Современные направления развития теории организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

Содержание работы

Введение 2
1. Теория организации, ее предмет и место в системе научных знаний 3
2. Современные направления развития теории организации 5
2.1 Современные подходы к теории организации 5
2.2 Современные школы теории организации 6
2.2.1 Школа административного управления 6
2.2.2 Ситуационная школа 9
2.2.3 Системная школа 14
3. Теория организации - традиции и современные взгляды 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа яппаровой.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процессный подход имеет практически равное количество преимуществ и недостатков, однако нельзя не отметить, что те предприятия, где внедрен процессный подход, имеют более эффективную деятельность.

 

2.2.2 Ситуационная школа

Теоретические положения  ситуационного подхода в теории организации (а также в теории управления) предназначены для исследования различных перемен организационного поведения. Такое исследование рассматривает организаторские явления по следующим направлениям:

- расположенность или  ситуационность организационных  позиций или положений. Такое  направление обращает внимание на проблему лидерства в организации для адаптирования организационного поведения в зависимости от условий организационного положения;

- непредвиденность или  случайность обусловливается исследованием  организаторского явления комплексно:

- наличием множества  вариантов в жизни организации,  что соответствует идее изменения,  нестабильности и затруднения  прогнозирования вследствие условий  неопределенности;

- взаимодействием частей  и видов деятельности организации,  что соответствует идее взаимозависимости организационных параметров и их влияния, а также необходимостью постоянной адаптации этих параметров;

- дифференцированностью  места и времени условий каждого  организационного положения, что  соответствует идее адаптирования  к условиям каждого положения или позиции.

Основное теоретическое  положение ситуационного подхода  к теории организации заключается  в том, что степень ее эффективности  и успеха определяется степенью адаптации  организационной структуры и  организационного поведения факторами и ограничениями окружающей среды. Такое положение осуществляется путем проверки следующих предположений:

- условия неопределенности  — фактор, определяющий адаптивность  организации; 

- технология — взаимовлияющий  фактор между средой и организацией;

- размер организации  — структурный фактор, определяющий  характеристики организации и  ее возможности к адаптации; 

- выбор варианта организационного  проекта — решающий фактор  в вопросе определения рамок  адаптации. 

Таким образом, ситуационный подход представляет определенную рамку взаимоотношений между различными условиями окружающей среды и различными типами организационных структур. Основные положения данного подхода можно разделить на две группы параметров.

Первая группа параметров — параметры окружающей среды:

1. Факторы окружающей  среды: 

- организационный климат (внутренняя среда);

- уровень индивидуумов (культура, техническая и управленческая  комплектность, типы поведения  между работниками, обязательность  целей);

- уровень функций (техническая  характеристика организационных подразделений, степень взаимозависимости подразделений, внутренняя борьба подразделений и участников организации);

- организационный уровень  (организационные цели, организация  труда, участие в реализации  целей, характер продукции или услуг);

- окружающая среда  (внешняя среда):

- уровень клиентуры  (потребители, распределители, поставщики, конкуренты);

- социальный уровень  (культурная и политическая позиция  в отношении выходов организации,  отношения с государством и  т.д.);

- технический уровень (показатели улучшения выходов, совершенствование технологий труда и т.д.).

2. Условия неопределенности 

Неопределенность окружающей среды и организационного климата  организации влияют на ее организационную  структуру и поведение:

- планирование — для улучшения прогнозов и уменьшения возможных ошибок;

- контроль — своевременная  корректировка планов и решений  для противостояния возникших  ситуаций;

- руководство — в  вопросах централизации и децентрализации  разработки и принятия управленческих решений;

- аналитическая деятельность  — для определения потребности  организации в вопросах адаптации  и модернизации.

Представители ситуационного  подхода предложили модель измерения  и оценки степени неопределенности в ее отношениях с элементами окружающей среды. Модель содержит два аспекта:

1) степень сложности  (простой/сложный);

2) степень стабильности (динамичный/статичный).

Такая модель объясняет  четыре варианта взаимоотношений между  степенями сложности и стабильности в условиях неопределенности:

- вариант неопределенности (простой / статичный) — меньшее  число факторов окружающей среды  и меньшее их изменение. В  этих условиях неопределенность  незаметная;

- вариант неопределенности (простой/динамичный) — меньшее число  факторов среды, однако они  характеризуются изменением и нестабильностью, что делает их непохожими друг на друга. В этих условиях неопределенность частично заметная; в вариант неопределенности (сложный/динамичный) — среднее число факторов среды с измененной характеристикой, что делает их совсем не похожими друг на друга. В этих условиях неопределенность очень заметная;

- вариант неопределенности (сложный/статичный) — многочисленные  факторы среды, однако они характеризуются  стабильностью и неуменьшением,  что делает их похожими друг  на друга. В этих условиях неопределенность менее заметная.

3. Технология 

- рутинная / нерутинная;

- ремесленная; 

- инженерная.

Вторая группа параметров — параметры организационной  структуры.

1. Характеристика организационной  структуры: 

а) аспекты разделения труда:

- горизонтальный аспект;

- вертикальный аспект;

- аспект влияния окружающей  среды; 

б) взаимодействие размера  организации и структуры:

- степень специализации; 

- степень нормирования  работ; 

- степень формальности  документирования и регистрации данных;

- степень централизации  принятия решений; 

- степень юординации  и интеграции деятельности организации. 

2. Размер организации: 

- численность участников  организации;

- объем работ; 

- размер активов. 

3. Выбор организационного  проекта: 

- потребности организационной адаптации;

- основы разработки  организационных стратегий. 

Следует заметить, что  ситуационный подход к управлению, так же как и системный, является скорее способом мышления, чем набором  конкретных действий. Метод предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации.

Этот подход требует  принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если системный подход более целесообразно  применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. В этом подходе сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях  между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

- управление должно уметь осуществлять  анализ ситуации с точки зрения  того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что для нее характерно;

- должен быть выбран соответствующий  подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени  и наилучшим образом соответствовал  требованиям, выдвигаемым к организации  со стороны ситуации;

- управление должно создавать  потенциал в организации и  необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к  новому управленческому стилю,  соответствующему ситуации;

- управление должно произвести  соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации. [10]

 

2.2.3 Системная школа

До становления в начале XX века науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения.

В зависимости от опыта и таланта  управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и  стихийным образом осмысливать  свой объект управления более или  менее системно. Но, тем не менее, до XX века в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия. Таким образом, ситуативный подход — это ориентация на ближайший положительный результат («а дальше видно будет...»). Мыслится, что «дальше» опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но наилучшее в данный момент решение может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Стремление отреагировать  на каждый новый поворот или разворот ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по течению. Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом. [10]

Системный подход как  общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и  деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи.

Системный подход — это  подход, при котором любая система  рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая  выход (цель), вход (ресурсы), связь с  внешней средой, обратную связь. Это  наиболее сложный подход. Системный  подход — это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:

1. Целостность, позволяющая  одновременно рассматривать систему  как единое целое и в то  же время как подсистему для  вышестоящих уровней. 

2. Иерархичность строения, то есть наличие множества  элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня высшим. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая  анализировать элементы системы  и их взаимосвязи в рамках  конкретной организационной структуры.  Как правило, процесс функционирования  системы обусловлен не столько  свойствами ее отдельных элементов,  сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая  использовать множество кибернетических,  экономических и математических  моделей для описания отдельных  элементов и системы в целом. 

Системный подход рассматривает  организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.

Система — это некоторая  целостность, состоящая из взаимозависимых  частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система — это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Информация о работе Современные направления развития теории организаций