Развитие творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....
3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте……………………………………..

6
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание………….
6
1.2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте………………………………………………………………………
1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………

10

13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры…………..

17
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………..
17
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….
26
Заключение ……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………...
34
Приложения…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

   

Введение……………………………………………………………………....

3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте……………………………………..

 

6

1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание………….

6

1.2. Особенности развития  творческих способностей в дошкольном  возрасте………………………………………………………………………

1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………

 

10

 

13

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры…………..

 

17

2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………..

17

2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..

22

2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….

26

Заключение ……………………………………………………………………

30

Список использованной литературы………………………………………...

34

Приложения……………………………………………………………………

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется  содержанием, которое  вкладывается  в это понятие. Очень часто  в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам  художественной деятельности, с умением  красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Очевидно, что рассматриваемое  понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Под творческой деятельностью  следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается  нечто новое – будь это предмет  внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о  мире, или чувство, отражающее новое  отношение к действительности. 

Творческие способности  человека следует признать самой  существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших  задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат  творческой деятельности людей.

С психологической точки  зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития  творческих способностей потому, что  в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка  в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре –  драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и  в педагогическом процессе ДОУ. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре – драматизации, она остается интересной для них. В этих играх  расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.

Для развития воображения  и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно  играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие  игры разработаны Б.Н. Никитиным, О. М. Дьяченко [18].

Актуальность  исследования. В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании, особую значимость приобретают вопросы воспитания и образования подрастающего поколения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов педагогов. Наибольший интерес в этом плане имеет дошкольный возраст, так как именно в дошкольном возрасте происходит «выращивание будущего». Многие средства массовой информации затрагивают эту проблему.

Развитие творческого  человека, возможность использования оригинального и «нешаблонного» мышления, - вот на что нужно обратить внимание сегодня. Современные детские студии, гимназии, особенно в области эстетического воспитания ребенка, не могут и не должны ставить перед собой задачу «взрастить» гения в сфере различных видов искусств, но обеспечить условия, при которых каждый ребенок будет работать на высоком для него уровне творческой активности - вполне возможная задача. Когда физически нормального ребенка относят в разряд «нетворческих», такой ребенок часто остается без должного внимания педагога и постепенно совершенно теряет интерес к любой творческой деятельности.

Учитывая огромный интерес  к разработке данной проблемы, можно  сказать о том, что исследование проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста очень  актуально и педагогически значимо.

Целью данного исследования является изучение проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:

-дать понятие творческим способностям;

- определить структуру  и содержание творческих способностей;

- рассмотреть условия, методы и формы развития творческих способностей детей;

- рассмотреть «механизм» творческого процесса и определить влияние психологических особенностей детей дошкольного возраста на его развитие;

- провести экспериментальное исследование по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в процессе игры.

Предметом  исследования  являются педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей ребенка в игре.

Методы  исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы; наблюдения за поведением и деятельностью детей; диагностические методы (анкетирование, индивидуальные беседы с воспитателями и детьми); педагогический эксперимент, методы статистической и математической обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости применения игр для развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Чебурашка» г.Буденновска.

Данная курсовая работа состоит  из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

 

1.1. Творческие  способности: понятие, структура  и содержание

 

Значительные трудности  в определении понятий «способность»  и «одаренность» связаны с  общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Часто, в психолого-педагогической литературе термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как  синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно  подчеркнуть, что понятием «талантливый»  подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В.Даля «способный»  определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный» [26].

При определении понятия  «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как  дарования к чему-либо, как врожденные способности, обеспечивающие высокие  успехи в деятельности. В словаре  иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talant) – это выдающееся врожденное качество, особые природные  способности.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень  выраженности таланта.

Таким образом, способности, с одной стороны, одаренность  и талант, с другой, выделяются как  бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества человека. Вместе с тем, и способности и одаренность  проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубинштейна [24], сделана попытка определить классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешной деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание индивидуально-психологических особенностей способностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Научный анализ работ С.Л. Рубинштейна  [24] показывает, что врожденными могут быть задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Способности, различаются по качеству, широте, своеобразию их структуры и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.

По широте различаются:

- общие;

- специальные способности.

Специальные способности  являются условиями, необходимыми для  успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К  ним относятся, например, музыкальный  слух, музыкальная память и чувство  ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у  учителя и т.п. общие способности  необходимы для выполнения различных  видов деятельности. Например, такая  способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские  способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая  зрительная память, творческое воображение  должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому  принято называть общими.

Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

А общая одаренность рассматривается  как система, включающая компоненты [8]:

1) биофизиологические, анатомо-физиологические  задатка;

2) сенсорно-перцептивные  блоки, характеризуемые повышенной  чувствительностью;

3) интеллектуальные и  мыслительные возможности, позволяющие  оценить новые ситуации и решать  новые проблемы;

4) эмоциально-волевые структуры,  предопределяющие длительные доминантные  ориентации и их искусственное  поддерживание;

5) высокий уровень продуцирования  новых образов, фантазия, воображения  и целый ряд других.

А.В.Запорожец [7] выдвинули понятие «творческой одаренности», содержащую следующую структуру:

1) доминирующую роль познавательной  мотивации;

2) исследовательскую творческую  активность, выражающуюся в обнаружении  нового, в постановке и решении  проблемы;

3) возможности достижения  оригинальных решений;

4) возможности прогнозирования  и предвосхищения;

5) способности к созданию  идеальных эталонов, обеспечивающих  высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Исследования В.А.Моляко [16]  позволило выделить в системе творческой одаренности следующие составляющие:

- задатки, склонности, проявляющиеся  в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях,  а также в динамичности психических  процессов;

- интересы, их направленность, частота и систематичность их  проявления, доминирование познавательных  интересов;

- любознательность, стремление  к созданию нового, склонность  к решению и поиску проблем;

- быстрота в усвоении  новой информации, образование ассоциативных  массивов;

- склонность к постоянным  сравнениям, сопоставлениям;

- выработка эталонов для  последующего отбора;

- проявление общего интеллекта  – схватывание, понимание, быстрота  оценок и выбора пути решения,  адекватность действий;

- эмоциональная окрашенность  отдельных процессов, эмоциональное  отношение, влияние чувств на  субъективное оценивание, выбор,  предпочтение и т.д.;

Информация о работе Развитие творческих способностей