Этапы развития теории организации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:38, реферат

Описание работы

Однакозакономерности, сформулированные теоретиками управления, нельзя назвать хоть сколь­нибудь применимыми в аапрактической деятельности. Основными инструментамиаа теории являются различные подходы и методы анализа, построения и управления организацией.
Целью настоящейаа работы является установлениеаа закономерностей в
эволюции теории и практики управления организациями, а возможно, и
поиск нового подхода, которыййй смог бы устранить противоречивость
и избирательность существующих управленческих школ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Возникновение научного подхода к изучению организаций………4
Глава 2. Школа научного управления…………………………………………10
Заключение……………………………………………………….........................16
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

УдовидченкоУ9-721.docx

— 76.14 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ высшего профессионального образования

 

 «Национальный  исследовательский ядерный  

университет «МИФИ»

 

   Экономико-аналитический  институт НИЯУ МИФИ

 

КАФЕДРА  №72 Управление бизнес-проектами

 

 

Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (в энергетике)                        индекс и полное наименование

 

Реферат

по дисциплине «Организация производства на предприятии отрасли»

тема «Этапы развития теории организации производства»

 

 

 

Выполнил:

Удовидченко Р.С. Группа У9-721

Руководитель:

Харитонов Владимир Витальевич профессор,

доктор физико-математических наук, проректор  «НИЯУ  МИФИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Возникновение научного подхода к изучению организаций………4

Глава 2. Школа научного управления…………………………………………10

Заключение……………………………………………………….........................16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

Введение.

Теория  организации взанимает  важное  место  в  семье  управленческих  наук.

Она  исследует  организацию,  мкак  структуру,  определяя  принципы  ее

функционирования и развития, изучает пути повышения ее эффективности.

Предметт теориит организации охватываетт три основных аспекта:

­ исследование развития организаторской мысли;

­ исследование организации, как системы;

­ исследование взаимосвязи организации и управления.

Практическоеефзначение  теории  выражается  в  установлении  законов организации, как формы для созданияф эффективных методов управления. 

Однакозакономерности, сформулированные теоретиками управления, нельзя назвать хоть сколь­нибудь  применимыми  в  аапрактической  деятельности.  Основными инструментамиаа  теории  являются  различные  подходы  и методы анализа, построения и управления организацией.

Целью  настоящейаа  работы  является  установлениеаа  закономерностей  в

эволюции  теории  и  практики  управления  организациями,  а  возможно, и 

поиск нового подхода, которыййй смог бы устранить противоречивость 

и избирательность существующих управленческих школ. 

Глава 1. Возникновение научного подхода к изучению организаций.

Социальноо-экономическиее условияя возникновенияя теориии организацийй. Довольноо долгоо сложившиеся формы организационногоо устройстваа некоторыхх сторонн социальнойй жизни не изменялисьь. Этоа во многомм объясняетсяя отсутствиемм потребностейй в организованныхч объединениях в сфере материального производства. В тотт периодд единичныее, уникальные товарыы и услуги производили ремесленные гильдии, а прочую необходимую продукциюю производилии на основее принудительногоо трудаа с помощьюю прямогоо экономического, физического или другого вида принуждения. Но в обоихх случаяхх не удовлетворяютсяя главные \требования к массовому производствуу продуктов и услуг: высокая производительность и высокое качество. Еслии в случае ремесленногоо производстваа можно создавать качественныее продуктыы, но нельзяя достичь высокой\ы производительности, то в производствее на основе принудительного труда невозможно добиться высокого качества продукции (принуждаемый работник может перетаскивать камни или рыть каналы, но он является принципиальным тормозом повышения качества).

 

Толькоо возникшаяя конкуренцияя и ыжеланиее наладитьь более прибыльноее производство породилии стремление создаватьь наиболеее совершенные организационныее структуры.

 

С середины XVIII и до начала XIX в. возникли многочисленные предприятия, ориентированные на производство большого количества конкурентоспособной продукции.

 

Фабричнаяя система организациии труда. Свидетельстваа появления фабричнойй системы организациии труда: индустриализацияя производства, т.е. введениее в производственный\ыпроцессс высокопроизводительных машинн, создание системыы общественного разделенияя труда, возникновениее крупных организацийй с жесткимм разделением функцийй на рынкее продуктов и услугг. При этомм произошло изменениее и социальныхх отношений: увеличиласьь роль управляющихх, возникли \ыабольшиее социальные группыы в рамках организацийй, а также неформальныее организации рабочих как противовесс организации управляющихх и собственников, отчетливоо проявился феноменн отчуждения.

