Быстрота и методы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.

Файлы: 1 файл

быстрота и методы ее развития.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Быстрота, методы развития быстроты…………………………………………3

Основная часть

Быстрота, методы развития быстроты. 

 

Быстрота — специфическая двигательная способность человека к высокой  скорости движений, выполняемых при  отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы.

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного)  движения, связанного с изменением  положения тела в пространстве  или с переключением с одного  действия на другое.

4. Частоту ненагруженных движений.

Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека.

 

Вместе с тем, все люди сталкиваются с иными формами проявления быстроты  - в обычной жизни, в спорте, в  профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок. Такими формами проявления быстроты принято называть скоростные способности человека (передвижение с максимальной скоростью, прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, спортивные игры, единоборства). Совершенствование двигательных навыков выполняемых упражнений и действий, достаточный уровень скоростно- силовой подготовленности двигательного аппарата, мощность аэробных систем энергетического обеспечения, а так же высокие характеристики нервных процессов, обеспечивают качественное и эффективное проявление быстроты.

Встречаются утверждения, что быстрота – это врожденное качество, и  если человек не родился бегуном, то и «чемпиона» из него не получится! Однако на практике мы можем убедиться  в том, что спортсмен, занимаясь систематически и длительный период времени, способен развивать качество быстроты в значительной мере.

Для развития различных форм быстроты необходимы упражнения которые требуют  быстрых двигательных реакций, высокой  скорости и частоты выполнения движений.

Закрепленными и основными методами развития быстроты стали:

1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. в зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

2. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.

3.    Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы. 

4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Для спортсменов эффективны методы игры или состязания, чтобы спортсмен  не специализировался раньше времени  на одном упражнении или однотипном его повторении. Необходимо значительное внимание уделять таким скоростным упражнениям как спринтерский  бег со старта, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения.

В простых реакциях наблюдается  большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быстрыми при реагировании другими частями тела. Например, человек, быстро реагирующий на звуковой сигнал рукой, будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем если оно направлено на восприятие сигнала. Отсюда педагогический вывод: надо учить занимающихся умению концентрировать внимание на предстоящем действии.

Быстрота реакции повышается при  некотором напряжении мышц. Поэтому, скажем, при низком старте рекомендуется несколько давить на стартовые колодки. Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала. Оптимальное время между предварительной и исполнительной командой около 1,5 секунды.

Задержка дыхания спринтера-бегуна в промежутке между командой «Внимание!» и выстрелом стартового пистолета уменьшает время стартовой реакции. После 25—30-минутной разминки время реакции укорачивается. Если выполняется несколько стартов (с интервалом 1,5—2 минуты), то лучшее время наблюдается на седьмой и восьмой попытках.

В тренировке быстроты одиночных движений очень важна информация о достигнутых  результатах, так как это позволяет  спортсменам делать правильные выводы об эффективности тренировки и улучшать свои параметры.

Существует много упражнений для  тренировки быстроты реакций, что может  пригодиться нам в различных  жизненных ситуациях. Например, для  выполнения упражнения вам необходимо вытянуть вперед руку с выпрямленной ладонью, ваш помощник в этом упражнении (другой человек) держит за верхний конец палку (30-40 см.), таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (в одном - двух сантиметрах от нее). В любой момент помощник отпускает палку, а ваша задача схватить ее как можно скорее (предплечье должно быть неподвижно). Ваша быстрота реакции будет характеризоваться расстоянием, которое успеет пролететь палка.

Это был пример простой реакции, но в жизни мы часто сталкиваемся с реакцией сложной – где нам  приходится неожиданно реагировать  на то или иное изменение. Для этого необходима тренировка, в которой, человек, например, в зависимости от сигнала выбирает ответное действие минимум из двух вариантов, либо тренировка реакции на движущийся объект.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций достигается специальными упражнениями, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Так же создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

В сложных двигательных реакциях выделяют: реакцию на движущийся объект и реакцию выбора.

Скрытый период реакции на движущийся предмет состоит из четырех элементов: человек должен увидеть движущийся предмет, оценить направление и  скорость его движения, выбрать план действия, и начать его осуществление. Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой ско­ростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется  сокращению времени начального компонента реакции – нахождение и фиксация объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя путями:

1. Воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время реакции на движущийся объект у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2. Направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит  от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего, научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования  реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют  ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие  факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного  движения.

Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.

Большинство упражнений, применяемых  для развития быстроты, предъявляет  высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять  только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.

 




Информация о работе Быстрота и методы ее развития