Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности взаимодействие спроса и предложения, возможно выяснив сущности товарно–денежных отношений, рынка и его структуры. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия...…....4
1.1. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения.....4
1.2. Парето–эффективность конкурентного рынка............................10
1.3. Влияние государства на рыночное равновесие...........................14
2. Практическое использование теорий спроса и
предложения на примере мирового рынка нефти………………………17
2.1. Спрос и предложение на мировом рынке нефти………………...17
2.2. Факторы роста добычи нефти, приводящие к снижению цены..23
2.3. Перспективы развития рынка нефти..............................................29
Заключение...........................................................................................................33
Список литературы..............................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 141.75 Кб (Скачать файл)

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

1.2. Парето-эффективность конкурентного рынка

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос и предложение  находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене.

В этом смысле синоним термина “Равновесие” – сбалансированность. Цены и объемы благ, при которых наблюдается рыночное равновесие, соответственно называются равновесными ценами и равновесными объемами: равновесный объем –  это объем спроса и предложения товара при равновесной цене; при равновесной цене объем спроса на рынке равен объему предложения.4

Устойчивым (стабильным) рыночное равновесие может быть в усло-

виях, когда силы, воздействующие на рынок в разных направлениях уравновешиваются. Но поскольку условия постоянно меняются, то равновесие остается во многом абстракцией, недостижимой на практике в полном объеме и тем более на относительно длительное время.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

                 

                    

                              Р              Избыточное             


                                         D  предложение  S


                                                      Е           

                                Ре                      


                                            Избыточный спрос                             


                                                             Qe                        Q

Рис. 1.3. Рыночное равновесие

Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис. 1.3. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия.  Pe – цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Qe - величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Отклонения от точки Е приводят либо к неудовлетворённому спросу (дефициту) – когда цена совокупности благ ниже равновесной, либо к

избытку этих благ в противоположном случае.

На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и

покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Оптимум по Парето показывает экономическое состояние общества, при котором нельзя достичь богатства определенного лица или нескольких лиц без ухудшения благосостояния какого-либо другого лица или других лиц.5

Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством Парето–оптимальных альтернатив».

Ситуация, когда достигнута эффективность по Парето – это ситуация,

когда все выгоды от обмена исчерпаны.

Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся Первая и Вторая теоремы благосостояния.

Первую теорему благосостояния можно сформулировать следующим образом: распределение (p,x,y), характеризующее общее равновесие в экономике, будет являться также Парето-оптимальным при условии, что функции полезности всех потребителей локально ненасыщаемы.

Вторая теорема благосостояния – теорема, которая утверждает, что парето-оптимальное состояние на рынке можно реализовать в качестве равновесия.

Вторая теорема благосостояния является обратной по своей формулировке первой. Вместе эти теоремы имеют гигантское значение для

современной экономической науки.

Одним из приложений Парето-оптимальности является т. н. Парето-распределение ресурсов (трудовых ресурсов и капитала) при международной экономической интеграции, то есть экономическом объединении двух и более государств. Интересно, что Парето-распределение до и после международной экономической интеграции было адекватно математически описано.

Анализ показал, что добавленная стоимость секторов и доходы трудовых ресурсов движутся противонаправленно в соответствии с хорошо известным уравнением теплопроводности аналогично газу или жидкости в пространстве, что дает возможность применить методику анализа, используемую в физике, в отношении экономических задач по миграции экономических параметров.

Оптимум по Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.

 

1.3. Влияние государства на рыночное равновесие

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает правила и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Основными средствами государственного воздействия на рыночный механизм являются:

а) Налоги.

 

 В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, и т.д.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. Практически не имеет значения, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом (рис. 1.4.).

                               Р                             S1


                                                                      S0


                               Р1                                T


                               Р0


                                                                D0


                                                     Q1    Q0          Q

Рис. 1.4. Влияние налогов на рыночное равновесие

Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1 , которая выше цены Р0 . Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).

б) Дотации. 

Дотация – выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары и др.).

Дотация, как и налог, распределяется между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации – покупате-

лю или продавцу – в свою очередь, зависит от соотношения эластичности

спроса и предложения.

в) Фиксированные цены. 

Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены.

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне, либо на более высоком, либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором – их избыток, в третьем – очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям.

Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, т.е. дополнительного налогооблажениях отдельных товаров (алкоголь, золото и т.д.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (сельское хозяйство). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.6

Подводя итоги анализу воздействия государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не обходится без него. Но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. С помощью модели спроса и предложения можно предсказы-

вать последствия различных программ регулирования рыночных цен.

2. Практическое использование теории спроса и предложения на

примере мирового рынка нефти

2.1. Спрос и предложение на мировом рынке нефти

Нефть является основным источником энергии во всем мире, производство и потребление которой динамично развивается в связи со стремительным развитием мировой экономики. Сырая нефть является самым продаваемым сырьем во всем мире. Вся добываемая нефть на мировом рынке отличается по качеству. Данное явление связано с географическим расположением месторождений нефти. Рынок нефти является специфическим промышленным рынком, имеющим свой ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении конъюнктурного анализа. Следует учитывать специфику самого товара, его месторождение, состав, сорта и марки. Так же необходимо учитывать особенности, характеризующие спрос и предложение на данном рынке, а так же цели реализации и потребления нефти.

Показатели конъюнктуры мирового рынка нефти состоят из соотношения спроса и предложения на данном рынке при сложившемся уровне цен. Таким образом, в первую очередь необходимо произвести анализ предложения на мировом рынке.

Анализ предложения на мировом рынке нефти показал, что производство нефти во всем мире растет с каждым годом. Небольшой спад производства наблюдается лишь в годы мирового экономического кризиса. Однако, в более или менее стабильных условиях внешней среды мировое производство нефти растет. Наибольшее количество крупнейших месторождений легкой нефти находится в России – 13 месторождений, Иране – 12 месторождений, Саудовской Аравии – 8 месторождений, а так же в Китае и Ираке – по 7 месторождений. Крупнейшие месторождения тяжелой нефти находятся преимущественно в Канаде, а так же в Венесуэле и Мадагаскаре. Проанализировав динамику мирового производства нефти, можно сделать вывод, что крупнейшими странами–производителями нефти в мире являются Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Китай, Мексика, Канада, ОАЭ и Венесуэла.7

Со времени зарождения нефтяной промышленности к настоящему времени в мире обнаружено около 40 тысяч нефтяных месторождений. Более чем 90% из них содержат в своих недрах незначительные запасы и не оказывают существенного влияния на суммарную добычу нефти. Основное значение в этом плане имеют сверхгигантские и гигантские месторождения.

Информация о работе Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков