Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба

8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3

1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба

23

26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1

4.2


4.3

4.4

4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»

Файлы: 2 файла

ДИПЛОМ.docx

— 257.87 Кб (Скачать файл)

Финансовое положение предприятия за 2011 год было достаточно стабильным. На предприятии осуществляется постоянный контроль над состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. Расчеты с бюджетом по налогам и платежам в бюджетные и внебюджетные фонды, а также расчеты с рабочими и служащими по зарплате производились своевременно в установленные сроки.

Оптовый товарооборот ОАО «Бакалея Могилев» в 2011 году составил 135087,5 млн. рублей, а розничный товарооборот – 33090,6 млн. рублей.

Магазин №2 ОАО «Бакалея Могилев» был открыт в  январе 1976 года.

Данный торговый объект осуществляет розничную торговую деятельность согласно основным правилам розничной торговли и внутреннему режиму работы. Режим работы данного магазина - с 8.00 до 22.00 часов без обеда и выходных дней.

Расчёт с покупателями за приобретённые товары осуществляется как за наличные, так и за безналичные средства (через терминал по банковским пластиковым карточкам). Причем к оплате по безналичному расчету принимаются пластиковые карточки всех банков Республики Беларусь.

Общая площадь магазина составляет  550 кв.м. Площадь торгового зала составляет 322,2 кв.м.

Завоз товаров в магазин осуществляется централизованным и децентрализованным методом. Данные методы предполагают, что завоз товаров осуществляется силами и средствами поставщика, а также собственными силами и средствами.  Сочетание этих методов позволяет улучшить управление процессом товародвижения, повысить эффективность использования автотранспорта.

В магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» используются две формы товароснабжения: транзитная и складская.

Трудовые отношения в розничной сети предприятия ОАО «Бакалея Могилев» регулируются на основании контрактов и коллективного договора. В контракте оговорены должность, занимаемая работником, его оклад, срок действия контракта, сроки выплаты заработной платы, обязанности и права работника и нанимателя, условия и форма оплаты труда, режим работы, количество дней трудового отпуска и условия досрочного расторжения контракта.

По коллективному договору весь персонал магазина делится на хозрасчетные бригады, которые несут коллективную (бригадную) материальную ответственность.

 

2.2 Предмет практического  анализа и экспериментальных  исследований

Предметом исследования является ржано-пшеничный хлеб и формирование его конкурентоспособного ассортимента в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Предмет исследования был  определен с помощью  опроса покупателей.

Цель данного опроса состоит в изучении потребительского мнения о реализуемом ассортименте ржано-пшеничного хлеба в магазине. Анкета представлена в приложении Б.

Объектом опроса в нашей работе являются мужчины и женщины, проживающие в г. Могилеве в районе пр-та Шмидта и ул.Симонова. Опрос потребителей проводился непосредственно в универсаме.

Исследование потребительского спроса в основном делалось на основе собственных наблюдений, а также проведенного опроса среди 20 человек.

По результатам анкетирования большинство покупателей не довольны реализуемым ассортиментом ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Большинство покупателей не устраивает, что реализуемый ассортимент представлен только одним предприятием изготовителем и включает только два вида хлеба функционального назначения. В результате опроса было установлено, что большинство предпочитают диабетический хлеб. Исходя из этого проведем работу по формированию конкурентоспособного ассортимента в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев».

Экспериментальные исследования проводились во время прохождения преддипломной практики. Для проведения исследований были отобраны следующие образцы:

  1. Хлеб ржано-пшеничный  «Вейский» 0,4г, РУПП «Могилевхлебпром»
  2. Хлеб ржано-пшеничный  «Бородинский» 0,6г, РУПП «Могилевхлебпром»
  3. Хлеб ржано-пшеничный  «Барколабовский» 0,45г, РУПП «Могилевхлебпром»
  4. Хлеб ржано-пшеничный  «Принеманский» 0,45г, РУПП «Могилевхлебпром»
  5. Хлеб ржано-пшеничный  «Сеянный» 0,45г, РУПП «Могилевхлебпром».

 

2.3 Методы исследования

В дипломной работе использовались следующие методы исследования:

1) метод обработки литературных данных – изучение и систематизация информации из литературных источников библиотеки МГУП и интернет ресурсов;

2) расчетно-аналитические методы анализа ассортимента, а именно рассчитаем коэффициент полноты, устойчивости и новизны. Коэффициент полноты (Кп) рассчитывается по следующей формуле:

 

                                 Кп = Пд / Пф ,                                                     (2.1)

 

где Пд – количество наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемое в магазине, ед.,

       Пф – количество наименований ржано-пшеничного хлеба, выпускаемое РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилева.

Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по следующей формуле:

 

                          Ку = 1 – (Уф1+Уф2+…+Уфn) / Ун* n ,                            (2.2)

 

где Уф1+Уф2+…+Уфn – фактическое количество разновидностей товаров, из постоянно реализуемого в магазине  и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.,

        Ун – количество разновидностей товаров, постоянно реализуемое в магазине, ед.,

n – количество проверок.

Коэффициент новизны ассортимента рассчитывается по следующей формуле:

 

                                            Кн = Рн / Рф ,                                               (2.3)

 

где Рн – количество новых разновидностей товара за определенный период времени, ед.,

      Рф - количество разновидностей товаров, постоянно реализуемое в магазине, ед.

3) метод анализа ассортимента  - АВС-анализ;

4) аналитический метод изучения данных коммерческой документации предприятия, таких как ассортиментный перечень, статистические формы отчетности по объемам производства и реализации продукции, затратам на производство и реализацию продукции, по труду, по основным фондам, по прибылям и убыткам, отчеты по итогам финансово-экономической деятельности предприятия и др.;

5) метод изучения маркировки при рассмотрении видов, форм и средств товарной информации, используемых для идентификации исследуемых продуктов;

6) органолептический метод при определении внешнего вида, консистенции, цвета, вкуса, запаха хлеба.

Экспертиза любого товара, в том числе и хлеба, состоит из применения двух групп методов: органолептических и физико-химических.

Экспертиза любого товара, в том числе и хлеба, состоит из применения двух групп методов: органолептических и физико-химических.

Органолептическая оценка начинается с осмотра правильности маркировки  (в соответствии с СТБ 1100) и состояния упаковки продукта (если хлеб упакованный). Затем оценивается внешний вид, состояние мякиша, вкус, запах, отсутствие в нем болезней, посторонних включений, дефектов и минеральной примеси.

Из физико-химических показателей в хлебе определяют: влажность, пористость, кислотность, мякиша, реже - содержание сахара и жира, поваренной соли, принадлежность хлеба к тому или иному типу в зависимости от сорта муки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

На современном этапе, при рыночной концепции развития экономики Республики Беларусь, главной целью деятельности торговых предприятий является получение максимальной прибыли. На размер прибыли, получаемой торговым предприятием, оказывают влияние такие показатели хозяйственной деятельности, как розничный товарооборот, доходы, расходы, товарные запасы, товарооборачиваемость (в днях), производительность труда и другие.

Информационной базой для проведения экономического анализа оценки деятельности предприятия ОАО «Бакалея Могилев» являются: «Отчет о розничной торговле», «Отчет по труду», «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)», «Отчет о прибылях и убытках», бухгалтерский баланс предприятия  и приложения к нему. Данные материалы представлены за 2010 и 2011 года.

В данном разделе проведем  анализ и дадим оценку эффективности работы предприятия. Произведем анализ розничного товарооборота с помощью показателей абсолютного прироста товарооборота; темпа роста товарооборота в %; темпа прироста товарооборота в % и среднегодового темпа прироста товарооборота. Проведем анализ ассортимента и структуры товарооборота, а также проанализируем значимость хлеба в общем товарообороте.Проведем  анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, анализ расходов и анализ финансовых результатов предприятия ОАО «Бакалея Могилев» за 2010 и 2011года.

