Курс лекций по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции

Файлы: 1 файл

Лекции Теория организации.docx

— 258.74 Кб (Скачать файл)

1) контроль за созданием товаров и услуг на основании потребительского спроса, их реализацией на рынке – все это непременно должно отвечать интересам предприятия;

2) «открытие» новых рынков в целях максимального удовлетворения всех потребностей клиентов. Предприятие постоянно осваивает и изучает рынок труда и факторов производства, что позволяет ему интенсивно развиваться;

3) ответственность в принятии решений. Менеджер – это лицо, непосредственно заинтересованное в развитии предприятия, которым он фактически руководит, поскольку от этого зависит уровень его собственного дохода или профессионального роста. Именно его профессионализм и инициативность косвенно определяют конкурентоспособность данного предприятия на рынке товаров и услуг.

9. Малый  бизнес в России

Начиная с 1991 г. с  падением СССР и командно-административной плановой системы в России начался  широкомасштабный процесс приватизации. Появилась частная собственность, а вместе с ней и мелкие (небольшие  по размерам и штату сотрудников) предприятия. Сегодня малые предприятия — это эффективный сектор рыночной экономики. Их производительность и возможности можно определить посредством двух факторов:

1) в некоторых  отраслях действительно оптимальным  способом производительной деятельности  являются именно малые фирмы.  Это связано с тем, что они  могут достигнуть в долгосрочном  релевантном периоде минимальных  средних издержек (затраты на  единицу произведенной продукции), сохраняя при этом невысокий  объем производства;

2) такие предприятия  характеризуются низкими транзакционными  издержками.

Малый бизнес отличается динамичностью и гибкостью и  может регулярно осуществлять структурные  изменения, в том числе номенклатурные, поскольку небольшие предприятия  сравнительно легко создать и  уничтожить. Малые фирмы живее  реагируют на дифференцированный спрос  потребителей, на основании которого они качественно и количественно  регулируют собственное производство. Ведь именно небольшое производство гораздо проще перестроить. Это  позволяет в любой момент поменять специализацию, направленность деятельности. Так называемые рисковые фирмы способны создать уникальный товар, осуществить  технологическое открытие в производстве. Преимуществом малых фирм также  является и небольшой штат служащих, что так или иначе формирует  горизонтальные коммуникационные связи  и обеспечивает дружественные отношения, сотрудничество, способствует реализации творческих возможностей.

В то же время, несмотря на все преимущества, малый бизнес – это наиболее динамичная и изменчивая часть экономики. Он характеризуется  высокими рисками и «смертностью», поскольку с наибольшей вероятностью подвержен банкротству и разорению.

Однако это компенсируется появлением новых фирм, более организованных и экономически укрепленных. В России насчитывается около 1 млн мелких фирм, которые действуют в области розничной торговли, сферы услуг и строительства. Появился также и неформальный вид малого бизнеса – это челночная торговля, которая дает нашей стране сумму в 3 млрд долларов (10% совокупного импорта). Этому способствовало следующее.

1. С 1991 г. вследствие  высоких темпов инфляции и  уровня цен спрос на отечественный  товар стал падать, структура  чистого экспорта нарушалась, преобладающим  стал импорт, так как возник  высокий спрос на заграничную  продукцию.

2. Крайне просто оказалось создать новое небольшое предприятие для успешного ведения внешней торговли.

3. Импортируемый  продукт отличался относительно  невысоким уровнем цен и низкими  транзакционными издержками.

4. В связи с  социально-экономической дифференциацией  в стране возникла проблема  «дорогих товаров». Таким образом,  постоянными клиентами «челноков»  стали именно малообеспеченные  слои населения. Но сегодня,  конечно, на рынке преобладают  товары отечественного производства. Малый бизнес развивается все  большими темпами: появляется  все больше мелких адвокатских  и нотариальных контор, растет  число небольших магазинов различной  специализации.

ЛЕКЦИЯ  № 2. Экономические характеристики структуры предприятия

1. Принадлежность  предприятия к отрасли

Основной задачей  любого предприятия является выявление  назначения выпускаемой продукции  или характера оказываемой услуги. Поэтому основной признак для  отнесения предприятия к отрасли  – назначение выпускаемого товара. Однако имеются и другие дополнительные признаки, например однородность перерабатываемого  сырья и однородность технологического процесса.

Чтобы отнести предприятие  к определенной отрасли хозяйственной  системы, важно знать классификацию  отраслей.

Отрасли, выполняющие  однородные функции в системе  общественного разделения труда:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство;

3) лесное хозяйство;

4) транспорт;

5) связь;

6) строительство;

7) торговля и питание;

8) материально-техническое  обеспечение производства, сбыт;

9) информационно  вычислительное обслуживание;

10)общая коммерческая  деятельность;

11)геология, геодезия;

12)жилищное хозяйство;

13)коммунальное хозяйство;

14)здравоохранение  и физическая культура;

15)образование;

16)культура и искусство;

17)наука (все фундаментальные  НИИ);

18)финансирование, кредитование, страхование;

19)управление;

20)общественные организации  и партии.

 

В соответствии с  данной классификацией каждое предприятие  можно отнести к той или  иной отрасли в зависимости от его производственного назначения. Каждая отрасль имеет подотрасль. Так, например, к подотраслям промышленности можно отнести следующие:

1) электроэнергетику;

2) топливную промышленность;

3) машиностроительный  комплекс;

4) черную и цветную  металлургию;

5) легкую и пищевую  промышленность.

 

Дальнейшая специализация  легкой промышленности выглядит следующим  образом:

1) текстильная;

2) обувная;

3) кожевенная;

4) меховая.

 

В свою очередь, группами предприятий текстильной промышленности являются:

1) хлопчатобумажная;

2) льняная;

3) трикотажная;

4) шелковая;

5) шерстяная.

Таким образом, любое  предприятие можно так или иначе в соответствии с его специализацией и назначением выпускаемого им продукта отнести к той или иной отрасли народного хозяйства. Но предприятия группируются не только по вышеперечисленным признакам. Существует множество классификаций.

Различают следующие виды собственности.

1. Государственная  собственность. Сюда входят предприятия  бюджетной сферы, которые непосредственно  обеспечиваются и финансируются  из государственной казны или  бюджета соответствующего уровня. Как известно, государственный бюджет  имеет трехуровневый вид: федеральный  уровень, региональный и уровень  субъектов Федерации (местный). Правда  сегодня отсутствует само по  себе название «государственное  предприятие», оно теперь называется  унитарным (или казенным).

2. Частная собственность  представляет независимое от  государства имущество, которым  располагают физические и юридические  лица (например, частное предприятие  (ЧП), собственность общественных  организаций некоммерческого сектора,  совместная с иностранным капиталом  собственность). Кроме того, можно  выделить арендную, акционерную  (ОАО, ЗАО и пр.) и кооперативную  (строительные, жилищные и другие  кооперативы) формы.

Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:

1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;

2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;

3) крупными – 300 и более рабочих.

Данная классификация  приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.

2. Специализация,  кооперирование, комбинирование и  концентрация производства

Специализация – это процесс увеличения числа самостоятельных звеньев на основе общественного разделения труда, при котором происходит формирование новых отраслей, новых предприятий, видов и подвидов производств. Существует три вида специализации:

1) предметная, когда  предприятия специализируются на  изготовлении отдельного продукта, готового товара или услуги;

2) подетальная специализация – характерна для производств отдельной части продукта, его детали;

3) технологическая  (стадийная) специализация, характерная  преимущественно для прядильных  и ткацких фабрик.

Кооперирование представляет собой форму длительных производственных связей между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями, отраслями, которые совместно изготавливают тот или иной продукт. Иными словами, кооперирование – это агрегирование, объединение, представление нескольких предприятий. Кооперирование может быть представлено в трех формах.

1. Предметная форма  (или агрегатная) проявляется в  том случае, когда одно предприятие  поставляет другому какие-либо  крупные детали или части готового  продукта. Например, для машиностроения  это могут быть электромоторы.

2. Подетальное кооперирование имеет место тогда, когда с одного на другое предприятие поставляются более мелкие детали (стекла, коврики для машин).

3. Технологическая  форма характеризуется поставкой  заготовок (литья, пряжи, штамповки  и пр.).

Комбинирование – технологическое сочетание разнородных взаимосвязанных производств в одной или разных отраслях промышленности в рамках одного предприятия-комбината. Существуют следующие виды комбинирования:

1) вертикальное. В  этом случае происходит объединение  последовательных стадий производства (например, добыча и переработка  исходного сырья);

2) горизонтальное  комбинирование – это объединение  предприятий на основании комплексного  использования сырья. Например, одно  и то же сырье может находиться  в производстве сразу на нескольких  предприятиях.

Концентрация  производства представляет собой сосредоточение производственной деятельности на ряде укрупненных объектов. Процесс концентрации может идти по двум взаимоисключающим направлениям.

1. Абсолютная концентрация, или укрупнение размеров того или иного предприятия (например, посредством слияний и поглощений). С экономической точки зрения концентрация специализированного производства (т. е. однородных по специализации предприятий) очень выгодна, поскольку сосредотачивает и увеличивает размер капитала, обеспечивает более высокую эффективность предприятия в целом, повышает возможность внедрения новейших технологий, а также способствует распределению и снижению рисков. Таким образом, абсолютная концентрация характеризует непосредственно сам размер предприятий.

2. Относительная концентрация, т. е. увеличение удельного веса (в процентном соотношении) наиболее крупных предприятий в общем объеме выпуска отдельной отрасли или экономики в целом.

Следовательно, уровень  концентрации определяют непосредственно  объем выпуска продукции и  удельный вес продукции крупных  предприятий. Концентрация в промышленности и степень ее эффективности определяются непосредственно уровнем использования  факторов производства.

Процесс концентрации находится в прямой зависимости  от потребительского спроса и его  изменчивости. Под влиянием роста  потребностей и освоения научно-технического прогресса происходит интенсивное  развитие процесса концентрации.

Информация о работе Курс лекций по "Теория организации"