Эволюция теории организации как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, а возможно, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.

Содержание работы

Введение
1. Развитие теории организации
1.1. Классическая теория организации
1.2. Поведенческая теория
1.3. Современные подходы теории организаций
1.4. Вывод
2. Эволюционный подход теории организации
2.1. Среда функционирования организации
2.2. Эволюционная теория организации
2.3. Старые законы организации
2.4. Новые законы организации
2.5. Типологизация
2.6. Методы управления организациями
2.7. Размер организации
2.8. Вывод
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Эволюция теории организации как науки.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Закон развития. Формирование, рождение и развитие организма неизбежно сменяется зрелостью, старостью и смертью. Аминь.

Можно ли на основе вышеописанных  законов построить хоть какую-нибудь стройную систему? Конечно, нет. Эти  утверждения настолько примитивны и фрагментарны, что не могут повлечь за собой никаких практически применимых выводов. Теории организации требуется новый свод законов, который точно бы отражал весь процесс их прошлого развития и позволял бы делать выводы относительно будущего.

2.4. Новые законы организации

Используя основные положения  теории эволюции, сформулируем основные закономерности организационного развития, которые могут лечь в основу новой  теории.

Закон эволюции. Современные формы организаций сформировались в результате эволюции под влиянием факторов окружающей среды и происходят от первобытного человеческого стада.

Как уже отмечалось, основным фактором окружающей среды является конкуренция за ресурсы.

Закон разнообразия. Разнообразие форм организаций обусловлено различием условий их функционирования.

Не существует единственно  оптимальной структуры организации. В каждой отрасли, в каждом сегменте, под влиянием совокупности факторов рынка существует своя максимально  эффективная форма организации. Очевидно, что эффективные частные, государственные и общественные организации имеют существенно отличающуюся структуру.

Закон полезных качеств. Полезные качества (цели) организаций, приобретенные ими в результате эволюции, являются их конкурентными преимуществами в борьбе за необходимые ресурсы.

Для коммерческих организаций  такими качествами являются:

- стремление  к росту доходов;

- стремление  к росту числа занятых;

- стремление  к росту доли рынка;

- стремление  к научению (копирование лучшего  опыта других организаций);

- инновационность  (поиск и апробация нестандартных  решений).

Закон оценки. Позитивными, в эволюционном плане, являются только те действия организации, которые ведут к увеличению срока ее жизни.

Данный закон помогает дать однозначную оценку любым действиям организации. При всей своей простоте, он не всегда является очевидным. Нельзя назвать то или иное действие правильным, на основе того, что так учит чей-то опыт или по причине его выгодности какой-либо группе. Единственным критерием позитивного действия является позитивный результат.

Вышеописанные положения  вряд ли можно считать полноценным  сводом законов. Очевидно, что их формулировка требует более детального и основательного подхода. Но даже в таком виде они  представляются полезным инструментом в изучении организационного строения.

2.5. Типологизация

Говоря о разнообразии форм современных организаций, неизбежно  встает вопрос об их типологизации  для выявления общих свойств  и закономерностей различных  видов. В основу типологии должно быть поставлено видообразование под действием факторов изменчивости и изоляции. В корне дерева эволюции следует расположить первобытное стадо, а его основными ветвями станут коммерческие, государственные, общественные организации и политические партии.

Формат настоящей работы не позволяет провести детального изучения различных типов организации и их размещение на дереве эволюции, тем не менее стоит перечислить основные методы отнесения организации к той или иной ветви.

Исторический  метод. Исследователь должен проследить, кем было основано новое организационное направление, и построить генеалогическое дерево развития.

Метод анализа  структуры. Анализ и сравнение структур организаций в различных отраслях позволит получить дополнительный критерий для отнесения организации к тому или иному виду.

Метод анализа  среды. Поскольку форма организации зависит от окружающей среды, одним из методов типологизации может стать анализ используемых ресурсов. Значительно различающаяся ресурсная база будет основой деления на крупные ветви, а незначительно - на виды и подвиды.

Все три метода должны использоваться одновременно для исключения ошибок и построения стройной картины.

В практическом плане построение типологии может открыть новые  закономерности в структуре организации, а также показать место и значение различных организационных форм в истории общества.

2.6 Методы  управления организациями

При всем многообразии организационных  форм, сложился ограниченный универсальный  набор методов управления процессами в организации. Причем сложность  методов управления возрастает с усложнением организационного устройства. Проводя аналогию с животным миром, можно заметить, что амеба обладает лишь набором химических реакций, муравью уже необходим набор безусловных рефлексов, а человеку свойственна сложная мозговая деятельность. Тем не менее, основные механизмы нервной деятельности схожи у большинства видов.

