Совершенствование системы планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что планирование - это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего, и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач. При соблюдении определенных правил планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом.

Файлы: 1 файл

курсов теория управл.docx

— 85.98 Кб (Скачать файл)

Судя по данным таблицы 2.1. показатель товарной продукции в 2011 году увеличился по сравнению с предыдущими двумя  годами. Так в 2011 году товарная продукция  ООО «АСТАТ» увеличилась по сравнению  с 2009 годом на 52329 тыс. руб., что составило 50% , и по сравнению с 2010 годом –  на 40123 тыс. руб. (34%)

Несмотря на рост себестоимости  производства, затраты на рубль товарной продукции в 2011 году снизились по сравнению с 2009 годом на 33 % и по сравнению с 2010 годом – на 13 % руб. Подобное снижение исследуемого показателя вызвано ростом товарной продукции.

Снижение объема производства, выраженного  в натуральных единицах измерения, не повлияло на ухудшение показателя «выработка продукции на 1 работающего». Поскольку в расчете выработки  участвует «товарная продукция», рост цен на продукцию ООО «АСТАТ»  оказал положительное влияние не только на увеличение товарной продукции, но и на положительную динамику выработки. В 2011 году по сравнению с 2009 годом  выработка увеличилась на 31 %, а  по сравнению с 2010 годом – на 33 %. Анализ показателей использования  основных средств предприятия демонстрирует  неравномерную динамику фондоемкости и фондоотдачи. В 2011 году по сравнению  с 2009 годом фондоотдача уменьшается  на 44%, что можно охарактеризовать отрицательно, однако по сравнению  с 2010 годом показатель увеличивается  на 39%, что является положительным  фактором. Фондоемкость в 2011 году преобладает  над показателем 2009 года на75 %, и снижается  по сравнению с 2010 годом на 26%.

Основной причиной подобного формирования показателей использования основных фондов стало колебание стоимости  основных средств ООО «АСТАТ»:

- увеличение стоимости основных  средств в 2010 году, благодаря вводу  нового оборудования,

- снижение стоимости основных  средств в 2011 году, вызванное амортизацией  и списанием устаревшего оборудования.

Анализ технико-экономических показателей  ООО «АСТАТ» дал возможность  убедиться в росте рентабельности продукции предприятия. В 2011 году названный  показатель увеличился по сравнению  с 2009 годом на 9,4%, а по сравнению  с 2010 годом – на 4,6%. Подобный результат  получен благодаря опережающим  темпам роста прибыли от продаж над  темпами роста себестоимости  продукции.

Исследование численности персонала  показало, что в 2011 году по сравнению  с 2009 годом названный показатель увеличился на 13 чел, а по сравнению  с 2010 годом - на 1 человека. Таким образом, можно отметить, что политика управления персоналом направлена на рост численности  работников предприятия. Это вызвано  стремлением к увеличению объемов  производства и расширению сегмента рынка. Помимо названной причины  есть еще и вторая, которая заключается  в том, что в 2010 году предприятие  приобрело машины и оборудование, для обслуживания которых были приняты  работники.

Увеличение заработной платы и  рост численности персонала послужили  причинами увеличению фонда оплаты труда. В 2011 году этот показатель вырос  по сравнению с 2009 годом на 849773 руб. (222 %), а по сравнению с 2010 годом - на 211211 руб. (20%).

В завершении анализа технико-экономических  показателей предприятия можно  сделать вывод о том, что в  целом управлению производством  и реализаций продукции можно  дать положительную оценку. Однако на предприятии присутствует ряд  отрицательных факторов:

- быстрые темпы роста цены. С  одной стороны, пользуясь лидирующим  положением на рынке сбыта  ООО «АСТАТ» может позволить  себе подобную ценовую политику. Однако эта политика опасна  тем, что возникновение на рынке  конкурента, продающего подобную  продукцию подобного качества  по более низкой цене, может  привести к оттоку значительной  доли покупателей, что в свою  очередь повлечет сокращение  сегмента рынка и отрицательно  скажется на конкурентоспособности  ООО «АСТАТ». Соответственно руководству  следует разработать гибкую стратегию  ценообразования, способную в  любой момент спасти положение  на рынке и обеспечить сохранность  сегмента.

- снижение стоимости основных  средств предприятия. Поскольку  основные средства предприятия  играют важную роль в производственном  процессе и обеспечивают выпуск  продукции ООО «АСТАТ» руководству  необходимо уделять серьезное  внимание разработке эффективной  политики использования средств  труда. В частности необходимо  поддерживать на высоком уровне  показатели фондоотдачи и фондорентабельности,  сокращать фондоемкость. Снижение  стоимости основных средств предприятия  может привести к падению производственных  возможностей предприятия, что  нежелательно. Поскольку анализ  технико-экономических показателей  не дает возможности получения  достаточно полной информации  о степени эффективности использования  производственной мощности предприятия  необходимо анализ этого показателя  углубить, рассчитав ряд коэффициентов,  демонстрирующих степень обновления  основных средств, степень экстенсивного  и интенсивного их использования  и т.д. Только на базе подробного  анализа можно получить ряд  ответов на вопрос, что необходимо  сделать для достижения эффективного  использования производственной  мощности ООО «АСТАТ».

2.2. Структура планов  по уровням и звеньям управления  ООО «Астат»

Целевая ориентация системы планов осуществляется в ООО «Астат»  при помощи организационно-иерархической  соподчиненности и естественно  обусловленной кооперации объектов планирования. Основой системы планов является долгосрочная целевая программа, содержащая главные установочные показатели деятельности структурных единиц и  предприятия в целом.

