Развитие творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....
3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте……………………………………..

6
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание………….
6
1.2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте………………………………………………………………………
1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………

10

13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры…………..

17
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………..
17
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….
26
Заключение ……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………...
34
Приложения…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного  возраста в современных условиях развития общества актуальна и педагогически  значима. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями  являются:

  1. раннее физическое развитие малыша;
  2. создание обстановки, опережающей развитие детей;
  3. характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил;
  4. предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов;
  5. добровольная помощь родителей;
  6. тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

   Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Воспитание  творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Разработаны предложения, направленные для эффективного развития творческих способностей дошкольников:

1. Введение в программу  дошкольного воспитания специальных  занятий, направленных на развитие  творческого воображения и мышления  детей.

2. На специальных занятиях  по рисованию, музыке, развитию  речи давать детям задания  творческого характера.

3. Управление взрослыми  детской предметной и сюжетно-ролевой  игрой с целью развития в  ней воображения детей.

4. Использование специальных  игр, развивающих творческие способности  детей.

5. Работа с родителями.

В теоретических исследованиях  о развитии творчества у дошкольников в игре мы опирались на следующие  положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению [4].

На констатирующем этапе  исследования мы выявили особенности  проявления творческих способностей у  детей дошкольного возраста; выяснили условия, используемые педагогом в  работе по развитию креативности.

На основании проведенных  наблюдений, а также организации  специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного  возраста: 1 уровень (низкий), 2 уровень (средний), 3 уровень (высокий). Автором работы был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития креативности, что связано с отсутствием специальной работы по организации "творческой" среды.

На формирующем этапе  исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена  работа по созданию предметно - игровой  среды на отрыв ребенка от стереотипов.

Использовалось стимулирующее  влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.

Контрольный эксперимент  подтверждает эффективность выбранной  нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети стали  более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем  этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.

Таким образом, наше предположение  о том, что развитие творческих способностей у дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:

  • создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада;
  • гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
  • специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре нашло подтверждение в ходе экспериментально - опытной части проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Абдулова Т.Н. Психология игры: современный подход: учеб. пособие. -

М.: Издательский центр Академия, 2009

  1. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 2001. - т.16. - №5
  2. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2003
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2000
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 2001
  5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 2007. - №12
  6. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004
  8. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 12001
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000
  10. Кудрявцев В. Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №9
  11. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2003
  12. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - М., 2006. - №3
  13. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. - М.: Линка - Пресс, 2004
  14. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение, 2000
  15. Моляко  В.А. Творческие способности детей // Дошкольное воспитание. – 2007. – №4
  16. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005
  17. Никитин Б. Развивающие игры. - М.: 3нание, 2004
  18. Психология одаренности детей и подростков / Под. ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Издательский центр Академия, 2003
  19. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин  А. М.  – М., 2003
  20. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. - №5
  21. Радугин  А. М.  Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М., 2003
  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. -  М.: Владос, 2002
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007
  24. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4
  25. Толковый словарь В.Даля. – М., 2003
  26. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 2000
  27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001
  28. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 2000
  29. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2009

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Экспериментальная группа

Критерии развития кретивности

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

               

Общий балл

Задание

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

1.  Аносов Влад

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

21

2.Батищева Ева

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

13

3.Веников Стас

2

2

3

3

3

3

2

1

1

2

1

1

24

4.Гоев  Валерий

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

14

5.Клопнева Зоя

2

2

2

3

2

2

2

1

1

1

1

1

23

6. Миронова Наташа

2

3

3

3

3

3

2

1

2

1

1

2

26

7. Носова Галя

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

3

2

28

8.Слащева Вера

3

2

2

3

3

3

2

2

1

1

2

1

25

9. Фролов Рома

3

3

3

3

3

3

1

1

1

2

1

2

26

10. Яценко Витя

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

34


 

Контрольная группа

Критерии развития кретивности

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

               

Общий балл

Задание

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

1. Амиров Адам

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

24

2. Белова Настя

3

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

32

3. Воронина Яна

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

15

4. Дружинина Катя

2

2

3

3

2

2

2

1

2

2

1

2

24

5. Купаев Гена

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

33

6. Матюшин Леша

2

3

2

3

2

3

2

1

2

3

2

2

27

7. Ноноков Петя

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

14

8. Обоева Даша

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

9. Чмыхунов Коля

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

16

10. Ястребов Боря

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

25


 

 

Низкий уровень = 1 баллу = 12-19 баллам

Средний уровень = 2 баллам = 20-27 баллам

Высокий уровень = 3 баллам = 28-36 баллам

 

 
                             

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Игры на развитие ассоциативности мышления

 

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят  за дверь, а остальные участники  игры договариваются, какой предмет  будет сравниваться. Отгадчики заходят  и ведущий начинает: "То, что  я загадал похоже на ..." и  даёт слово тому, кто первый  нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован  с цветком, с бабочкой, винтом  вертолета, с цифрой "8", которая  лежит на боку. Отгадавший выбирает  новых отгадывальщиков и предлагает  следующий предмет для ассоциации.

"Сюрреалистическая  игра " (рисунок в несколько  рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок  обязательно отталкиваясь от первого  наброска делает элемент своего изображения  и т.д. до законченного рисунка.

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в  теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его  картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен  музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

 

"Кляксики"

Перед игрой изготавливают  несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.


Информация о работе Развитие творческих способностей