 

3.1 Анализ показателей  розничного товарооборота

При проведении анализа розничного товарооборота мы рассчитаем следующие аналитические показатели:

1) Показатели динамики розничного товарооборота в целом и по видам оборота:

- абсолютный прирост товарооборота. Рассчитывается как сумма разности розничного товарооборота за отчетный год и розничного товарооборота за прошлый год. Розничный товарооборот ОАО «Бакалея Могилев» по приложению В и Г «Отчет о розничной торговле» форма 1-торг в 2011 году составил 17821,8 млн.руб, в 2010 году – 10201,2 млн.руб. Абсолютный прирост розничного товарооборота составил 7620,6 млн.руб.:

 

                                     41300 – 27539=7620,6

 

- темп роста товарооборота.

Рассчитывается по следующей формуле:

 

                           Тр = (Т2011/ Т2010)*100                                                 ( 3.1)  

                        

Темп роста розничного товарооборота ОАО «Бакалея Могилев» по формуле 3.1 составил 174,7 %:

 

Тр =41300 /27539*100=174,7

 

- среднегодовой темп прироста  розничного товарооборота рассчитывается по следующей формуле:

 

                                 =                                               (3.2)

 

Среднегодовой темп прироста розничного товарооборота ОАО «Бакалея Могилев» по формуле 3.2 составил 32,17 %:

 

                                =

 

Полученные результаты оформим в виде следующей таблице.

 

Таблица 3.1 – Анализ состава и динамики товарооборота ОАО «Бакалея Могилев» в действующих ценах

 

 

Показатели

Фактически за

Абсолютный прирост по сравнению с

Темп роста в % к

2010 год

2011 год

2010 годом

2010 году

Розничный товарооборот (млн. руб.)

Товарооборот общественного питания (млн. руб.)

 

10201,2

 

 

1133,0

 

17821,8

 

 

1859,3

 

7620,6

 

 

726,3

 

 

174,7

 

 

164,1


 

Как следует из таблицы 3.1 розничный товарооборот ОАО «Бакалея Могилев» в 2011 году  значительно увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 7620,6 млн.руб.). Товарооборот общественного питания так же имеет тенденцию к ежегодному увеличению: абсолютный прирост к 2010 году составил 726,3 млн.руб.

2) Оценка ритмичности и равномерности выполнения плана и динамики товарооборота по времени (месяцам).

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота за двенадцать  месяцев 2011 года сведен в таблицу 3.2.

 

Несмотря на рост объема розничного товарооборота в денежном выражении в 2011 г., плановый показатель не был достигнут, что свидетельствует о недостаточной эффективности функционирования торгового предприятия. Так, процент выполнения плана в 2011 г. составил лишь 96,5%.

3) Анализ ассортимента и структуры товарооборота.

Чтобы провести данный анализ заполним следующую таблицу, используя данные из приложений В и Г «Отчет о розничной торговле» форма 1-торг.

 

Таблица 3.3 - Анализ ассортимента и структуры товарооборота ОАО «Бакалея Могилев»

 

 

 

Товарные группы и товары

Фактически за 2010 год

Фактически за 2011 год

Изменение в динамике РТ, млн. руб.

Изменение в динамике структуры РТ, %

РТ 2011 года в % к 2010 году

Сумма, млн. руб.

Уд.вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд.вес, %

1

2

3

4

5

6=4-2

7=5-3

8=4/2*100

Мясо и птица, в том числе мясные продукты

648

5,0

1297

6,28

649

1,28

200,1

Рыба и морепродукты, включая сельди

217

1,67

453

2,19

236

0,52

208,7

Пищевые масла и жиры

304

2,34

643

3,1

339

0,76

211,5

Молоко и молочная продукция

1267

9,8

1766

8,56

499

-1,24

140,0

Яйца и яйцапродукты

19

0,14

15

0,07

-4

-0,07

79

Сахар

304

2,34

1396

6,76

1092

4,42

460,0

Кондитерские изделия

1874

14,5

2817

13,7

943

-0,8

150,3

Чай, кофе, какао,  специи

120

0,92

191

0,92

71

0

160,0

Соль

22

0,17

49

0,23

27

0,06

222,7

Мука

29

0,22

65

0,31

36

0,09

224,1

содержание.doc

— 73.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба