Методы развития творческого потенциала менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 838.70 Кб (Скачать файл)

Стимулирование и развитие креативности.

 

  Креативность, как и любое качество  характера можно развивать и  стимулировать. В каждом из нас  заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе  можно раскрыть. Что для этого  нужно?

 

  Очень важен благоприятный психологический  климат в коллективе. Человек  может работать творчески только  там, где хорошо себя чувствует. Для этого ему требуется как  можно больше свободы и самостоятельности. Необходимо максимально задействовать  знания и навыки сотрудников, предоставить им возможность  самореализации. Особенно важна  минимизация стрессовых ситуаций, их предотвращение либо быстрое  разрешение возникшей проблемы. Нельзя забывать об обучении  персонала. Для развития креативности  постоянно нужна новая информация, которую можно получить на  конференциях, тренингах и семинарах. Удачные предложения и идеи  обязательно должны поощряться. И не следует бояться похвалы  – для креативных людей очень  важна оценка их труда. Порой  даже важней, чем материальные  стимулы. Вышесказанное относится  не только к потенциально креативным  сотрудникам, но и к тем менеджерам, нестандартность мышления которых  не вызывает сомнений. Работодатель  должен четко осознавать, что  креативность сотрудников во  многом позволяет компании оставаться  конкурентоспособной. А значит, это  качество необходимо всячески  развивать и культивировать [15].

 

  Вывод: В связи с условиями  жесткой конкуренции на современном  рынке товаров и услуг работодатели  многих компаний заинтересованы  в людях, которые способны нестандартно  мыслить, находить новые идеи  и подходы к управлению. Уровень  нашей креативности не определяется  наследственными факторами, а формируется  под влиянием среды, более того, он может изменяться как в  одну, так и в другую сторону  в течение жизни. Спады в креативности  в основном связаны либо с  уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями. Именно поэтому становится актуальным  развитие и стимулирование творческого  потенциала. Для этого создано  множество различных методов. Творческий  процесс является неотъемлемой  частью деятельности менеджера. Но параллельно с развитием  и стимуляцией проявления креативности  существуют и блокирующие факторы. Так, напрмер, неблагоприятная обстановка в коллективе может негативно сказаться на результатах творческой деятельности персонала. Для этого управленцам необходимо следить за выполнением определенных условий, противостоящим подавлению проявления креативности. Результатом этого будет отлично слаженная команда и ее огромный творческий потенциал.

 

Тема 3: «Приемы и способы генерирования идей»

 

  Основной трудностью при генерировании  новых идей, помогающих решать  проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных  способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам  комбинировать информацию необычными  способами. Нам кажется, что трудно  увидеть обычные ситуации в  новом свете. Связывание несравнимых  фрагментов информации может  сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти  по причине их слабой связи  с ситуацией. В результате, нам  не удается исследовать все  возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании  новых идей. Упор больше делается  на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает  множество идей, которые можно  применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск  идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей  создания новых товаров, включая  выявление источников новых идей  и методов их создания.

 

  Важным элементом при использовании  почти всех этих методов является  отсрочка вынесения оценки, что  означает намеренный отказ от  любого типа оценки. Оценка идей  тормозит воображение и мешает  разуму создавать нетипичные  и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать  необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что  всего лишь "играем". Однако  как только мы сталкиваемся  с серьезной задачей, то сразу  исключаем эти идеи, осознанно  или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются  с практическим решением либо  являются слишком рискованными.

 

  К основным источникам идей  относятся: потребители (информация  поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а  также рекламаций), исследовательские  лаборатории, отдельные ученые и  эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие  и сервисные организации, участники  групп, применяющих творческие методы  генерирования идей.

Мозговой штурм.

 

  Метод мозгового штурма (мозговой  штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

 

  Правильно организованный мозговой  штурм включает три обязательных  этапа. Этапы отличаются организацией  и правилами их проведения:

 

Постановка проблемы.

 

  Предварительный этап. В начале  этого этапа проблема должна  быть четко сформулирована. Происходит  отбор участников штурма, определение  ведущего и распределение прочих  ролей участников в зависимости  от поставленной проблемы и  выбранного способа проведения  штурма.

 

Генерация идей.

 

  Основной этап, от которого во  многом зависит успех (см. ниже) всего  мозгового штурма. Поэтому очень  важно соблюдать правила для  этого этапа:

 

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

 

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

 

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

 

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

 

Группировка, отбор и оценка идей.

 

  Этот этап часто забывают, но  именно он позволяет выделить  наиболее ценные идеи и дать  окончательный результат мозгового  штурма. На этом этапе, в отличие  от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы  анализа и оценки идей могут  быть очень разными. Успешность  этого этапа напрямую зависит  от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии  отбора и оценки идей.

 

  Для проведения мозговой атаки  обычно создают две группы:

 

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

 

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

 

  Различают индивидуальные и коллективные  мозговые атаки. В мозговом штурме  участвует коллектив из нескольких  специалистов и ведущий. Перед  самим сеансом мозгового штурма  ведущий производит четкую постановку  задачи, подлежащей решению. В ходе  мозгового штурма участники высказывают  свои идеи, направленные на решение  поставленной задачи, причём как  логичные, так и абсурдные. Если  в мозговом штурме принимают  участие люди различных чинов  или рангов, то рекомендуется  заслушивать идеи в порядке  возрастания ранжира, что позволяет  исключить психологический фактор  «соглашения с начальством».

 

  В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения  не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

 

  Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие  и отбор. В итоге находится  максимально эффективное и часто  нетривиальное решение задачи.

 

  Успех мозгового штурма сильно  зависит от психологической атмосферы  и активности обсуждения, поэтому  роль ведущего в мозговом штурме  очень важна. Именно он может  «вывести из тупика» и вдохнуть  свежие силы в процесс.

Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

 

  Так же этот метод называют  «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

 

  В групповой работе самая распространенная  модель — определение последовательности  шляп в начале сессии. Последовательность  определяется исходя из решаемой  задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники  одновременно «надевают шляпы»  одного цвета, согласно определенной  последовательности, и работают  в соответствующем режиме. Модератор  остается под синей шляпой  и следит за процессом. Результаты  сессии суммируются под синей  шляпой.

 

  Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства  и предчувствия. Не требуется  давать обоснование чувствам. Какие  у меня по этому поводу возникают  чувства?

 

  Желтая Шляпа. Преимущества. Почему  это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему  это сработает?

 

  Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает  ли это? В чем недостатки? Что  здесь неправильно?

 

  Зеленая Шляпа. Творчество. Различные  идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы  некоторые из возможных решений  и действий? Каковы альтернативы?

 

  Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой  мы обладаем информацией? Какая  нам нужна информация?

 

  Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы  достигли? Что нужно сделать дальше?

 

  Метод шести шляп позволяет  структурировать и сделать намного  более эффективной любую умственную  работу, как личную, так и коллективную.

Ментальные карты.

 

  Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

 

  Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает действовать следующим образом:

 

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

 

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

 

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

 

Синектика.

 

  Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

 

  При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

 

  В методе применены четыре  вида аналогий:

 

Прямая аналогия.

 

  Рассматриваемый объект сравнивается  с более или менее похожим  аналогичным объектом в природе  или технике. Например, для усовершенствования  процесса окраски мебели применение  прямой аналогии состоит в  том, чтобы рассмотреть, как окрашены  минералы, цветы, птицы и т. П. или  как окрашивают бумагу, киноплёнки  и т. П.

Информация о работе Методы развития творческого потенциала менеджера