Виды коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Например, сети типа “цепь” используются в японской системе  организации производства “точно вовремя”. Здесь каждый исполнитель получает строго определенное количество деталей  мелкими партиями; так, если сборщик  должен собрать двадцать узлов, то он получает строго двадцать болтов. Если в этой партии попадется один некачественный болт, то сборщик не сможет собрать  один узел. Поскольку санкции осуществляются по конечному результату, то за некачественный болт ответственность должен нести  сборщик. Поэтому он стремится сам  контролировать деятельность рабочего, изготавливающего болты. Очевидно, что  такой контроль возможен только при  общей заинтересованности в результатах  работы.

г) “Игрек”, или “цепь  со сторожем” - сеть, имеющая разветвления. Здесь “сторож”, перерабатывающий информацию для лидеров, ставится на разветвлении сети. Присутствие “сторожа”  исключительно важно для лидера, так как позволяет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация “игрек” характерна, в частности, для линейных иерархических  структур; в этом случае к руководителю поступает обобщенная информация о  деятельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях и, самое главное, концентрация больших ресурсов информационной власти у “сторожей”, которые могут обобщать, перерабатывать и передавать информацию в нужном для них виде, что снижает значимость и возможности управления у руководителя или лидера. Например, руководитель поручает своему секретарю, выполняющему роль “сторожа”, контролировать потоки информации, которые стекаются к нему от многих подразделений. Секретарь, располагая слабой степенью контроля, может дозировать и распределять информацию, так как имеет дополнительные властные ресурсы.

Цепи типа “игрек” или  “шпора” наиболее характерны для  функциональных структур организации.

д) “Тент” - конфигурация сети, которая часто используется в  продуктовых или многопрофильных  структурах управления. Здесь предусматривается  прохождение информации по отдельным  ветвям структуры с разделением  по отдельным регионам или продуктам.

е) “Палатка” - сеть, в которой  наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между  верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, “палатка” не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.

ж) “Дом” - сеть, в которой  существует постоянный обмен информацией  между руководителями всех структурных  уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы  представители разных подразделений  одного уровня управления, может оказывать  отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как  в большинстве случаев представители  разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями.

з) “Паутина” - сеть, характеризуемая  большим количеством беспорядочных  коммуникационных связей, хаотичным  контролем и сложностями при  передаче строго дозированной и надежной информации. Представление о “паутине”  дает группа, в которой каждый говорит  с каждым и со всеми, улавливая  в этом огромном потоке информации только ту, которая необходима ему  в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена  к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной  для организации, но это не значит, что она будет неэффективной  в условиях неформальной коалиции или  в дружеской компании Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: Уч. пос. - М.: Приор, 2002. - С. 173.

Коммуникационные роли в  организации. Позиции членов группы в коммуникационных сетях неоднозначны. Одни из них в основном только воспринимают информацию, другие накапливают ее, третьи создают или перерабатывают, т.е. можно говорить о наличии  коммуникационных ролей у членов группы или подразделения организации. Анализ этих ролей позволяет понять, почему между какими-либо подразделениями  нарушена связь, где каналы коммуникации перегружены и т.п., и своевременно ввести те или иные должности (роли), чтобы устранить дефекты системы  коммуникации. Примером мероприятий  по совершенствованию коммуникационных сетей может быть введение связных  для обеспечения устойчивой связи  между различными подразделениями, службами или социальными группами, а также перемещение “сторожа”  в узлах пересечения крупных  коммуникационных потоков.

Предназначение коммуникационных сетей в системах принятия решений. Сетевой анализ предусматривает  изучение не только конфигурации сетей  и коммуникационных ролей, но и содержания коммуникационных сообщений и степени их воздействия на различные структурные единицы организации. По своему предназначению в деятельности организации коммуникационные сети делятся на следующие.

1.Сеть власти служит  для передачи директив, команд, распоряжений, приказов и отчетности об их  исполнении. Обычно имеет вертикальную  направленность - в основном от  верхних структурных составляющих  к нижним, чаще всего официально оформлена, носит формальный характер.

2. Сеть обмена информацией  служит для передачи сообщений  о состоянии дел в организации,  достижениях отдельных подразделений,  научных или технических новостях, перемещениях внутри организации  и за ее пределами. Каналы  сети обмена информацией чаще  всего не совпадают с властными  вертикальными каналами информации.

3. Сеть задача - экспертиза  представляет собой один из  видов сетей обмена информации, которые обеспечивают передачу  специализированных знаний, опыта  и навыков, необходимых для  достижения целей подразделений  организации и в конечном итоге  достижения общих целей заданий  и целей системы.

