Виды коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Для изучения организации  важно представить универсальную  схему коммуникации, применимую во всех ситуациях управления. Такую  коммуникационную модель предложил  немецкий ученый В. Трам. В его модели коммуникация выступает как контакт между отправителем и получателем, устанавливаемый с помощью сообщения, которое направляется по определенному каналу, кодируется и декодируется получателем; кроме того, имеется канал обратной связи и выделен результат (эффект) коммуникационного процесса.

1. Отправитель - создатель  сообщения, тот, кто выдвигает  какие-либо идеи (самостоятельно  создает информацию) или аккумулирует  уже имеющуюся информацию для  дальнейшей передачи. Решая, какая  значимая информация (идея) может  стать предметом передачи, как  ее закодировать, по какому каналу  направить информацию, отправитель  тем самым начинает процесс  коммуникационного обмена. При этом  очень важна ориентация отправителя  на ситуацию, т.е. учет всех  основных компонентов процесса  коммуникации. В противном случае  информация может либо не дойти  до получателя, либо дойти до  получателя в искаженном виде, либо не приниматься получателем.

2. Сообщение - подготовленная к передаче получателю информация, закодированная с помощью символов - слов, специальных знаковых символов, тона сообщения, рисунков, жестов, подтекста и т.д. В процессе кодирования (преобразования смысла идеи в символы) могут возникать проблемы, действие которых снижает эффективность процесса коммуникации. Например, отправитель составляет сообщение из символов, которые получатель не понимает, не встречал в своем прошлом опыте или неоднозначно трактует в контексте данного сообщения (т.е. отправитель не настроен на язык, культуру получателя и это ведет к искажениям в понимании).

3. Канал передачи информации - средство передачи информации, путь физической передачи сообщения.  От качества канала передачи  информации в коммуникационном  процессе зависят понимание и  принятие получаемой информации. Многое зависит от того, сможет  ли руководитель настроиться  на индивидуальную систему восприятия  информации индивидом. При этом  различают следующие каналы передачи  информации: речевой канал; передачу  письменных материалов; электронные  средства связи (компьютерные  сети, видеоконференции, электронная  почта, видеоленты и т.п.).

Кроме того, каналы в организации  могут подразделяться на формальные, передающиеся по официальным каналам  организации; неформальные - на основе горизонтальных связей (передача из подразделения  в подразделение, слухи и т.д.).

При выборе канала надо учитывать  его совместимость с типами символов, используемых для кодирования информации, что поможет избежать деформации сведений, а также суть самого сообщения. Например, если надо проинформировать сотрудников о каком-либо нововведении в рамках всей организации, целесообразнее это сделать на общем собрании и использовать речевой канал, чем  излагать суть дела каждому работнику  по телефону.

В практической деятельности руководитель организации применяет, как правило, не один, а два или  несколько каналов передачи информации для подчиненных (официальное сообщение  и сообщение с помощью слухов), что в отдельных случаях позволяет  повысить эффективность процесса коммуникации. Однако при этом также могут появиться  проблемы. Например, процесс передачи информации нередко осложняется, возникает  двойное толкование одного сообщения, а при сочетании речевых указаний с письменными уведомлениями  поток информации может стать  просто неуправляемым.

4. Получатель - лицо (группа, организация), которому передана  информация и которое интерпретирует (декодирует) ее. Интерпретация сообщения  получателем не всегда бывает  успешной. Неправильная интерпретация  часто обусловлена несхожестью  языка, восприятия культуры, различия  в интересах отправителя и  получателя. Многочисленные эксперименты подтверждают, что коммуникация в гомофильных парах (здесь гомофилия - сходство получателя и отправителя по определенным признакам: языку, образованию, социальному статусу и т.д.) обычно более эффективна, чем в гетерофильных (когда отправитель и получатель различны по указанным признакам), которые много времени затрачивают на понимание и обработку сообщения, а также на подготовку ответа. Однако гетерофильная коммуникация обладает большей информативной ценностью для получателя.

5. Результат (эффект) коммуникационного  воздействия - изменения в поведении  и состоянии получателя информации, которые выражаются в изменении  знания получателя; изменении установок  (относительно объекта действия, оговоренного в сообщении); изменении  в видимых действиях получателя (покупка товаров, отношение к  трудовой деятельности, своевременный  приход на работу и т.д.).

6. Обратная связь - “оперативная  реакция на то, что услышано, прочитано  или увидено; это информация (в  вербальном и невербальном оформлении), которая отсылается назад к  отправителю, свидетельствуя о  мере понимания, доверия к сообщению,  усвоении и согласии с ним”.

Обратная связь позволяет  отправителю не только узнать результат  акта коммуникации, но и скорректировать  следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат передачи сообщения достигнут (оно понято в подразделении организации и стало руководством к действию), говорят, что действует положительная обратная связь; в противном случае действует отрицательная обратная связь. Следует сказать, что налаживание обратной связи в организации - достаточно сложная задача. Особенно это касается вертикальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через каналы обратной связи.

7. Шум - то, что искажает  смысл сообщения, элемент процесса, присутствующий практически на  каждом этапе передачи информации. Источниками шумов, затрудняющих  точное понимание смысла сообщения,  являются различия в восприятии  информации, влияющие на ясность  смысла при кодировании и декодировании,  несхожесть в должностном статусе  (различное видение целей и задач организации и ее подразделений), особенности культуры и языка. В связи с этим одной из важных задач руководства организации и руководителей подразделений по формированию четкой системы управления, основанной на вертикальной коммуникации, является ликвидация шумов на всех этапах следования сообщения

Таким образом, в рамках такого подхода процесс коммуникации можно  рассматривать как ряд этапов, последовательно осуществляемых участниками  этого процесса. 

В процессе передачи, принятия и использования информации большое  значение имеет форма включенности индивида в процесс коммуникации и общения, которая выражается в  выполнении индивидом определенных функций общения.

С этой точки зрения коммуникации представляют собой процесс обмена информацией между двумя (или  более) социальными субъектами с  целью обеспечения наиболее успешного  приема и понимания информации, являющегося  предметом обмена. С помощью такого подхода к процессу коммуникации можно решать следующие научно-практические задачи в организации:

- изучать и совершенствовать  информационные потоки в организации,  поскольку при возникновении  каких-либо нарушений в ходе  обмена сообщениями (задержки, перегрузка  канала и т.д.) можно проанализировать  каждый определенный элемент  или этап, выяснить, где именно  произошел “разрыв”, и попытаться  устранить его;

- изучать процесс принятия  управленческих решений, подбирать  и создавать условия для наиболее  эффективного управленческого воздействия,  а также выявлять причины, мешающие  принятию эффективных управленческих  решений.

Наряду с положительными чертами, присущими рассмотренной  модели, у нее есть ряд недостатков:

- рассматриваются только  парные, а не сетевые коммуникационные  связи;

- изучаются только линейные  коммуникации -от источника к получателю, а не наоборот, т.е. только предельно простые коммуникационные связи.

Опыт изучения процессов  коммуникации в организации показывает, что в действительности коммуникации - это сложные, переплетающиеся сети, а не простое общение отправителя  и получателя.

Модель сетевого анализа  коммуникационных сетей. В середине 1970-х гг. в теории коммуникации стал применяться новый подход, позволяющий  анализировать отношения между  элементами в коммуникативных структурах, которые рассматривались как  составляющие коммуникационных сетей. При этом каждый элемент сети служит одновременно и передатчиком, и приемником сообщений, испытывает на себе воздействие  всех других элементов сети. В соответствии с этим подходом сеть может пониматься как сеть полной системы (охватывающая всех индивидов в организации); сети групп (подсистем) - от 5 до 25 человек  или более; личностные коммуникационные сети (между отдельными членами организации).

