Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:48, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Введение……………………………………………………………………....
3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте……………………………………..
6
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание………….
6
1.2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте………………………………………………………………………
1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………
10
13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры…………..
17
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………..
17
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….
26
Заключение ……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………...
34
Приложения…………………………………………………
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества актуальна и педагогически значима. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Разработаны предложения, направленные для эффективного развития творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу
дошкольного воспитания
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми
детской предметной и сюжетно-
4. Использование специальных
игр, развивающих творческие
5. Работа с родителями.
В теоретических исследованиях о развитии творчества у дошкольников в игре мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению [4].
На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста; выяснили условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.
На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста: 1 уровень (низкий), 2 уровень (средний), 3 уровень (высокий). Автором работы был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития креативности, что связано с отсутствием специальной работы по организации "творческой" среды.
На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно - игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов.
Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.
Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.
Таким образом, наше предположение о том, что развитие творческих способностей у дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:
Список использованной литературы:
М.: Издательский центр Академия, 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Экспериментальная группа
Критерии развития кретивности |
Оригинальность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариативность |
Общий балл | ||||||||
Задание |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
1. Аносов Влад |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
21 |
2.Батищева Ева |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
3.Веников Стас |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
24 |
4.Гоев Валерий |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
5.Клопнева Зоя |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
23 |
6. Миронова Наташа |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
26 |
7. Носова Галя |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
28 |
8.Слащева Вера |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
25 |
9. Фролов Рома |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
26 |
10. Яценко Витя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
34 |
Контрольная группа
Критерии развития кретивности |
Оригинальность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариативность |
Общий балл | ||||||||
Задание |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
1. Амиров Адам |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 |
2. Белова Настя |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
32 |
3. Воронина Яна |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
15 |
4. Дружинина Катя |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
24 |
5. Купаев Гена |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
33 |
6. Матюшин Леша |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
27 |
7. Ноноков Петя |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
8. Обоева Даша |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
26 |
9. Чмыхунов Коля |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
16 |
10. Ястребов Боря |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
25 |
Низкий уровень = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний уровень = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий уровень = 3 баллам = 28-36 баллам
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Игры на развитие ассоциативности мышления
Игра "Что на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят
за дверь, а остальные
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Кляксики"
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.