В целом можно сказать, что в сетевой модели коммуникационного  процесса в организации коммуникация рассматривается как “совокупность  большого числа сетей, частично совпадающих  и взаимосвязанных так, что они  образуют глобальную организационную  сеть, состоящую из меньших, относительно автономных сетей”. При этом главная  задача, решаемая с помощью сетевого подхода, состоит в выявлении  полных коммуникационных сетей (формальных и неформальных), исследовании их положения  и условий существования в  организации, а также возможных  совмещений и дублирования при передачи информации. Такой подход позволяет ответить на следующие вопросы:

- правильно ли организация  разбита на структурные составляющие (подразделения и службы);

- какие механизмы эффективны  для координации действий работников;

- достаточно ли в организации  должностей (функциональных ролей)  для осуществления регулирования,  фильтрации и связывания информационных  потоков, передачи идей и технологий.

Сетевой анализ позволяет  понять также динамику коммуникационных процессов и особенности поведения  членов организации, так как нередко  сети в организации возникают  спонтанно (в результате появления  новых целей и в ходе повседневного  общения членов организации) и постоянно  меняются.

Вместе с тем использование  сетевого подхода сопровождается рядом  трудностей, обусловленных прежде всего тем, что при анализе взаимосвязей между подразделениями и индивидами в организации возникает сложная картина, напоминающая густую паутину, вследствие чего осложняется поиск оптимальных путей передачи информации. Единственный способ избежать этих затруднений - выделение значимых связей, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность организации, однако при этом возникает опасность не заметить скрытые коммуникационные связи, которые могут изменить поведение работников и повлиять на деятельность социальных групп в организации Основы менеджмента.Учебное пособие - 2-е изд. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. - С. 207.

Трансакционная модель коммуникаций. Данный подход основан на предположении о том, что каждый член организации, вступая в контакты с другими индивидами, обладает ограниченным “набором” состояний своего Я. Выбор определенного состояния придает взаимодействиям конкретный смысл и содержание.

При межличностной коммуникации каждый индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним  из трех основных состояний Я:

1) состояние Я, ориентированное  на образы родителей (состояние  “родитель”). Такое состояние характерно  для руководителей, лидеров, экспертов  при их взаимоотношениях с  остальными членами социальной  группы или подразделения в  организации;

2) состояние Я, автономно  направленное на объективную  оценку реальности (состояние “взрослый”), прежде всего на оценку ситуации  общения, признания за партнером  знаний, опыта и способностей. В  основном отличается стремлением  к равному диалогу и равноценным  социальным обменам;

3) состояние Я, действующее  с момента его фиксации в  раннем детстве, когда индивид  занимает коммуникационную позицию  “ребенок”. Состояние характеризуется  стремлением к игре, развлечению,  а также восприятию указаний  “взрослого”.

В соответствии с трансакционной моделью обмен информацией между индивидами может осуществляться по трем каналам: родитель Р, взрослый В, ребенок Ре.

При этом процесс взаимного  обмена информацией может быть:

а) параллельным, когда “стимул (посылаемая информация) влечет за собой  уместную, естественную ожидаемую реакцию”, а процесс коммуникации протекает  гладко, без напряжения, на основе взаимопонимания;

б) пересекающимся, когда  стороны обмениваются информацией, но имеют разные позиции, неадекватно  воспринимают внутреннее состояние  партнера, что обусловливает напряженность  в отношениях и далее разрыв соглашений, отказ в общении и социально-психологические  конфликты. Трансакционный подход полезен при выявлении возможных преград в коммуникационных процессах, выборе форм оптимального поведения при взаимодействиях в различных ситуациях, при профилактике социальных конфликтов и ситуаций напряженности, поиске возможностей для изменения поведения партнера в ходе обмена информацией. Применение трансактного анализа позволяет руководителю корректировать собственное поведение при контактах с подчиненными. Однако анализ трансакций касается только межличностных коммуникаций и не может служить основой для анализа коммуникационных сетей организации.

 

 

2.2 Роль коммуникаций в  менеджменте

 

Для осуществления своей  деятельности руководитель должен постоянно  производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом  или коммуникацией.

Коммуникация - это процесс  передачи информации кому-либо. Такая  передача может осуществляться в  явной форме (посредством языка  или графических иллюстраций) или  неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).

Отсутствие эффективных  коммуникаций приводит к тому, что  организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению  этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективен в коммуникациях. Они осознают суть и результат  коммуникационного процесса, обладают развитыми формами письменного  и устного общения, а современные  руководители также хорошо владеют  электронными средствами коммуникаций.

Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к  объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.

Рассмотрим коммуникационные процессы, имеющие место в организациях.

1. Коммуникации между организацией и ее средой

Организация функционирует  во внешней среде, которая является изменчивой и неопределенной. Для успешной работы в таких условиях должны использоваться различные средства коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации. В последнее время многие организации создают специальные подразделения по сбору и переработке информации, исходящей из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций. Организация также поддерживает связи с представителями государственных и политических структур, используя лобби, поддерживая различные политические акции. Существует большое разнообразие и других форм коммуникации между организацией и ее внешней средой.

Информация о работе Виды коммуникаций