Методы развития творческого потенциала менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 838.70 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Московский психолого-социальный  университет»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория управления»

 

на тему: «Методы развития творческого потенциала менеджера».

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

                                                                                        студент группы

                                                                                        12/БУЗ-5

                                                                                                     Цупрунова Ксения

                                                                                         Андреевна

                                                                                        ______________

                                                                                                                                                     (подпись)

 

 

 

 

                                                                                         Проверил:

                                                                                        к.э.н., доцент

                                                                                         Сочнева Елена

                                                                                        Николаевна

                                                                                         ______________

                                                                                                                                                      (подпись)

 

 

 

 

 

Работа защищена с оценкой__________________

 

 

 

 

Красноярск 2014 г

Введение.

 

  В наше время рынок товаров  и услуг переполнен однотипными  фирмами-производителями. Они выпускают  одинаковый товар либо предоставляют  однотипные услуги и отличаются  друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень  конкуренции. Перед руководителями  данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем  деле и не дать другим занять  это место? Именно поэтому возникает  необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении  новых, оригинальных и нестандартных  идей. Эти и многие другие факторы  привели к возникновению креативного  менеджмента. Под креативным менеджментом  подразумевается деятельность по  управлению творческим процессом.

 

  Творческими работниками раньше  было принято называть деятелей  литературы и искусства. На самом  деле творит человек любой  профессии, если он находит новое  решение известной задачи, разрешает  проблему или открывает новое  направление.

 

  Сам процесс творчества начинается  с поиска идей. Основанием этого  поиска являются - проблемы, цели, задачи  организации.

 

  Происходит все более активное  проникновение творчества из  сферы искусства и науки в  другие сферы человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера  управления. В теории управления  в последнее время все больше  внимания стали уделять проблеме  широкого использования креативного  потенциала менеджеров и топ-менеджеров предприятия [1] . Во многих институтах и университетах появляются специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков инновационных творческих решений в управлении и бизнесе. Так же широкое применение нашли многочисленные курсы и тренинги, которые способствуют усовершенствованию творческого потенциала и помогают научиться находить креативные идеи. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.

 

  Реализуются решения, направленные  на сокращение объема рутинного  труда в компаниях, на передачу  такого управленческого труда  компьютерам, машинам и автоматам. Соответственно высвобождается  время, которое персонал, особенно  управленческий, может тратить на  творческую деятельность. Специалистами  все более ценится не только  и даже не столько уровень  оплаты труда, сколько возможности  творческой самореализации, свободы  творчества.

 

  В современном западном менеджменте  управление процессами формирования  новых идей в настоящее время  относят к «креативному менеджменту».

 

  Одной из характеристик творческих  способностей (креативности) выступает  интеллект. Как сложный механизм  интеллект включает креативность как свою собственную часть, т.е. креативность и есть естественный механизм работы мозга при решении возникающих проблем, а креативный менеджмент призван не только управлять наукоемкими производствами и творческими коллективами, но и проявлять искусство, принимать единственно правильное решение в непредвиденных ситуациях [2].

 

  Поэтому целью данной курсовой  работы является изучение внедрения, использования и развития креативного  мышления в работе менеджера, а так же системы управления  процессом принятия креативных  решений творческими сотрудниками, коллективами и т.п.

 

  Для достижения вышеуказанной  цели написания курсовой работы  были поставлены следующие задачи:

 

Дать характеристику креативному управлению. Изучение самого процесса креативного управления.

 

Что такое креативная личность. Дать характеристику творческому процессу. Определить какие существуют препятствия проявления креативности и какие существуют методы развития и стимулирования творческого потенциала личности.

 

Изучение основных методов психологической активизации мышления человека, методов систематизированного поиска идей и методов целенаправленного решения творческих задач. Т.е. изучение способов активизации мышления и их результатов.

 

  При написании курсовой работы  использовались следующие методы  научных исследований: методы экспериментального  исследования, изучение монографических  публикаций и статей, аналитический  метод, метод количественной и  качественной обработки материалов, работа с библиографическими  источниками, работа с литературными  источниками.

 

  Курсовая работа состоит из  двух глав: теоретической и практической. Так же курсовая работа содержит в себе 3 таблицы, 1 рисунок, 1 приложение и 17 литературных источников.

 

 

 

Глава I: «Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера»

Тема 1: «Креативное управление»

Понятие креативного менеджмента.