Отдаленные долгосрочные цели в  ООО «Астат» дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и  в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем  планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и  даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых  работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

Оперативное планирование в ООО  «Астат» является развернутым продолжением текущего планирования производства и  включает детализацию текущего плана  предприятия и доведение его  заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и  графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а  иногда на каждый час;

В целом долгосрочное, текущее и  оперативное планирование взаимосвязаны  и представляют собой систему  планирования, которая объединяет в  комплекс весь механизм управления ООО  «Астат» (табл. 2. 2).

Таблица 2.2 Организационно-иерархическая  схема соподчиненности и кооперации планирования ООО «Астат»

Периодичность плана

Форма заказа

Структура показателей планирования

Ответственные исполнители  плана

Оперативно –календарный

Заказы потребителей

Подетально-натуральные нормы  и нормативы

Цех №1,2,3

Текущий

Преимущественно заказы потребителей

Натуральные - по видам изделий, стоимостные -подробно, нормы и нормативы, трудовые -подробно

Цех №1,2,3 отделы: технический, финансовый

Среднесрочный

Заказы потребителей, прогнозы

Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы

Цех №1,2,3 отделы: технический, финансовый

Долгосрочный

В основном прогнозы, частично заказы

Укрупненная номенклатура изделий, объемы финансирования,

ДОХОД

Участок № 1,2,3 отделы: технический, финансовый

Стратегический

Прогнозы

Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность

Отделы: маркетинга, технический, финансовый


Взаимоувязка и взаимная корректировка  при расхождении планов различных  служб ООО «Астат» оперативно осуществляются на протяжении всего  периода разработки и выполнения долгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета  и контроля, применяемых руководством строительной организации и бухгалтерией, достигается, как правило, лишь на завершающем  этапе.

2.3. Оценка системы планирования  ООО «Астат»

Технология внутрифирменного планирования ООО «Астат» включает:

- определение и обоснование  основной цели и вытекающих  из нее задач предприятия;

- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей  и заданий для исполнителей;

  • детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
  • детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая  информация. Помимо прогнозных и маркетинговых  данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает  большой объем внутренней информации.

Сбор и обобщение поступающей  информации, ее анализ относится к  предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как  и разработка самого плана.

Составление плана деятельности ООО  «Астат» начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

- плана производства и реализации  продукции; - плана материально-технического  обеспечения;

  • плана по кадрам и заработной плате;
  • перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
  • финансового плана.

Финансовая модель или, если говорить более точно, модель бюджетирования, представляет собой систему математических уравнений, логических утверждений  и данных, которые описывают взаимодействие переменных, характеризующих финансовую и операционную деятельность

Планирование является важной частью управления предприятием, но, к сожалению, занимает при правильном подходе  немало времени. Критически важным элементом  планирования в коммерческой деятельности является финансовое планирование и  прогнозирование состояния предприятия, или как его часто называют - бюджетирование. Оно базируется на ясном понимании закономерностей  рыночного поведения, законов конкуренции  и места предприятия на рынке, то есть, в том числе на сформулированных стратегических целях предприятия. Но финансовое планирование, хотя и  является критическим элементом  управления бизнесом, не является в  большинстве случаев достаточным  для реализации управления предприятием

К числу внутренних факторов, влияющих на составление бюджетов ООО «Астат»  следует отнести:

- дефицит времени в связи  с давлением, приоритетом текущих  дел;

- убежденность в том, что главный  фактор успеха фирмы - предпринимательский  талант руководителей, интуиция  и деловые связи;

- недостаточная квалификация служащих;

- негативное отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой  экономикой др.

3. Совершенствование системы  планирования на предприятии

3.1. Предложения по совершенствованию  и развитию функции планирования

В связи с ужесточением конкуренции  на рынке, эти проблемы для ООО  «Астат» приобретают особую значимость. Основными направлениями их решения  представляются:

- исследование и адаптация зарубежных  методик составления бюджета  к современным условиям функционирования  отечественных организаций, в  том числе к существующей системе  учета и контроля его исполнения;

  • разработка собственных методик бюджетирования, наиболее полно учитывающих отраслевые и специфические особенности конкретного предприятия;
  • использование и совершенствование современных информационных технологий поддержки управленческих решений в этой области.

По изложенному в п. 2.2. материалу, мы установили, что система планирования ООО «Астат» включает:

- определение и обоснование  основной цели и вытекающих  из нее задач предприятия;

-оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей  и заданий для исполнителей;

  • детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
  • детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

В менеджменте под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться. Эти  цели должны быть органически увязаны  с миссией организации и разработаны  с учетом информации, полученной из анализа внешней и внутренней среды.

Разрабатываются цели в два этапа:

  1. Определяют качественные цели (направление).
  2. Доказывают количественно взаимосвязь предложенных целей.

ООО «Астат» обладает довольно высоким  финансовым потенциалом, позволяющим  ему развиваться, есть скрытые финансовые резервы, связанные с высокой  оборачиваемостью, высоким уровнем  рентабельности, что поможет, как  минимум не ухудшить финансовое положение  компании.

Наибольшей степенью реакции на изменения требований рынка характеризуется  метод «снизу-вверх», так как исходный бюджет, разработанный в ООО «Астат», непосредственно соприкасается  с реальными рыночными проблемами, оказывается более адекватным ситуации.

Информация о работе Совершенствование системы планирования на предприятии