Курс лекций по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции

Файлы: 1 файл

Лекции Теория организации.docx

— 258.74 Кб (Скачать файл)

5. Унитарные предприятия в зависимости от уровня государственной собственности делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Такие предприятия имеют собственника только в лице государства или органов местного самоуправления, их имущество неделимо. Однако существует возможность перехода государственного предприятия в частные руки путем процесса приватизации.

6. Предприятия общественных организаций выполняют социальную функцию. Они создаются непосредственно для удовлетворения социальных потребностей масс, выражения их интересов. Поэтому такие организации работают не для получения прибыли, а на благотворительных началах (например, Всероссийское общество слепых, благотворительные общества и др.).

5. Внутренняя  среда предприятия

Внутренняя  среда организации – совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.

К элементам внутренней среды можно отнести цели и  задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную  культуру.

Особое место  во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень образования  и квалификации, опыт работы, образ  мышления, мотивация и преданность  определяют конечный результат работы организации.

Как известно, основным фактором производства и ресурсом в  организации является труд сам по себе.

Рабочая сила, т. е. работники, осуществляющие трудовую деятельность, являются основой деятельности всей организации. Персонал и его отношения  определяют социальную подсистему организации.

Производственно-техническая  подсистема включает в себя совокупность основных фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, которые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт. Главной составляющей производственной подсистемы является электроэнергия: она обеспечивает работу оборудования и служит единственным источником освещения. Свет – одно из необходимых условий для успешного выполнения работы. Элементами, характеризующими данную подсистему, являются:

1) используемые технологии. Для того чтобы эффективно развиваться, организация должна регулярно осваивать последние достижения науки и техники, внедрять на производство новые технологии;

2) производительность труда — качественная характеристика затрат труда и показатель их эффективности. Чем выше данный показатель, тем лучше функционирует организация;

3) издержки производства – совокупные расходы предприятия как на покупку необходимых ресурсов и оборудования, так и на оплату труда работников (заработную плату, премии). Кроме того, к издержкам также относят налоговые отчисления;

4) качество продукции – совокупность свойств, делающих ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Данный показатель непосредственно зависит от качества исходного сырья, способов его обработки и квалификации работников. Качество товара – фактор конкурентоспособности организации на рынке;

5) объем запасов на предприятии – необходим для непредвиденного доизготовления продукта, когда спрос на него значительно превышает предложение.

Финансовая  подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема получила свое развитие в рыночной экономике (от англ. market– «рынок»). Данная подсистема призвана устанавливать связи организации с рынком: удовлетворение потребностей клиентов, создание системы сбыта и эффективной рекламы.

Таким образом, внутренняя среда организации – это совокупность подсистем, которые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность организации.

6. Внешняя  среда предприятия

Внешняя среда – совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее изучение позволяет организации перестраивать свою внутреннюю структуру, приспосабливается к меняющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность функционирования и конкурентоспособность.

Например, при изменении  структуры потребительских предпочтений или совершенствовании технологий организация получает импульс и  начинает меняться.

Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия  включает следующие элементы.

1. Потребители – это потенциальные покупатели и клиенты. Покупатели воздействуют на среду посредством изменения структуры спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. Производитель, соответственно, тоже может воздействовать на покупателя, предлагая новый уникальный продукт с совершенными характеристиками, улучшая качество сервисного обслуживания, наконец, снижая цены. Потребитель – субъект, определяющий развитие предприятия. Поэтому современные организации стремятся найти «своего» потребителя.

2. Конкуренты – фирмы, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Соперничество идет и за долю на рынке, и за потребителя, за его «рубль». Сложилось мнение, что конкуренты лишь соперники. Однако в современных условиях, при высокой неопределенности внешней среды только сотрудничество с конкурентами позволяет адаптироваться к среде и достигнуть поставленной цели.

3. Поставщики как собственники материальных и природных ресурсов могут напрямую воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, чтобы ресурсы были доставлены в срок и в достаточном количестве. Поставщики в этих условиях, подобно монополисту, могут неоправданно завысить цены на ресурсы. Таким образом, поддержание «дружественных» отношений с поставщиками – один из элементов маркетинговой политики.

4. Рынок труда. Изучение рынка труда позволяет организации определить для себя контингент рабочих, обладающих определенными трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества).

Среда косвенного воздействия (или макросреда) представлена следующими факторами.

1. Экономические факторы — состояние экономики страны в целом на данный момент времени. Экономическая ситуация может быть описана множеством факторов, таких как занятость, безработица, темп инфляции, процентные ставки, валютный курс. Все это влияет на уровень жизни, платежеспособность, прибыльность, уровень цен.

2. Социокультурные факторы — привычки, традиции, нормы потребителей, в соответствии с которыми они осуществляют свои потребительские расходы.

3. Технологические факторы подразумевают изменения в технологиях, нововведения, которые позволяют организации модернизировать либо переориентировать производство.

4. Международный фактор также играет важную роль для планирования деятельности. Фирма может использовать ресурсы и материалы другой страны, применить иностранную технологию.

7. Корпоративная  культура

Корпоративная культура – это элемент внутренней организации, совокупность основных ценностей, норм, традиций и стандартов поведения, которые разделяются всеми людьми в организации и определяют приемлемое и неприемлемое поведение в организации. При анализе исследований корпоративной культуры выделяют следующие уровни.

1. Видимый (внешний) включает все видимые элементы (например, архитектура, оборудование, внешний вид персонала, лозунги и т. д.).

2. Глубинный (невидимый)  уровень вызывает трудности при  исследовании. К нему относят  ценности и нормы, которые можно  определить только по поведению  сотрудников.

В современных организациях корпоративная культура призвана выполнять следующие функции:

1) создание имиджа  организации, что делает ее  не похожей на другие;

2) формирование сплоченности  персонала, воспитание чувства  общности, единства, уважения и взаимной  поддержки;

3) усиление социальной  стабильности в организации;

4) вовлечение работников  в дела организации;

5) формирование норм  и образцов поведения, которые  приемлимы конкретно для данной организации.

Выделяют десять элементов корпоративной культуры, которые позволяют проанализировать ее.

1. Осознание работниками  себя и своей роли. В разных  организациях по-разному относятся  к персоналу. В одних – руководители  всячески подчеркивают значимость  сотрудника, относятся к нему, как  к профессионалу, ценному работнику,  коллеге, который обладает богатым  творческим потенциалом и знаниями. В других же, наоборот, работник  – средство достижения цели, исполнитель  распоряжений руководителя.

2. Наличие коммуникационной системы, т. е. использование устных и письменных средств общения, существование как вертикальных (руководитель – подчиненный), так и горизонтальных (коммуникации между сотрудниками, подразделениями организации) коммуникационных связей.

3. Внешний вид  персонала: деловой стиль, спецодежда, униформа, косметика и др. Каждый  сотрудник в соответствии с  этим обязан выглядеть именно  так, как это позволяют сложившиеся  в организации нормы.

4. Организация питания:  есть ли на предприятии буфет,  какова продолжительность обеденного  перерыва.

5. Использование  времени, т. е. каков распорядок  рабочего дня, на сколько можно опоздать, можно ли делать перерывы в работе.

6. Отношения между  рабочими, охарактеризованные по  полу, возрасту, статусу. Также сюда  относят степень конфликтности  и формализации отношений.

7. Ценности и нормы,  относительно которых строится  внутренняя среда (стандарты поведения,  корпоративные вечеринки и др.).

8. Вера во что-то, например в руководство, успех, справедливость, собственные силы.

9. Развитие работника  подразумевает наличие в организации  системы профориентации, управления  карьерой работника и повышения  квалификации.

10. Трудовая этика:  проектирование работы, содержание  рабочего места, качество работы  и система вознаграждения.

На основании  вышеперечисленных элементов культуры можно судить о структуре самой  организации в целом, ее порядке, традициях и нормах, а также  о принципах деятельности.

8. Стратегия  управления предприятием

В экономике любой  страны предприятия служат для производства товаров и услуг, которые затем  поставляются на рынок и потребляются домашними хозяйствами и иными  экономическими субъектами. В плановой экономике предприятия выполняли  государственные заказы и были целиком  и полностью подчинены центру. Сегодня в условиях рыночной экономики  предприятия – обособленные хозяйственные  единицы, подчиняющиеся на внешнем  уровне только законам рынка, а на внутреннем – административным органам.

Производственная  деятельность и ее результаты, успешность организации в целом зависят  не только от условий производства (ресурсов, факторов производства, производственных фондов), но и от руководства предприятия, степени грамотности в принятии решений, от типа ответственности и  целей деятельности.

Изначально во главе  предприятия стоял один или группа собственников, которые осуществляли контроль и принимали решения. В  рыночной экономике внешняя среда  крайне динамична, появляется множество  проблем, которые организация должна решить: постановка целей, миссии, стратегическое планирование и др. Так появились  менеджеры – физические лица, выполняющие  функцию управления от имени владельца  организации. Иными словами, менеджер – это представитель руководителя в своем подразделении или  отделе. Таким образом, предприятие  делится на несколько бизнес-единиц в соответствии с их производственным назначением (отдел по рекламе, по работе с персоналом, отдел кадров, отдел стратегического планирования и т. д.). Во главе каждого подразделения стоит менеджер. Его работа связана с решением тактических задач, таким образом, внимание руководства освобождается для решения более важных стратегических задач. Менеджеры ставят перед собой конкретные задачи, достижение которых в совокупности очень важно для нормального функционирования и прогрессивного развития предприятия. Менеджер планирует деятельность подразделения в соответствии с динамикой внешней среды, степенью ее неопределенности и риска. С появлением менеджмента процесс управления и контроля стал значительно проще. Кроме того, менеджер как «доверенное лицо» руководителя не только осуществляет контроль, но и выявляет истинные проблемы, которые необходимо решить для успешной деятельности организации.

Таким образом, основными задачами менеджмента являются:

Информация о работе Курс лекций по "Теория организации"