Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, по общему уровню текущей конкурентоспособности заметно выделяется Краснодарский край (интегральный индекс - 0,410). Также выше среднероссийского значение указанного интегрального индекса в Волгоградской области (0,379). Более низкий уровень конкурентоспособности экономики (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республике Адыгея (0,342) и Республике Калмыкия (0,336).

При этом по основным компонентам текущей конкурентоспособности Южный федеральный округ пока заметно уступает показателям по Российской Федерации и большинству других федеральных округов. Так, уровень производительности труда в 2009 году составил по округу только 65 процентов от среднероссийского показателя, величина денежных доходов населения (с учетом уровня покупательной способности) - 79 процентов, среднедушевой объем частных инвестиций в основной капитал - 87 процентов, суммарный среднедушевой объем собственных бюджетных доходов регионов Южного федерального округа (с учетом уровня покупательной способности) - 65 процентов, величина экспорта на душу населения - лишь 29 процентов от соответствующего показателя по Российской Федерации.

В то же время относительно низкая доходность большинства предприятий округа обусловила существенное отставание Южного федерального округа по величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике (21,7 тыс. рублей против 62,1 тыс. рублей по России).

Для экономики округа в настоящий период характерен в целом низкий уровень инновационной активности, сводный индекс которой достигает не более 60 процентов от среднего показателя по Российской Федерации.

Дальнейший рост конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации, обеспечение их сильных конкурентных позиций в глобальной экономике на долгосрочную перспективу потребуют значительного наращивания экономического потенциала, формирования высокоэффективной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, осуществления последовательной диверсификации и инновационной модернизации хозяйственного комплекса округа, значительного повышения качества человеческого капитала.

 

2. Конкурентные  преимущества и ключевые проблемы  социально-экономического развития  Южного федерального округа

 

Возможности устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе определяются характером и полнотой использования всего комплекса его конкурентных преимуществ, благоприятных внутренних (региональных) и внешних (макроэкономических и внешнеэкономических) факторов экономического роста, а также возможностями преодоления имеющихся ограничений и решения ключевых проблем регионального развития.

Особое место в системе факторов регионального развития занимают территориально локализованные конкурентные преимущества Южного федерального округа, имеющие устойчивый характер и не зависящие от внешних условий.

К числу ключевых конкурентных преимуществ Южного федерального округа относятся:

наиболее благоприятные по сравнению с другими территориями Российской Федерации природно-климатические условия для жизнедеятельности людей;

сравнительно высокая миграционная привлекательность территории округа (прежде всего Краснодарского края) для экономически активного населения других регионов страны, в том числе высококвалифицированных кадров;

исключительно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение территории округа, определяемое его приграничным характером по отношению к стратегически важным для России государствам Кавказского макрорегиона, Украине и Казахстану, а также непосредственным выходом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

сравнительно развитая и продолжающая интенсивно развиваться транспортная инфраструктура, включающая в том числе широко разветвленную сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, портовую инфраструктуру (морской и речной транспорт), железнодорожные пути, аэропорты, трубопроводную сеть;

наличие на территории округа ряда развитых и развивающихся кластеров с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;

значительные размеры внутреннего (регионального) рынка, определяемые сравнительно высокой численностью и концентрацией населения;

относительно низкая стоимость рабочей силы;

высокий уровень обеспеченности округа местными строительными материалами.

На уровень конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав регионов ощутимое воздействие оказывает также весь комплекс внешних факторов, в том числе характер структурной и региональной политики Правительства Российской Федерации, темпы инфляции, валютный курс рубля, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, размер и стабильность тарифов на услуги естественных монополий, общий уровень либерализации экономики, состояние конъюнктуры на глобальных рынках товаров и услуг, наличие нетарифных ограничений во внешней торговле и т.д.

Вместе с тем на развитие Южного федерального округа и его регионов заметное влияние (прежде всего в краткосрочной и среднесрочной перспективе) будут оказывать также факторы, препятствующие устойчивому экономическому росту, среди которых следует выделить:

слабо диверсифицированную отраслевую структуру экономики;

сравнительно низкий уровень производительности труда в большинстве ключевых отраслей и секторов экономики;

крайне низкую степень инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности;

отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров;

сохраняющееся несоответствие профессионально-квалификационного состава рабочей силы и долгосрочных приоритетов развития округа;

значительные межрегиональные и межмуниципальные различия по степени экономической активности и уровню жизни населения;

относительно низкий уровень энергообеспеченности территории округа;

недостаточно развитая инженерная инфраструктура округа;

территориальная близость к районам с нестабильной социально-экономической ситуацией, повышенные угрозы террористической деятельности и межэтнических конфликтов.

Отмеченные проблемы социально-экономического развития округа должны быть в основном решены в среднесрочной перспективе, преимущественно на базе использования различных механизмов государственно-частного партнерства, что позволит создать необходимую основу для реализации приоритетов инновационной модернизации экономики Южного федерального округа на долгосрочную перспективу.

 

 

3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития  Южного федерального округа в  долгосрочной перспективе

 

Важнейший внешний вызов - угроза реализации стратегических приоритетов развития Южного федерального округа в прогнозный период обусловливается современными реалиями динамичного развития соседних стран Черноморского бассейна (прежде всего Турции) и рисками экономического отставания округа от соседних стран и регионов-лидеров. В условиях нарастающей глобализации указанные обстоятельства могут способствовать оттеснению южного региона страны на второстепенные позиции в экономическом пространстве Причерноморья.

Другой серьезный вызов связан с необходимостью радикальной модернизации в Южном федеральном округе аграрно-индустриального хозяйства, которое характеризуется низкой (даже по российским меркам) производительностью труда, слабой восприимчивостью к инновациям. По многим объективным причинам постиндустриальная трансформация экономики может столкнуться здесь с рядом специфических трудностей и, возможно, ее осуществление будет проходить в Южном федеральном округе медленнее, чем в других федеральных округах России.

