Современные направления развития теории организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

Содержание работы

Введение 2
1. Теория организации, ее предмет и место в системе научных знаний 3
2. Современные направления развития теории организации 5
2.1 Современные подходы к теории организации 5
2.2 Современные школы теории организации 6
2.2.1 Школа административного управления 6
2.2.2 Ситуационная школа 9
2.2.3 Системная школа 14
3. Теория организации - традиции и современные взгляды 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа яппаровой.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

  

 

Институт  социальных и гуманитарных знаний 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Курсовая работа  

 

 

 

По дисциплине: «Теория организации»

 

Студентки  1 курса

Специальность: Финансовый менеджмент 

Яппаровой Сильвины Назмугамиловны

 

 

 

 

Тема: «Современные направления развития теории организаций.»  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cодержание

 

Введение 2

1. Теория организации,  ее предмет и место в системе  научных знаний 3

2. Современные направления  развития теории организации 5

2.1 Современные подходы  к теории организации 5

2.2 Современные школы теории организации 6

2.2.1 Школа административного  управления 6

2.2.2 Ситуационная школа 9

2.2.3 Системная школа 14

3. Теория организации  - традиции и современные взгляды 24

Заключение 27

Список использованной литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

управление организация  адаптация административный

Теория организации  занимает важное место в семье  управленческих наук. Она исследует  организацию, как структуру, определяя  принципы ее функционирования и развития, изучает пути повышения ее эффективности.

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов  вперед. Скорее, это было несколько  подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же самое время, научно-технический  прогресс и стремительные изменения  в бизнес среде, заставили представителей управленческой мысли глубже осознать значение внешних по отношению к организации сил. Были разработаны новые подходы, учитывающие адаптацию методов управления к изменяющейся внешней среде.

 

 

1. Теория организации,  ее предмет и место в системе научных знаний

 

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как  они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

Теория организации - наука, изучающая принципы, законы и  закономерности возникновения организации  как явления, ее эволюции, механизмы  функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и проектирования новых целей.

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально  подходить к формированию протекающих  в организациях процессов, к определению  курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Предмет теории организации  составляют организационные отношения  людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда.

Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации  как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрировано подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации - одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления. Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу.[15]

 

 

2. Современные направления  развития теории организации

 

2.1 Современные подходы  к теории организаций

 

Многогранность процесса управления организацией и наличие огромного количества факторов, определяющих ее функционирование, побудила исследователей к разработке новых подходов к теории организации. В современной теории можно выделить три основных направления:

- процессный подход;

- ситуационный подход.

- системный подход;

Процессный подход рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций. Концепция процессного подхода, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. Основными функциями считаются  функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех четырех функций.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность  различных методов управления определяется ситуацией. Этот подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с ситуационным подходом методики и концепции должны быть применены к конкретным ситуациям, его часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения данного подхода не существует единого "лучшего способа" управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который ей более всего соответствует.

Системный подход рассматривает  организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных  подсистем. Основные подсистемы - люди, структура, задачи и технологии, должны быть ориентированы на достижение различных  целей в условиях меняющейся внешней среды. Организация получает из нее ресурсы, обрабатывает их и выдает обратно товары и услуги. Теория систем помогает руководителям понять взаимосвязь между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

 

2.2 Современные школы  теории организации

 

2.2.1 Школа административного  управления

В теории менеджмента  существует несколько школ и подходов. Если говорить о процессном подходе, то необходимо сказать, что он впервые  был предложении сторонниками школы административного управления, а именно А. Файолем. Он подверг анализу функции управления, предположив их зависимость между собой. Таким образом, процессный подход описывает системы менеджмента как последовательность связанных между собой непрерывающихся действий.

В аспекте процессного  подхода процесс управления представлен  состоящим из следующих функций:

- планирование;

- организация; 

- мотивация; 

- контроль.