Поскольку организации приходится решать задачи по получению доступа  к нескольким ресурсам одновременно, то и построение системы управления должно отталкиваться от нескольких главных целей. Согласно закону полезных качеств можно разделить систему управления современной коммерческой организацией на пять подсистем:

- управление  процессами

- управление  персоналом

- управление  маркетингом

- управление  научением

- управление  инновациями.

Каждая из этих подсистем  рассматривается в отдельных  дисциплинах, они достаточно хорошо описаны и систематизированы. Первые три подсистемы отвечают за нормальное функционирование организации, а последние  две - за функцию изменчивости и адаптацию к переменам внешней среды. Структура компании должна обеспечивать надежное выполнение всех пяти задач управления.

Бесполезным занятием являются попытки теоретического построения структуры идеальной организации. Сложность и многообразие внутренних и внешних факторов не дают возможности провести сколь-нибудь точный анализ. Руководителям, стремящимся дать новый импульс организации стоит исследовать то, насколько хорошо их компания выполняет свои пять основных задач, и попытаться усовершенствовать систему управления, внедряя новые методы и руководствуясь Законом оценки.

В этих условиях задачей  теории организации и других управленческих наук является фиксация и изучение существующих методов управления с  целью выдачи практических рекомендаций менеджерам предприятий.

2.7 Размер  организации

Как уже было отмечено, стремление организации к росту является качеством, обеспечивающем конкурентоспособность  организации. "Плоха та пельменная, которая не мечтает стать Макдональдсом" - так можно перефразировать известную пословицу. Но все ли организации стремятся к росту и что бывает, когда этот рост заканчивается?

Очевидно, что стремление к росту организации является основной причиной ее самосовершенствования, ее движущей силой. Организации, не заинтересованные в росте, находятся в состоянии стагнации, и неизбежно будут вытеснены более активными, а значит и более эффективными игроками. Поэтому, отсутствие роста показателей компании является верным признаком начала ее кончины.

Максимальный размер организации всегда ограничен факторами ее рыночного сегмента. В некоторых отраслях, например в банковской, компании дорастают до уровня транснациональных корпораций, а в некоторых, например в бытовом сервисе - остаются на уровне семейного предприятия.

Иногда стремление к росту организации является вредным и контрпродуктивным. Это случается, когда рост организации происходит неравномерно. Например, если рост количества сотрудников не сопровождается ростом выпуска или спроса. В практическом виде это выражается в стремлении каждого начальника увеличить количество подчиненных, даже если они не обеспечены реальной (востребованной потребителями) работой. Такой процесс особенно ярко проявляется в государственных организациях и в крупных международных корпорациях.

2.8 Вывод

Выдвинутая гипотеза о  сущности эволюционного развития организации  дает возможность сформулировать новые  законы организации, основанные на историческом опыте и общефилософском принципе борьбы за существование.

В отличие от классических законов организации, новые законы имеют гораздо большую практическую значимость и позволяют логично увязать различные подходы и методы теории управления и многих управленческих наук.

На основе эволюционного  подхода можно составить новую  типологию организаций, которая  поможет однозначно отнести ту или иную организацию к какому-либо виду, а также отследить общие признаки и характеристики видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей работе удалось, проведя обзор существующих учений о теории организации, и оттолкнувшись  от базовых принципов функционирования организации, разработать новый подход. Этот подход не просто фиксирует состояние системы управления в текущий момент, и не является очередным методом решения конкретных проблем, а представляет собой комплексную теорию, с помощью которой можно исследовать как исторические факты, так и делать прогнозы развития.

Аналогично тому, как эволюционная теория Дарвина легла в основу современной биологии, зоологии и  генетики, эволюционная теория организации  может стать основой всех управленческих наук. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития организации, органично соединяет различные направления современных теорий управления.

Очевидно, что для оформления теории необходимо провести большую научную работу: отшлифовать понятия, вывести новые законы, подготовить типологию и сопоставить полученные данные с другими дисциплинами. Важно также определить факторы выживания для организаций различных типов, таких как государственный, общественный и религиозный. Необходимо описать организации общественно полезные и организации - паразиты, эволюционное значение и способы борьбы с последними. Настоящая работа не претендует на полноту и научную достоверность освещения всех этих вопросов, она должна послужить лишь первым шагом, толчком к дальнейшим исследованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Латфуллин  Г.Р., Райченко А.В. Теория организации:  Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.

2. Колесников  С.И. Общая биология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

3. Лафта Дж.К.  Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005

4. Менеджмент. - М.: Олимп-бизнес, 1999

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы  менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2000

6. Бодди Д., Пэйтон  Р. Основы менеджмента: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1999

7. Туровец О.Г., Родионова В.Н., Теория организации:  учеб. пособие. - М.:Инфра-М, 2004

8. Коэн А.Р. (ред)  Курс МВА по менеджменту: Пер  с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004

9. Фаэй Л., Рэнделл  Р. (ред) Курс МВА по стратегическому менеджменту: Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004

 


Информация о работе Эволюция теории организации как науки