 

Теоретической основой фабричной  системы организации труда можно  считать, в частности, труд шотландского экономиста А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), где он анализирует процесс разделения труда при производстве иголок. Смит полагает, что разделение труда позволяет коренным образом реорганизовать производство, значительно повысить его эффективность, и именно разделение труда он признает универсальным средством для повышения благосостояния человечества и достижения счастливого будущего.

 

Идеи А. Смита относительно деятельности организаций развивал английский экономист Ч. Баббедж (С. Babbage) в 1832 г. Исходя из явпрактических целей повышения производительности труда на фабрике, Баббедж научно обосновал значение специализации, яваначал исследовать трудовые движения с целью рационализации действий в рамках разделения труда.

В 1850 г. английский исследователь  проблем управления Дж. Милл (J. Mill) предпринял попытку изучить функции менеджеров по организации производства на ткацких  фабриках. В частности, он разрабатывал принцип единоначалия, формы и  интервалы управленческого контроля за деятельностью работников, возможности  стимулирования повышения производительности через заработную плату .

 

Весьма \ызначимый вклад в развивающуюся теорию организаций внес американский промышленник Д. МакКаллум (D. McCallum), который определял условия \миспользования организационных схем структуры менеджмента и возможности систематического менеджмента на железнодорожном транспорте (1856).

 

Однакоо разработки этогоо периода характеризовалисьь рядом серьезныхх недостатковв, которыечп тормозилии развитие теориии организаций, что не позволялоо повышать эффективностьь их деятельности. Перечислимм основные недостаткии первых разработокк в области теориии организаций:

 

- отсутствиее связей междуу разработками отдельных компонентовв организации, прежде всегоо разрыв междуякпроблемамии менеджмента и исполнителямии, между отдельнымии компонентами организациии - структурой, целямии, корпоративной культуройй и технологией;

 

- невозможностьь ориентации на инновациии, изменения в организациии, необходимыее в условиях функционированияя организации в рыночнойй средее;

 

- полноее невнимание к человеческомуу фактору, что выражаетсяя в ориентации исследователейй организаций на производственныйй процесс и повышениее эффективности административногоо контроляя за деятельностью исполнителейй.

 

В результатее этого появилисьь такие негативные поведенческиее феномены, какк отчуждение и аномияя, которые определилии социальную политикуу организаций на многиее десятилетия и актуальныы в настоящее времяя.

Отчуждениее как негативное явлениее в функционированиии организации. Впервыее негативные явленияя, напрямую связанныее с разделением труда и внедрениемм технологий массовогоо производства товаровв, были отмечены ещее в период становленияя и развития фабричногоо способа организациии труда. Первым их описал А. Смит, который видел не только положительные результаты общественного разделения труда и товарного характера производства, но и отрицательные последствия, проявляющиеся в поведении работников. В частности, в своей основной работе «Исследования о природе...» Смит весьма критично представляет последствия крайней специализации на производстве. По Смиту, выполнение работниками одних и тех же простых задач приводит к превращению их в таких существ, которые «...настолько глупы и безразличны, насколько это возможно в отношении человека. Эти люди не способны на ростки великодушного или нежного чувства, не способны сформулировать любое справедливое суждение относительно самых простых и обыденных вещей... проворство в очень узкой, частной области деятельности, кажется, достигается ценой утраты им интеллектуальной, социальной и воинской добродетелей. Но в каждом прогрессирующем и цивилизованном обществе это является как раз тем, без чего люди с необходимостью опускаются, если правительство не предпримет мер к их спасению».  Из своих наблюдений Смит не делал какихлибо выводов, он только указывал на проблемы, связанные с использованием труда людей в рамках фабричной системы.

 

К. Маркс в своем анализе капиталистического производства уделял особое внимание последствиям разделения труда - отчуждению труда. Под отчуждением он понимал отделение работников как личностей от их творчества, продукта их труда и от других людей, к которым они относятся только как к единицам товара. Такое положение характерно для индивидов с весьма низким статусом внутри структуры организации и власти. Обладатели такого статуса становятся просто средством для получения наибольшей прибыли. Характерной чертой такого статуса является узкая специализация, влекущая за собой невозможность использовать свой физический и умственный потенциал, свои способности. Следствием такого состояния можно считать оторванность работника от конечного выпускаемого продукта и коллег по работе. Технологическое разделение труда ограничивает развитие работника не только на его рабочем месте, но и во всех ситуациях вне работы.

 

Маркс придавал понятию «отчуждение» онтологический смысл в соответствии с его пониманием сущности человеческой природы. Для Маркса быть человеком - значит творить, творчески участвовать  в трудовом процессе. При таком  подходе труд представляет собой  самую важную часть человеческой жизни, поскольку он содержит потенциал  для реализации человеческой природы  и поддержания отношений человека с другими людьми. Труд не означает просто оплаченную службу. Он означает затраты энергии для достижения определенных (в том числе и  возвышенных) целей, некоторого конечного  результата.

