Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:48, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Введение……………………………………………………………………....
3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте……………………………………..
6
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание………….
6
1.2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте………………………………………………………………………
1.3. Условия, методы и формы развития творческой способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………
10
13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры…………..
17
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………..
17
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….
26
Заключение ……………………………………………………………………
30
Список использованной литературы………………………………………...
34
Приложения…………………………………………………
2.1. Констатирующий эксперимент
Было проведено
Определены контрольная
и экспериментальная группы детей,
участвующих в исследовании. Выделение
контрольной и
Констатирующий эксперимент посвящен изучению проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.
На данном этапе проводится психологическая диагностика с помощью методики Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.
Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:
- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
- быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
- гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
- вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:
III уровень - низкий. Ребенок
не может предложить новый
замысел, хочет играть по
II уровень - средний. Ребенок
предлагает замысел из
I уровень - высокий. Ребенок
может предложить различные
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами - средний, тремя баллами - высокий уровень.
Таблица 1 – Результаты исследования
Критерии развития кретивности |
Оригиналь-ность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариатив-ность |
Общий балл | ||||||||
Задание №1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1 «Способность оригинально обыграть игрушку». В группу вносилась игрушка «крокодил Гена» и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: «Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Крокодил Гена». Ему скучно и он хотел бы поиграть с вами».
Для оценки этого задания были выделены три уровня:
I уровень - высокий - соответствует
тому, что игрушка оригинально
обыгрывается, ребенок быстро, ярко
начинает играть в нее, с
желанием принимать игрушку,
II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.
III уровень - низкий. Ребенок
принимает игрушку, просто
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего - двумя, низкого - одним баллом.
Результаты вносились в таблицу (приложение А).
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?». Для оценки задания были выделены три уровня:
I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла.
III уровень - низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Для наиболее точной постановки уровня использовались критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу (приложение А).
Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей дошкольного возраста.
Было необходимым провести исследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем творческого развития. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: «Способность оригинально обыграть игрушку» и «Придумай сюжет по условию» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.
Таблица 2 – Результаты исследований на констатирующем этапе
Уровни развития креативности |
Констатирующий этап исследования | ||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
||
Низкий Средний Высокий |
2 6 2 |
20 60 20 |
3 5 2 |
30 50 20 |
2.2. Формирующий эксперимент
На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» мы включим: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.
Для этого следует внести
необходимые изменения в
Участвовать в играх детей в качестве партнера. В игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с ней. Например: "Я - бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…"
Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: " А можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…"
В ходе формирующего эксперимента
нам следует вовлекать в игру
малоактивных детей, которые предпочитают
отмалчиваться, придерживаться того, что
в предлагаемых заданиях не существует
одного решения и правильными
могут оказаться разные ответы, иногда
не похожие друг на друга. Стимулировать
как можно большее число
В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором с игрушками из "киндер-сюрприза". Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития творчества у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.
Для развития диалога ввести "телефонные" разговоры персонажей. Например: "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны прийти?) Завтра утром…"
Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Предложить "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"
Тем же детям предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".
Игра - придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.
В ходе формирующего эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.