа и  услуга, предназначенный для продажи, обмена и иного введения в  оборот.

Взаимозаменяемые товары - это товары, которые могут быть сравнимы по определенным параметрам: цене, качественным характеристикам, потребительским свойствам, причём сравнимы таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки.

Выявление продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей, а при монопсонии — мнения продавцов (как физических так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (продавцов) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей (продавцов), дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (в зависимости от их числа) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

 

. При определении товара первоначально  устанавливается принадлежность  его к классификационной группе (рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД, Основной классификатор продукции - ОКП, товарные словари).

 

Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции <*>.

 

----------------------------------

 

<*> В приложении 4 приведен примерный  перечень показателей.

 

 

 

 Определение товаров - заменителей, включаемых в определяемую товарную  группу, осуществляется по критерию  взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать  два аспекта взаимозаменяемости  товаров: с точки зрения их  использования - взаимозаменяемость  по потреблению (спросу) и с точки  зрения их производства - взаимозаменяемость  по производству.

 

Теоретически одним из наиболее точных критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса <**>, исчисляемая по формуле:

 

 

           

             процентное изменение спроса (реализации товара х)

    Е ху =  ------------------------------------------------------

                    процентное изменение цены товара  у

 

 

 

----------------------------------

 

<**> В условиях несбалансированности  спроса и предложения на рынке  расчеты коэффициентов перекрестной  эластичности в отдельных случаях  могут приводить к искаженным  результатам.

При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года.

Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров.

На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

Критериями взаимозаменяемости являются также:

а) функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно;

б) сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей (приложение 5).

В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.

В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости. Например:

а) товар имеет преимущества перед заменителями в системе распределения (торговля по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом и т. п.);

б) товар имеет преимущества перед заменителями в условиях продажи (без нагрузок, с запчастями и т. п., предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих гарантий покупателям) и эксплуатации (обеспечение послепродажным обслуживанием) и т. п.

 

Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо:

- выявить наличие свободных  производственных мощностей, которые  могут быть использованы для  производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную  группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие  в короткие сроки с минимальными  дополнительными затратами перейти  на выпуск рассматриваемой товарной  продукции);

- определить технологические возможности  переключения производственных  мощностей с производства товаров  для другого рынка на выпуск  продукции рассматриваемой товарной  группы (например, предприятия - производители  кормов для птицеводства или  крупного рогатого скота имеют  мощности, позволяющие переключиться  на производство кормов для  свиноводства - приложение 6).

1.2Географические границы  товарного рынка.

 Географические границы товарного рынка — это территория, на которой покупатели из выделенной группы, имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Географические (территориальные) границы товарного рынка — это территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

4.1. Географические границы товарного  рынка определяются экономическими, технологическими, административными  барьерами, ограничивающими возможности  участия потребителей в приобретении  данного товара на рассматриваемой  территории.

4.2. Географические границы товарного  рынка определяют территорию (географическую  область, регион), на которой покупатели  из выделенной группы приобретают  или могут приобрести рассматриваемый  товар.

При этом следует иметь в виду, что республиканским товарным рынком является территория Российской Федерации, а местным товарным рынком - район города, город, отдельный населенный пункт, группа населенных пунктов, район, область, группа областей, край, административный или экономический район, любая другая территория, в отношении которой должна быть доказана экономическая возможность покупателя приобрести товар на данной территории, и отсутствие этой возможности за ее пределами.

4.3. Территория рынка определяется  так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями  равной доступности товаров, продаваемых  в различных областях (регионах) рынка. Если покупатели считают  товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого  в другом регионе, тогда эти  регионы можно рассматривать  как один и тот же географический  рынок данного товара.

4.4. Основными признаками единого  географического рынка являются:

- возможность перемещения спроса  между территориями, предположительно  входящими в единый географический  рынок, то есть:

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- незначительность (в пределах, например, 5 % от цены товара <*>) транспортных  расходов на перемещение покупателя  к продавцу;

- возможность перемещения товара  между территориями, предположительно  входящими в единый географический  рынок, то есть:

- незначительность дополнительных  издержек (в пределах 5 % от цены  товара <*>) на транспортировку  товара от продавца к покупателю;

- сохранность уровня качества  и потребительских свойств товара  в процессе его транспортировки;

- отсутствие на данной территории  административных ограничений на  ввоз или вывоз товаров и  прочее;

- сопоставимый уровень цен на  соответствующие товары внутри  границ этого рынка.

При определении географических границ учитываются следующие параметры

1. Возможность перемещения спроса  между территориями.

2. Определяется по доступности  транспортных средств и незначительности  транспортных расходов.

3. Возможность перемещения товара  между территориями.

4. Отсутствие ограничений (хотя  бы даже санитарного плана) на  вывоз товара.

Географические границы товарного рынка не совпадают с административно-территориальным делением РФ.

На это было обращено внимание ещё ВАС РФ в 94 году.

Федеральный рынок - территория РФ.

 Межрегиональный рынок - несколько  субъектов.

Региональный - территория субъекта.

Локальный (местный) - территория муниципального образования

1.3 Определение состава  продавцов и покупателей

3.1. В целях определения рынка  следует установить группы представленных  на нем покупателей. Для этого  определяются все группы покупателей, приобретающих товар у данного  продавца. Группировку следует производить  по способам участия покупателей  в обороте товара.

3.2. Состав выделенной группы  покупателей уточняется по следующему  критерию: каждый из покупателей  выделенной группы может приобрести  товар у любого из продавцов, реализующих товар на определяемом  товарном рынке.

3.3. Выявляются все продавцы, функционирующие  на товарном рынке, для которого  определены продуктовые границы.3.4. Наряду с фактически действующими выявляются потенциально возможные продавцы и покупатели на определяемом товарном рынке.

Обмен товара между продавцами и покупателями может различаться по условиям потребления и эксплуатации товара (для бытовых нужд и для промышленного использования), по величине закупаемых партий (оптовые и розничные) и другим обстоятельствам, которые вносят различие в отношения конкуренции среди продавцов и отношения торговли между продавцами и покупателями. Одна и та же продукция на одной и той же территории обращается на разных по составу покупателей и продавцов рынках. Такие рынки рассматривают обособленно.

 Состав продавцов и покупателей  формируется в следующем порядке:

1. Определяются все группы покупателей, приобретающих товар на рынке, для которого определены продуктовые  границы. Группировку покупателей  следует производить по способам  приобретения ими конкретного  товара.

2. Выявляются продавцы, функционирующие  в продуктовых границах рынка.

3. Состав выделенной группы  покупателей уточняется по следующему  критерию: каждый из покупателей  выделенной группы может приобрести  товар у любого из продавцов, реализующих товар на определяемом  товарном рынке.

4. Наряду с фактически действующими, желательно выявить потенциально возможных продавцов и покупателей на определяемом рынке.

Виды посредников

Посредники делятся по национальной принадлежности и функциональным задачам, а также по комплексам обязательств, определяющих виды договоров, принятых за основу по­среднических соглашений. 

По национальной принадлежности посредники делятся на национальных посредников, содействующих обращению товаров на утреннем рынке, внешнеторговых национальных посредников, иностранных посредников. К национальным (российским) посредникам относятся те, главный офис которых находится на территории России независимо от доли участия в них иностранного капитала.

Информация о работе Анализ товарного рынка