 

  Начало внедрения творческого  подхода в управленческую деятельность  произошло сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс  очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой  частью управления. Как результат  появился вид менеджмента, отвечающий  за управление творческим процессом  – так называемый «креативный  менеджмент». Для начала необходимо  внести ясность, как соотносятся  понятия «творчество», «творческое  мышление» и «креативность».

 

  Творчество - это деятельность, результатом  которой является создание новых  материальных и духовных ценностей.

 

  Творческое мышление – это  способность генерировать необычные  и новаторские идеи, находить  принципиально новые, уникальные  решения, создавать новый взгляд  на вещи, связывать предметы или  образы так, как их раньше не  связывали.

 

  Креативность (или дивергентные  способности) - способность порождать  множество разнообразных оригинальных  идей относительно одного и  того же объекта.

 

  Критерии креативности:

 

  Беглость - количество идей, генерируемых  в единицу времени

 

  Оригинальность - способность производить  «уникальные» идеи

 

  Восприимчивость - чувствительность  к необычным деталям и противоречиям

 

  Метафоричность - готовность работать  в фантастическом, «невозможном»  контексте, склонность использовать  символические, ассоциативные средства  для выражения мыслей.

 

  Креативность (от лат. Creatio – созидание, сотворение) – творческая, созидательная, новаторская деятельность.

 

  Креатира (от лат. Creatira – созидание, творение) – а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего покровителя. Например: человек – творение бога (создателя).

 

  Менеджер – специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью  в конкретной области функционирования  экономической системы (предприятия, фирмы и т.д.).

 

  Управление – деятельность по  упорядочиванию процессов, протекающих  в обществе, природе, технике, устранению  их дезорганизации, снижению неопределенности  и приведению в нужно состояние  с учетом тенденции их развития  и изменения среды.

 

  Менеджмент – особая форма  управленческой деятельности. Управлением  различными сферами деятельности  занимаются различные виды функционального  менеджмента. Началом сферы инновационный  деятельности является творческая  деятельность человека по созданию  интеллектуального продукта от  идеи до новшества – этой  областью деятельности и занимается  креативный менеджмент.

 

  Креативный менеджмент – это  метод управления творческим  процессом, ориентированный на решение  актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан  на современных технологиях творчества  и командной работы [3].

 

  Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия  творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее  время методика показывает эффективность  там, где не «справляются» остальные  системные стратегии и является  весьма актуальным способом сочетания  консервативного логического мышления  с законами современного менеджмента  и полетом творческой фантазии.

 

  Интеллектуальный капитал – это  знания, информация, опыт, организационные  возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно  использовать для создания наращивания  капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.

 

  Вся деятельность экономических  систем отражается в накоплении  капитала, а творческая деятельность  накоплением «интеллектуального  капитала». На рис.1 показана структура  формирования интеллектуального  капитала.

 

 

Рис.1

 

  В сегодняшнем понимании капитал  формируется из физического и интеллектуального. Физический капитал – результат определённых действий в прошлом; интеллектуальный капитал – затраты в прошлом, доходы в будущем. Различия и общность капиталов показаны в табл. 1.

 

 

 

 Таблица 1

 

  Креативный менеджмент должен  обеспечить минимальные затраты  на создание основы интеллектуального  капитала и максимальные потенциальные  доходы в будущем.

 

  Основное приложение креативного  менеджмента – это создание  и мотивация деятельности человеческого  капитала, активизация его творческого  потенциала.

 

  Цели креативного менеджмента:

 

Дать человеку знания

 

Обеспечить его информацией

 

Побудить человека к творческой деятельности

 

Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда

 

Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.

 

  Человеческий капитал – часть  интеллектуального капитала, которое  имеет непосредственное отношение  к человеку (знание, практические  навыки, творческие и мыслительные  способности людей, их моральные  ценности, их культура труда). Этот  капитал является принадлежностью  человека. Когда интеллектуальный  капитал становится собственностью  организации, он переходит из  разряда человеческого капитала  в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).

 

  На создание своего интеллектуального  капитала человек делает физические  и прочие затраты постоянно  в течение своей жизни, а на  выполнение физической работы  только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и  физические возможности человек  всегда имеет при себе и  может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя  затраты прошлых периодов.

Информация о работе Методы развития творческого потенциала менеджера