Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности взаимодействие спроса и предложения, возможно выяснив сущности товарно–денежных отношений, рынка и его структуры. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия...…....4
1.1. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения.....4
1.2. Парето–эффективность конкурентного рынка............................10
1.3. Влияние государства на рыночное равновесие...........................14
2. Практическое использование теорий спроса и
предложения на примере мирового рынка нефти………………………17
2.1. Спрос и предложение на мировом рынке нефти………………...17
2.2. Факторы роста добычи нефти, приводящие к снижению цены..23
2.3. Перспективы развития рынка нефти..............................................29
Заключение...........................................................................................................33
Список литературы..............................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 141.75 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков»

 

 

Направление 080100 «Экономика»

Дневное отделение

 

 

 

Руководитель курсовой работы          

к.э.н., доц.                                                                                       И.Ю. Ляшенко

 

Курсовую работу выполнила

студентка 2 курса 15 группы                                                         М.А. Иванова

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2014

Содержание

 

Введение................................................................................................................3                                                                                    

1. Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия...…....4

1.1. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения.....4

1.2. Парето–эффективность конкурентного рынка............................10

1.3. Влияние государства на рыночное равновесие...........................14

2. Практическое использование теорий спроса и                               

предложения на примере мирового рынка нефти………………………17

2.1. Спрос и предложение на мировом рынке нефти………………...17

2.2. Факторы роста добычи нефти, приводящие к снижению цены..23         

2.3. Перспективы развития рынка нефти..............................................29

Заключение...........................................................................................................33                                       

Список литературы..............................................................................................35                   

                                                                                            

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности взаимодействие спроса и предложения, возможно выяснив сущности товарно–денежных отношений, рынка и его структуры. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.

В представленной работе рассматривается тема рыночного равновесия и участия государства в его достижении. «Предложение» и «спрос» – два важных понятия экономики. Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления. В рыночной экономике спрос определяет предложение, но это не значит, что предложение меньше по своей значимости. Его изучение так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, актуальных и в настоящее время.

Также не следует недооценивать роль государства в современной рыночной экономике. Прежде всего, государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами. К инструментам государственного регулирования рыночного равновесия можно отнести налоги и дотации, фиксированные цены.

Цель курсовой работы – анализ формирования равновесия между спросом и предложением в рыночной экономике на примере мирового рынка нефти. В рамках достижения цели были поставлены задачи выяснения понятий спроса и предложения, факторов, влияющих на них, причины нарушения рыночного равновесия. Также, в работе рассмотрено влияние государства на рыночное равновесие.

 

 

1. Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия

1.1. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения

К числу важнейших проблем макроэкономики относится проблема обеспечения общеэкономического равновесия. Базовой макроэкономической моделью в исследовании данной проблемы является модель «Совокупный спрос – Совокупное предложение».1

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающий природной среды и другие цели.

В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и другие цели. Одним из важнейших факторов в рыночной экономике является рыночное равновесие.

Для того, чтобы понять рыночный механизм необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотреть отдельно каждый из элементов и проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

Логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Итогом их взаи-

модействия становится сделка – соглашение сторон о купле–продаже товара

или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Совокупный спрос (AD) – это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени.2

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.

                      


                             Р                D


                             P1


 

                               P2


                                            Q1      Q2             Q

Рис. 1.1. Кривая спроса

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых неценовых факторов.

К числу таких факторов следует отнести:

  1. денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
  2. потребительские ожидания. Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия).
  3. наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
  4. субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой

спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы.

Объём предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.3

Помимо цены на продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:

  1. издержки производства. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;
  2. уровень налогообложения. Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих равных условиях к росту предложения;
  3. технология производства. Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение.
  4. экономические ожидания производителей. В большинстве случа-

ев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения;

  1. количество производителей. Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное

предложение;

  1. цены на сопряженных рынках: цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии») и цены на товары, производимые «совместно» с рассматриваемым товаром (рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).


                                 Р                                      S

                                 P2


                                 P1


 


                                                        Q1        Q2      Q

Рис. 1.2. Кривая предложения

По более высокой цене на рынке предлагается большее количество

единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис. 1.2. изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и величи-

ной предложения. Закон предложения звучит так: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель–продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может – у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. У производителей–продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения – такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

Информация о работе Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков