Эволюция теории организации как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, а возможно, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.

Содержание работы

Введение
1. Развитие теории организации
1.1. Классическая теория организации
1.2. Поведенческая теория
1.3. Современные подходы теории организаций
1.4. Вывод
2. Эволюционный подход теории организации
2.1. Среда функционирования организации
2.2. Эволюционная теория организации
2.3. Старые законы организации
2.4. Новые законы организации
2.5. Типологизация
2.6. Методы управления организациями
2.7. Размер организации
2.8. Вывод
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Эволюция теории организации как науки.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Основные объекты предложения  и спроса на рынках капитала, трудовых ресурсов и потребителей, можно представить в таблицы 1:

Таблица 1

Рынок

Предложение

Спрос

Организация

капитал

инвестиции, займы

проценты, дивиденды, рост капитализации

структура

трудовые ресурсы

работа

вознаграждение,

общение, обучение, уважение, самореализация

мотивация

потребители

запросы

ценность

маркетинг


Рынок капитала предлагает инвестиции в основной капитал и  займы в обмен на доходность выше среднерыночной, или хотя бы перспективы  получения такой доходности в  перспективе. Для обеспечения максимальной прибыльности, организация должна выстроить эффективную и производительную структуру, разработать оптимальный технологический процесс и осуществлять рациональное управление финансами. Показателем конкурентоспособности на рынке капитала всегда является низкая себестоимость продукции и высокая доходность операций.

Рынок трудовых ресурсов предлагает организациям выполнение различных  работ. Здесь важно разделять  понятия "работник" и "работа", ведь одно и то же количество сотрудников  может осуществлять разное количество работы, в зависимости от квалификации, мотивированности или физического состояния. Можно сказать, что работа предоставляется в обмен на некое количество мотивирующих факторов, приносящих удовлетворение сотрудникам. Пытаясь быть конкурентоспособными на рынке труда, организации разрабатывают различные схемы поощрения персонала, как материальные так и нематериальные. Фактически, это та функция организации, которая сейчас называется Human Resource Management - управление людскими ресурсами.

Рынок потребителей представляет собой основную арену действий любой организации. Рынок предоставляет запросы потребителей, подкрепленные денежными средствами, в обмен на товары и услуги, предоставляющие для потребителя как можно более высокую ценность. Для завоевания рынка компании реализуют маркетинговые программы, определяющие и реализующие реальные потребности клиентов, путем разработки новых и повышения ценности существующих товаров и услуг.

Очевидно, что кроме описанных, на организацию действуют и другие факторы конкуренции окружающей среды, такие как борьба за основные средства, природные ресурсы, государственные преференции и другие. Так конкуренция за природные ресурсы послужила основой для развития экологического менеджмента, а за государственные преференции - основой создания служб по GR (goverment relations - отношения с государством). Возможно, по мере роста конкуренции и усиления борьбы за выживание, наличие этих ресурсов будет в большей степени определять жизнеспособность той или иной организации.

Необходимо выделить вырожденные  случаи, значительно меняющие принципы функционирования организации: в семейном бизнесе все сотрудники часто являются акционерами, в потребительских кооперативах и ассоциациях потребители являются учредителями, а в государственных организациях капиталисты, как таковые отсутствуют.

Условия внешней среды  заметно отличаются для разных видов  деятельности. Под их влиянием формируется  структура организации, ее оптимальный  размер, механизмы управления и мотивации, комплекс маркетинга. В процессе конкуренции  выживают наиболее эффективные формы управления, которые можно подразделить по вышеописанным признакам на роды и виды. В связи с этим бесполезно рассуждать о том, какие формы организационного устройства являются наиболее прогрессивными, следует лишь говорить, что та или иная форма наиболее приспособлена к конкретным условиям рынка.

2.2 Эволюционная  теория организации

Классическая теория организации  рассматривает организацию как  статический объект, который должен быть приведен к некой идеальной  форме. В современных теориях факторы окружающей среды хотя и признаются изменяющимися, но эти изменения рассматриваются как некое однократное явление, требующее разовой реакции адаптации.

Суть эволюционного подхода  заключается в признании факторов изменяющейся окружающейся среды основной движущей силой развития и изменения организации. Причем основным фактором является конкуренция за ресурсы между самими организациями. Устанавливается тесная взаимосвязь между объектом и средой, причем объект преобразуется для выживания в условиях изменяющейся среды, а среда изменяется в связи с преобразованием объектов.

Таким образом, в теории эволюции характер изменений объекта является вынужденным, а сама изменчивость обеспечивается методом естественного отбора.

Выдвинем гипотезу об эволюционном характере развития организации и попытаемся определить основные термины эволюционного развития с точки зрения мира организаций.

Гипотеза.

Законы эволюции фундаментальны и могут быть применены к миру организаций в той же степени, что и к органическому миру.

Для подтверждения или  опровержения данного утверждения  необходимо сформировать понятийный аппарат, который позволил бы провести параллель  между организмами и организациями.

 

 

Таблица 2

Эволюция организмов

Эволюция организаций

особь, организм

организация

орган

отдел

ресурсы: вода, пища, территория и т.д.

ресурсы: капитал, труд, потребители и т. д.

смерть

банкротство, распад, закрытие

окружающая  среда

рынок

вид

отрасль

популяция

сегмент рынка - группа организаций, действующих на одном рынке

внутривидовая борьба

внутриотраслевая  конкуренция

межвидовая  борьба

межотраслевая конкуренция

размножение делением

разделение, выделение  части в самостоятельную организацию

половое размножение

заимствование опыта организаций-родителей


Основным отличием организации от организма в критериях эволюции является характер заимствования свойств у родителей. Если организм наследует свойства от двух родителей и только в момент оплодотворения, то организация может заимствовать свойства любого количества родителей и на протяжении всей своей жизни. Благодаря этой особенности эволюция общественных отношений проходит в значительно более сжатые сроки.

Итак, перечислим основные положения  современной синтетической теории эволюции в терминах мира организаций:

Факторы эволюции:

- изменчивость - возникновение у организаций  новых свойств в результате  случайных процессов или в  результате заимствования различных  свойств у родителей;

- популяционные  волны - периодические и непериодические  колебания численности сегмента  рынка;

- изоляция сегмента - возникновение разнообразных факторов, ограничивающих свободное заимствование  свойств извне;

- естественный  отбор - процесс, в результате  которого выживают и передают  свой опыт преимущественно организации  с полезными свойствами.

Результаты эволюции:

- повышение  приспособленности организаций  к условиям среды;

- повышение  уровня сложности организаций;

- увеличение  многообразия организаций.

Естественный отбор является основным фактором эволюции. Различают  три основные формы естественного отбора:

- стабилизирующий,  при котором под действием  относительно постоянных условиях  окружающей среды уменьшается  изменчивость средней величины  свойства. Например если некий  товар может быть доставлен  из Владивостока в Москву авиационным,  морским или железнодорожным фактором, то при неизменности условий доставки и требований потребителей, общепринятой станет доставка только одним из способов.

- движущий, при  котором средняя величина свойства  изменяется под действием изменившихся  условий. Например, при изменении скорости и времени доставки морским транспортом, компании могут переключиться на железнодорожную доставку.

- разрывающий,  при котором сохраняются изменения,  имеющие противоположные отклонения  от средней величины свойства. Например, часть компаний могут переключиться на авиационный транспорт для ускорения доставки, а часть на морской для уменьшения стоимости.

Именно под действием  эволюционных факторов формы организации  труда претерпели столь значительные изменения, пройдя путь от первобытной  общины до современного общества. При этом организационные формы на каждом этапе строго соответствовали уровню развития общества. С одной стороны это доказывает, что современное разделение труда было недостижимо еще сто лет назад, а с другой - делает вероятным конец века транснациональных корпораций с появлением каких-либо новых факторов в обществе.

2.3 Старые  законы организации

Попробуем проанализировать общепринятые законы строения, функционирования и развития организаций с точки  зрения теории эволюции. Необходимо отметить, что эти законы формулируются разными авторами по-разному, что само по себе ставит под сомнение их фундаментальность и законченность. Ниже приводятся законы организации в формулировке Латфуллина и Райченко.

Закон синергии. Потенциал  организации больше суммы потенциалов ее составляющих.

Закон формации. Форма организации  определяется строением ее связей.

Закон композиции. Цель частного является подцелью общего.

Закон соответствия. Свойства организации соответствуют качествам  ее составляющих.

Закон информатизации. Уровень  организации определяется уровнем  информатизации.

Закон самосохранения. Любая  организация приоритетно стремится  к самосохранению.

Закон единства. Единство анализа  и синтеза обусловлено объективно.

Закон итерации. Чем больше составляющих, тем сложнее организация.

Закон развития. Возникновение, становление и развитие организации  неизбежно сменяется стагнацией, распадом и ликвидацией, составляющими  ее жизненный цикл.

Если применить эти  законы к эволюции живых организмов, то получится система верных, но несколько примитивных и односторонних высказываний:

Закон синергии. Возможности целого организма больше суммы возможностей его органов. Очевидно, что органы просто не могут существовать и функционировать по отдельности. Но и части организации тоже не могут работать друг без друга. Невозможно представить изолированно работающую бухгалтерию или отдел закупок.

Закон формации. Форма функционирования организма определяется строением связей между его органами. Речь идет о значимости связей между различными органами для организма. Стоит ли формулировать важность того, что у человека руки приделаны к плечам, а ноги к тазу?

Закон композиции. Цель частного является подцелью общего. Очевидно, что цель любого действия организма является частью какой-либо глобальной цели. Причем таких глобальных целей, как у организма, так и у организации может быть несколько.

Закон соответствия. Свойства организма зависят от уровня развития его органов. Лев отличается от мышки именно уровнем развития отдельных органов, это факт.

Закон информатизации. Уровень развитости организма определяется уровнем развитости его системы обработки информации. Наличие нервной системы и развитость мозга, несомненно, ставят организм на более высокий уровень.

Закон самосохранения. Любой организм приоритетно стремится к самосохранению. Ключевое слово здесь "приоритетно", поскольку это утверждение не всегда верно, как в отношении организмов, так и в отношении организаций.

Закон единства. Единство анализа и синтеза обусловлено объективно. Особенно если анализ и синтез применяются к единому объекту. Формулировка единства (причем "объективного"!) основных логических методов поражает своей очевидной бессмысленностью.

Закон итерации. Чем больше в организме органов, тем он сложнее. Без комментариев.

Информация о работе Эволюция теории организации как науки