Названные четыре функции  в теории процессного подхода  имеют в своей основе следующие  общие черты:

- все они требуют принятия решений;

- для всех необходима  коммуникация, обмен информацией,  чтобы получить информацию для  принятия правильного решения  и сделать это решение понятным  для других членов организации. 

Эти черты, объединяющие функции процессного подхода, называются его связующими. Деятельность любой организации представляет собой непрерывный процесс, поэтому если рассматривать фирму как систему процессов, то начинаешь понимать, что процессный подход является одним из возможных аспектов оптимизации бизнеса. Правильно отобранные процессы, а также система, построенная на этих процессах должны отражать суть изучаемой деятельности и развитие предприятие.

Как и любая теория, теория процессного подхода имеет  свои недостатки и преимущества.

Говоря о преимуществах процессного подхода, необходимо выделить следующие:

  1. возможность оптимизировать систему управления, сделать способной эластично прореагировать на трансформацию внешней среды;
  2. приобрести и употребить систему показателей и критериев оценки результативности управления на каждом этапе управленческой цепочки;
  3. сосредоточенность управления на стратегических процессах
  4. реализовать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями ИСО 9000 и получение соответствующего сертификата.
  5. разработка чётко установленного порядка в разработке, согласовании, утверждении и ведении документации.
  6. появление в организации информационной системы в рамках единой системы управления организацией.
  7. результаты одного процесса будут способствовать улучшению результатов другого.

Ученые менеджмента  отмечают и другие преимущества процессного  подхода.

В первую очередь с  введением процессного подхода  появляется единый язык описания деятельности, доступный и понятный всем участникам процесса, а также возможность  простой и наглядной графической трактовки деятельности. Сюда же можно отнести то, что при процессном подходе происходит выделение рабочих зон, что облегчает формулирование требований к персоналу, привлеченному к конкретным работам, и составление более точного и прицельного штатного расписания организации.

Во-вторых, процессный подход к управлению - это простое и  надежное определение точек контроля, что достигает в результате разбивки основного процесса на субпроцессы. Процессный подход придаёт единую линию  развития управлению предприятием, что приводит к упрощению многоуровневых иерархических организационных структур, присущих функциональному подходу, и обеспечивает большую ориентацию организации на потребителя.

В-третьих, за счёт сокращения уровней организационной структуры упрощается обмен информацией между подразделениями и устраняется обособленность подразделений и должностных лиц.

Также надо отметить, что  процессный подход характеризуется  большими возможностями в отношении  развитии системы управления предприятием, расширяет возможности организаций в развитии бизнеса.[14]

К недостаткам процессного  подхода чаще всего относят следующие:

  1. сложность реализации процессного подхода, заключающаяся в том, что появляется необходимость документального оформления каждого процесса, а также регламентация управления, разработка стандартов;
  2. появляется необходимость в освоении сотрудниками компании новых навыков и знаний.

Говоря о недостатках  процессного подхода можно отметить и такое его качество как сложность  внедрения. Это связано с тем, что процессный подход можно считать внедренным только после того, как в организации реализовывается управление процессами. Нередки случаи, когда внедрение процессного подхода в компании останавливалось из-за того, что появлялась необходимость регламентации дальнейшего процесса. Некоторые компании не завершили данный проект потому, что плохо была разработана система показателей и лишь немногие системно подошли к вопросу организации управления процессами.

Это говорит о том, что для управления процессами мало написать в управляющих документах, что процессы должны управляться владельцами и т. п. Для успешного завершения внедрения процессного подхода необходимо создать соответствующие реально действующие механизмы управления. Такая деятельность напрямую зависит от трансформаций в умах руководителей, а это связано с установленными сложностями: требуется достаточно долгое время, чтобы руководство стало думать и работать по-новому. Если в период внедрения процессного подхода собственники и руководители верхнего уровня не уделяют этому вопросу приоритетного внимания, то система управления процессами вряд ли будет создана. И это тоже можно отнести к недостаткам процессного подхода.

Информация о работе Современные направления развития теории организаций