Зарождение этого научного подхода, получившего название сетевого анализа коммуникаций, связывают  с исследованиями социально-психологических  отношений в малых группах, проводившихся  А. Бавеласом (1950), Г. Ливиттом (1951), М. Шоу (1954), а также с социометрическими исследованиями реальных сетей в организациях. В ходе исследований были выявлены два типа коммуникационных сетей - радиальные и взаимосвязанные, присущие любой организации.

Радиальные сети характеризуются, прежде всего, взаимодействием различных  подразделений или малых групп, осуществляемым через отдельных  своих членов. Такие сети характеризуются  непостоянными, однако весьма полезными для группы и организации в целом связями. Например, член малой группы осуществляет обмен информацией с другими малыми группами. Если данный индивид делится конфиденциальной информацией, возможны напряженность и конфликты; но в то же время это путь для проникновения деловой информации, необходимой для нормального функционирования подразделения. Организация будет успешной только в том случае, если все подразделения объединены функциональными связями. Поэтому создание радиальных сетей в организации является одной из важных задач ее руководства.

Взаимосвязанные сети характеризуются  устойчивыми связями внутри малой  группы. С точки зрения получения  и обработки деловой информации группа с взаимосвязанной сетью  считается самодостаточной.

Благодаря многочисленным контактам  между членами малой группы, постоянному  обмену информацией и возможности  ее быстрой проверки, члены группы пренебрегают внешними связями с  другими группами и подразделениями  и с недоверием относятся к  получаемой извне информации, границы  членства в группе становятся более  жесткими. Такое состояние группы в конечном итоге отрицательно сказывается  на процессах интеграции в организации, не способствует распространению и  принятию норм корпоративной культуры. Разобщенность и недоверие - характеристики организации, в которой присутствуют в основном взаимосвязанные коммуникационные сети.

Коммуникационные сети в  малых группах могут иметь  различные конфигурации, что оказывает  значительное влияние на процессы коммуникации и поведение членов организации. Рассмотрим некоторые конфигурации сетей в малых группах.

Каждая из коммуникационных сетей в малых группах приспособлена  для решения определенных управленческих и производственных задач. Следует  обратить внимание на положение лидера в группе. Функции лидера заключаются  в обработке, коррекции информации и передаче ее другим членам малой  группы “для исполнения”.

а) “Круг” - децентрализованная сеть в малой группе, что выражается в положении лидера, подобного  всем членам группы. При такой форме  сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникационного процесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирующих потоков информации и соблюдении направления ее движения строго по кругу, исключении хаотичности. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа “круг” (например, “круглый стол”) резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов.

6) “Штурвал” - сильно  централизованная сеть, т.е. информационный  лидер группы находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой. Эта сеть идеально подходит для выполнения группой достаточно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая никакой дополнительной информации со стороны. Как правило, при такой конфигурации возникает большое количество ошибок вследствие слабости обратных связей и невозможности взаимных коррекций ошибок между членами группы. При усложнении заданий или увеличении численности членов группы, постоянно связанных с лидером, у последнего наступает информационная перегрузка, что приводит к еще большему количеству ошибок и некачественному выполнению заданий. Коммуникационная сеть “штурвал” эффективна при жесткой централизации власти в руках руководителя или лидера и слабой включенности рядовых членов группы в процесс принятия управленческих решений.

в) “Цепь” - сеть со слабой централизацией. Такая сеть используется в условиях многозвенных технологий (при большом  количестве последовательно выполняемых операций). Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Поскольку “цепь” содержит большое количество звеньев, происходит сильное искажение информации (обратная связь осуществляется последовательно через все звенья цепи к лидеру), когда, например, исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предложение и оно проходит “по инстанциям” к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение. Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществлять эффективный контроль на всех участках, применима только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших “соседей”.

Информация о работе Виды коммуникаций