Отчуждение труда, по Марксу, - это ситуация или состояние, при  котором творения человека, т.е. продукты его труда, приобретают контроль над ним. Отчуждение возникает там, где люди подвергаются контролю со стороны сил, которые они сами создали в ходе своей деятельности и которые существуют независимо от них. К ним в первую очередь  относятся механизмы действия рыночных отношений.

 

Отчуждение труда, которое  возникло еще во времена фабричной  системы, наблюдается и в настоящее  время. Это явление крайне негативно  влияет на деятельность организаций  и отрицательно сказывается на процессах  интеграции организационных систем.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Школа  научного управления.

Раннийй период развитияя теории организацийй характеризуется в первуюю очередь слабостьюю системы управленияя организациейй, неопределенностьююяфункций управленияя. Это обусловленоо в основном темм, что в одномм лице соединялисьь собственник и управляющийй, следствием чегоо была незначительнаяя численность управляющихх и отсутствие специализациии в осуществлении управленческихх задачч.

 

В результатее отделения собственникаа предприятияя от процесса управленияя производством, произошедшегоо после распадаа фабричной системыы организации трудаа и возникновения крупногоо машинного производстваа, появился специализированныйй аппарат управленияя, в задачи которогоо входили контрольь за деятельностью рядовыхх членов организациии и проведение мероприятийй, способствующих повышениюю эффективности их работыы.

 

Однойй из первых теоретическихх школ, рассматривающихха проблемыы теории организацийй, стала так называемаяя классическая школаа научного управленияя. Основу организационныхх теорий этой школыы составляет идеяя рационализации всехх компонентов организациии, другими словамии, ориентация всехх структурных единицц организации на ее целии, всеобщая целесообразностьь. Достижению всеобщейй целесообразности рациональностии служит преждее всего жесткая иерархияя управления всехх \ыорганов и должностейй организации, которая содействуетт осуществлению возможноо более жесткогоо всеобъемлющего формальногоо контроля. Очевидно, что созданиее системыы такого контроляя возможно только прии условии четкогоо распределения функцийй (прав и обязанностей) междуу членамии организациии, а следовательно, требуетт разработки взаимосвязанныхх ролевых требованийй, отсечения ненужныхх действий, упрощенияя и максимальной рационализациии существующих технологийй.

 

Основоположником классической теории научного управления считают  американского инженера и ученого  Ф.У. Тейлора, именем которого названо  направление в теории организаций – «тейлоризм». Лозунгами этого направления стали: «координация», «интеграция» и «контроль». Последователи тейлоризма обращали особое пввнимание на проблему рабочих, решение которой заключалось в максимальном облегчении производственных операций, в упорядочивании системы вознаграждения путем внедрения сдельной оплаты труда и в обеспечении безопасности труда. Основнымии принципами тейлоризмаа считаютт:

 

применениее научного подходаа к каждому элементуу деятельности любогоо членаа организациии, поиск наиболеее рациональных, оптимальныхх способов совершенияя производственныхх операций;

 

научно обоснованныйй подборр и обучение работниковв;

 

 взаимодействиее между управляющимии и рабочими, котороее проявляется преждее всего в обоснованномм вознаграждении за трудд на базе сдельнойй системы оплатыы трудаа.

 

Тейлор признает, что его  подход не содержит каких-либо новых принципиальных научных положений, и полагает, что теория научного управления «собирает все традиционное знание, накопленное предыдущими поколениями управляющих, и редуцирует его в виде правил, законов, формул». В подходе Тейлора по совершенствованию управления организацией приоритет отдан инженерным решениям. В рамках этой теории все отклонения от «рациональности» рассматриваются как нежелательные последствия, ошибки, неточности, которые могут быть устранены на основе расчетов и чисто инженерных решений.

 

Идеюю рационализациии трудовых процессовв в организациях в дальнейшемм разрабатывалии последователи Ф. Тейлора классикии теории организациии Ф. и Л. Гилбреты, главной заслугойй которых можноо считать использованиее научныхх методов для поискаа оптимальногооы\вспособаа выполнения работыы. В руслее идей рациональностии и инженерногоо подхода рассматривалл проблемы повышенияя эффективности деятельностии организаций и американскийй инженер Г. Гант, которыйй разрабатывал способыы рационального планированияя деятельности организациии, обеспечения совместимостии действий различныхх подразделений организациии по достижениюю общей целии.

Информация о работе Этапы развития теории организации производства