Главный геополитический риск (наиболее существенная внешняя угроза безопасности) связан с близостью зон потенциальных конфликтов в Кавказском макрорегионе.

Важнейшая внутренняя угроза состоит в утрате былой привлекательности и престижности южнороссийских регионов для проживания. В новых условиях развития многие южнороссийские курорты оказались неконкурентоспособными, проигрывают по соотношению цены и качества турецким, хорватским, греческим и черногорским аналогам. Объективное позитивное действие природных факторов может быть нейтрализовано и даже аннулировано плохим состоянием социальной, досуговой, транспортной инфраструктуры.

Другая угроза заключается в продолжающемся оттоке профессиональных кадров из регионов Южного федерального округа. На фоне уменьшения трудоресурсного потенциала во многих соседних российских регионах и в государствах - участниках СНГ это может усилить кадровый дефицит на юге России и затруднить реализацию крупных проектов общероссийского масштаба на территории округа.

Еще одна угроза связана с неблагоприятной для местной экономики демографической структурой населения - доля детей и пенсионеров постоянно возрастает на фоне снижающейся доли трудоспособного населения. При более высокой, чем в России в целом, средней продолжительности жизни населения Южного федерального округа это означает постоянный рост демографической нагрузки на трудоспособное население, производительность труда которого невысока.

Монопрофильные города Южного федерального округа в прогнозный период могут столкнуться с угрозами растущей безработицы в случае кризиса базового предприятия и стать локальным очагом экономической депрессии.

При сохранении сложившегося воздействия антропогенного пресса на экосистемы Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна эффективность мероприятий по сохранению и воспроизводству водных биологических ресурсов, в том числе высокоценных запасов осетровых рыб, окажется на низком уровне.

Южные регионы России характеризуются более высокой долей теневой занятости, нелегальной миграцией, существенными размерами теневой экономики. Деструктивное воздействие теневого сектора может составить заметную угрозу национальной безопасности страны и личной безопасности ее граждан.

Стратегия ориентирована на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и институтов и направлена на противодействие потенциальным угрозам России в Черноморском и Каспийском бассейнах.

Уникальную возможность для развития территорий Южного федерального округа дает подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Для обеспечения максимального позитивного эффекта от зимней Олимпиады для Южного федерального округа необходимо трансформировать задачу создания конкурентоспособного всесезонного горного курорта мирового уровня в Краснодарском крае в сверхзадачу превращения Олимпийских игр-2014 в катализатор постиндустриальной трансформации и инновационной диверсификации экономики всего Южного федерального округа. С учетом опыта зарубежных стран на российском Черноморском побережье (на базе части олимпийских объектов) должны быть созданы новый технопарк и другие подобные объекты как форпосты новой экономики знания на юге России.

Огромный потенциал для инновационного развития округа заключен в развитии южнороссийских городских агломераций и кластеров, которые справедливо рассматриваются в качестве новых эффективных форм организации социально-экономического пространства страны. На сегодняшний день повсеместно в мире крупные городские агломерации являются авангардом экономики знания. Удержать местные квалифицированные кадры и привлечь новые таланты становится возможным только при обустройстве внутренней среды крупнейших южнороссийских городских агломераций, модернизации и развитии необходимой инфраструктуры.

Значительные возможности имеются в Южном федеральном округе в развитии конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, легкой промышленности, сфере туризма, производстве строительных материалов, логистическом комплексе, а также в новых направлениях в сфере информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий, фармацевтической промышленности, в развитии особых экономических зон туристско-рекреационного типа, игорных зон и др. В придании динамики и гибкости кластерным экономическим структурам огромную роль призваны сыграть фирмы малого и среднего бизнеса, предпринимательская энергия людей, которая всегда была характерна для населения южной России.

Создание новых промышленных районов, модернизация промышленных предприятий в старых индустриальных зонах Южного федерального округа обеспечат существенное повышение производительности труда в экономике и формирование тысяч новых высокоэффективных рабочих мест. Другие возможности могут быть связаны с переносом европейскими компаниями своих машиностроительных, текстильных производств в южнороссийские регионы.

Значительный потенциал для инновационного развития содержится во внешнеэкономическом, информационном, гуманитарном сотрудничестве Южного федерального округа с регионами Причерноморья и Средиземноморья.

Перспективное развитие Южного федерального округа определяется внешними (международными) и внутренними (национальными и местными) факторами и ограничениями. К заметным внешним ограничениям относится конъюнктура мировых рынков экспортной продукции, производимой в округе. Поскольку ни один южнороссийский товаропроизводитель не обладает на указанных рынках монопольной властью, поскольку он выступает на них как ценополучатель, не имея возможности существенным образом воздействовать на складывающуюся мировую конъюнктуру.

Специфическими внутренними ограничениями развития Южного федерального округа выступают неэффективная система профессионального образования, которая пока неспособна закрыть кадровые потребности ведущих строек и предприятий округа, значительный, выше среднероссийского уровня, износ основных фондов, недостаточный уровень развития объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, немногочисленность фирм, предоставляющих наукоемкие бизнес-услуги, и острый дефицит финансовых ресурсов банков и предприятий. Активы среднего южнороссийского банка и объемы инвестиций в основной капитал среднего южнороссийского предприятия существенно уступают аналогичным показателям по России.

 

4. Цели и стратегические  задачи долгосрочного развития

Южного федерального округа

 

Стратегической целью является превращение Южного федерального округа в прогнозном периоде в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и конструктивного российского влияния в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах, что предполагает:

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа