Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:48, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Введение……………………………………………………………………....
3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте……………………………………..
6
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание………….
6
1.2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте………………………………………………………………………
1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………
10
13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры…………..
17
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………..
17
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….
26
Заключение ……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………...
34
Приложения…………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте…………………………………….. |
6 |
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание…………. |
6 |
1.2. Особенности развития
творческих способностей в 1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………… |
10
13 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры………….. |
17 |
2.1 Констатирующий эксперимент………… |
17 |
2.2 Формирующий эксперимент………………… |
22 |
2.3 Контрольный эксперимент………………… |
26 |
Заключение …………………………………………………………………… |
30 |
Список использованной литературы………………………………………... |
34 |
Приложения…………………………………………………… |
36 |
Введение
Анализ проблемы развития
творческих способностей определяется
содержанием, которое вкладывается
в это понятие. Очень часто
в обыденном сознании творческие
способности отождествляются со
способностями к различным
Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре – драматизации, она остается интересной для них. В этих играх расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.
Для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным, О. М. Дьяченко [18].
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании, особую значимость приобретают вопросы воспитания и образования подрастающего поколения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов педагогов. Наибольший интерес в этом плане имеет дошкольный возраст, так как именно в дошкольном возрасте происходит «выращивание будущего». Многие средства массовой информации затрагивают эту проблему.
Развитие творческого человека, возможность использования оригинального и «нешаблонного» мышления, - вот на что нужно обратить внимание сегодня. Современные детские студии, гимназии, особенно в области эстетического воспитания ребенка, не могут и не должны ставить перед собой задачу «взрастить» гения в сфере различных видов искусств, но обеспечить условия, при которых каждый ребенок будет работать на высоком для него уровне творческой активности - вполне возможная задача. Когда физически нормального ребенка относят в разряд «нетворческих», такой ребенок часто остается без должного внимания педагога и постепенно совершенно теряет интерес к любой творческой деятельности.
Учитывая огромный интерес
к разработке данной проблемы, можно
сказать о том, что исследование
проблемы развития творческих способностей
детей дошкольного возраста очень
актуально и педагогически
Целью данного исследования является изучение проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
-дать понятие творческим способностям;
- определить структуру
и содержание творческих
- рассмотреть условия, методы и формы развития творческих способностей детей;
- рассмотреть «механизм» творческого процесса и определить влияние психологических особенностей детей дошкольного возраста на его развитие;
- провести экспериментальное исследование по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в процессе игры.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей ребенка в игре.
Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы; наблюдения за поведением и деятельностью детей; диагностические методы (анкетирование, индивидуальные беседы с воспитателями и детьми); педагогический эксперимент, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости применения игр для развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Чебурашка» г.Буденновска.
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
1.1. Творческие
способности: понятие,
Значительные трудности
в определении понятий «
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарования к чему-либо, как врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talant) – это выдающееся врожденное качество, особые природные способности.
Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.
Таким образом, способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубинштейна [24], сделана попытка определить классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешной деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание индивидуально-психологических особенностей способностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Научный анализ работ С.Л. Рубинштейна [24] показывает, что врожденными могут быть задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Способности, различаются по качеству, широте, своеобразию их структуры и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.
По широте различаются:
- общие;
- специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.п. общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими.
Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
А общая одаренность
1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатка;
2) сенсорно-перцептивные
блоки, характеризуемые
3) интеллектуальные и
мыслительные возможности,
4) эмоциально-волевые структуры,
предопределяющие длительные
5) высокий уровень
А.В.Запорожец [7] выдвинули понятие «творческой одаренности», содержащую следующую структуру:
1) доминирующую роль
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Исследования В.А.Моляко [16] позволило выделить в системе творческой одаренности следующие составляющие:
- задатки, склонности, проявляющиеся
в повышенной чувствительности,
определенной выборочности, предпочтениях,
а также в динамичности
- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям;
- выработка эталонов для последующего отбора;
- проявление общего интеллекта
– схватывание, понимание,
- эмоциональная окрашенность
отдельных процессов,