Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Многообразие природно-климатических условий и наличие различных типов рыбохозяйственных водоемов позволяют развивать в округе все секторы производства продукции в товарном рыбоводстве. С учетом наличия в округе большого количества малых водохранилищ и прудов руслового типа, а также благоприятных климатических условий для развития интегрированных форм рыбоводства можно прогнозировать широкое развитие рыбоводства в указанном регионе. За последние три года производство (выращивание) товарной рыбы и других водных биоресурсов увеличилось на 31 процент, или на 12,3 тыс. тонн по отношению к уровню 2007 года и составило 52,8 тыс. тонн.

В основе долгосрочного развития агропромышленного комплекса является развитие стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции в Южном федеральном округе в целях обеспечения экономического роста, повышения качества жизни сельского населения, достижения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Исходя из указанных целей задачами агропромышленного комплекса Южного федерального округа являются:

в сфере развития растениеводства:

восстановление плодородия почв за счет реконструкции и создания новых оросительных каналов, а также внесения удобрений;

внедрение передовых технологий в систему защиты растений от особо опасных вредителей, болезней и сорной растительности;

обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным посевным и посадочным материалом;

восстановление сети семеноводческих хозяйств и модернизация их материально-технической базы с уделением особого внимания созданию на территории округа высокотехнологичного центра по доработке семян технических и овощных культур, а также обеспечению его современным оборудованием;

обновление материально-технической базы действующих питомников по промышленному производству сертифицированного посадочного материала плодово-ягодных культур;

внедрение инновационных технологий в производство растениеводческой продукции;

создание условий для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе путем развития соответствующей инфраструктуры;

обеспечение доступа производителей продукции растениеводства к кредитным ресурсам;

в сфере развития животноводства и рыбоводства:

поддержка развития специализированного мясного скотоводства;

дальнейшее развитие мелкотоварного производства в отрасли;

для дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса - поддержка развития интегрированных форм рыбоводства;

в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности:

проведение технической и технологической модернизации существующих производственных мощностей и строительство новых;

повышение качества продукции, инновационной активности предприятий пищевой промышленности, освоение новых видов продуктов питания;

дальнейшее развитие направлений по освоению и производству диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания;

внедрение на предприятиях международных систем качества серий ИСО:9000 и ХАССП;

повышение степени переработки произведенной в округе сельскохозяйственной продукции;

создание агропромышленных кластеров, связывающих между собой поставщиков и переработчиков сельскохозяйственной продукции;

подготовка высококвалифицированных кадров.

С целью решения соответствующих задач развития пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо разработать целевые программы по развитию в регионах отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, связанных с производством социально значимых продуктов питания, а также разработать целевые программы по развитию в регионах производства столового и технического винограда, созданию и перевооружению производственных мощностей по его хранению и переработке.

В соответствии с инновационным сценарием развития предполагается выход агропромышленного комплекса Южного федерального округа в период до 2020 года на качественно новый технологический уровень производства, связанный с масштабным привлечением в отрасль инвестиционных средств, развитием инфраструктуры, формированием новых рынков и улучшением уровня жизни сельского населения.

Инновационный сценарий развития сельского хозяйства характеризуется постепенным переходом от экстенсивных форм ведения сельскохозяйственного производства к высокоинтенсивным технологиям. Для производителей Южного федерального округа открываются новые возможности освоения рынков на базе исследуемых и применяемых технологий производства из различного сельскохозяйственного сырья, технологий производства экологически чистых сельскохозяйственных культур, генно-инженерной технологии и др.

Решением задач по развитию сельского хозяйства, сельхозпереработки и инфраструктуры рынка продукции агропромышленного комплекса является продолжение реализации на территории округа мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», 
а также Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, в рамках которых осуществляются действия по следующим основным направлениям:

восстановление позиций агропромышленного комплекса округа, утраченных в 90-е годы (восстановление садов, виноградников и др.);

развитие рыночной и материально-технической инфраструктуры агропромышленного комплекса;

создание условий для производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, увеличение выпуска экспортной и импортозамещающей продукции и вытеснение импортной продукции;

ускоренное развитие животноводства (включая мероприятия по расширению доступности долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм));

совершенствование научного обеспечения агропромышленного комплекса и создание условий для внедрения новых технологий 
(в частности, внедрение передовых технологий в свиноводстве);

увеличение поставок племенного скота, техники и оборудования для животноводства по системе федерального лизинга;

стимулирование развития малых форм хозяйствования, реализация мероприятий по увеличению и удешевлению привлекаемых кредитных ресурсов личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Ввиду того, что ресурсов и номенклатуры продукции округа достаточно для создания полноценного рынка импортозамещающих продуктов питания, ускоренное развитие агропромышленного комплекса Южного федерального округа планируется путем формирования крупного территориального агропромышленного кластера.

В долгосрочной перспективе агропромышленный кластер будет наращивать свою конкурентоспособность на российском и международном рынках зерновых, мясных и молочных продуктов и ранних овощей,  развивая для этого не только сельское хозяйство, но и транспортную и торговую инфраструктуру.

 

3. Нефтегазовый комплекс

 

Нефтегазовый комплекс является развитым и диверсифицированным сектором экономики Южного федерального округа. Его потенциал составляют значительные ресурсы углеводородов (более 96 процентов из них сосредоточено в Астраханской области и на шельфе Северного Каспия), многочисленные добывающие и геолого-разведочные компании, их научно-исследовательские подразделения, постоянно расширяющаяся трубопроводная сеть, магистральные трубопроводы и портовая инфраструктура Черного моря, мощные нефте- и газоперерабатывающие заводы, газо- и нефтехимические предприятия. На долю крупнейшего в Европе Астраханского газоконденсатного месторождения приходится 81 процент выпускаемой в России и 10 процентов мировой выработки газовой серы.

Доля Южного федерального округа в общероссийской добыче нефти на современном этапе составляет всего около 1 процента (5,1 млн. тонн), природного газа - 2,6 процента (17,0 млрд. куб. метров), газового конденсата - 22,4 процента (3,3 млн. тонн), что не отвечает современным возможностям сырьевой базы. Степень разведанности начальных суммарных ресурсов нефти на территории округа оценивается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 33,8 процента, природного газа - 32,8 процента, газового конденсата - 30,7 процента, а с учетом шельфов Каспийского, Черного и Азовского морей эти показатели значительно меньше.

В сфере высоких технологий лидируют иностранные компании, обеспечивающие в Астраханской области и на шельфе Каспийского моря практически весь объем геофизических работ и поисково-разведочного бурения. Большинство инноваций в нефтегазовом комплексе связано с работами этих компаний (строительство горизонтальных скважин и боковых стволов, гидроразрывы пластов, сейсморазведка 3D и др.), а не с российскими недропользователями. Следствием этого является крайне низкий средний по Южному федеральному округу показатель извлечения нефти из недр - 12,4 процента (за исключением некоторых месторождений Краснодарского края и Республики Адыгея, где коэффициент извлечения достигает 31,4 процента).

Несмотря на наличие крупных нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических производств, доля Южного федерального округа в объемах нефтепереработки России также пока невелика (7,6 процента). Вместе с тем на большинстве нефтеперерабатывающих заводов Южного федерального округа осуществляются программы модернизации и расширения производства нефтепродуктов. Проектом генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года на нефтехимических комбинатах предусмотрено строительство мощных пиролизных установок и создание нефтегазохимических кластеров на юге Астраханской области.

Существует ряд объективных и субъективных препятствий для более интенсивной реализации нефтегазового потенциала Южного федерального округа:

выработанность значительной доли месторождений углеводородов, а также сокращение их подготовленных разведанных запасов в связи с недостаточным финансированием поисково-разведочных работ и программ параметрического бурения;

низкая инвестиционная привлекательность для крупных нефте- и газодобывающих компаний выработанных и мелких месторождений нефти и газа, отсутствие государственной поддержки (законодательной, налоговой, кредитной, инвестиционной, тарифной) малого и среднего бизнеса в разведке и эксплуатации этих месторождений;

отсутствие инновационных технологий в освоении ряда крупных месторождений газа и конденсата, в том числе при высоком содержании сероводорода и углекислого газа, что в значительной мере затрудняет и ограничивает рост добычи, а также отсутствие связи Астраханского центра газодобычи с Единой газотранспортной системой.

Динамичное развитие нефтегазового комплекса Южного федерального округа предусматривает решение следующих приоритетных задач:

привлечение инвестиций и передовых технологий в геологоразведку и разработку месторождений углеводородов;

разработка современных инновационных технологий эксплуатации многокомпонентных газоконденсатных месторождений с соблюдением действующих экологических норм;

развитие транспортной инфраструктуры для повышения эффективности экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, а также диверсификация направлений, объемов, способов и маршрутов поставок нефти, газа и нефтепродуктов на внутренние и внешние рынки;

освоение наиболее крупных месторождений углеводородов на шельфах Каспийского, Азовского и Черного морей;

ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь нефти, газа и конденсата на всех стадиях производства от добычи до переработки;

массовое внедрение новых технологий эксплуатационного бурения (строительство боковых стволов и горизонтальных скважин), скважинных операций по увеличению нефтеотдачи продуктивных горизонтов;

модернизация действующих и создание новых нефтеперерабатывающих и нефтегазохимических, в том числе пиролизных, производств для получения конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Наиболее привлекательными регионами для развития нефтегазового комплекса (с учетом реального потенциала добывающей, трубопроводной и нефтегазоперерабатывающей отраслей) являются Астраханская и Волгоградская области, Краснодарский край, а также Республика Калмыкия.

В ближайшие годы планируется расширение пропускной способности нефтепровода «Каспийский трубопроводный консорциум» (до 67 млн. тонн в год) и начало строительства по территории Южного федерального округа протяженного экспортного нефтепродуктопровода «Сызрань - Новороссийск» (пропускной способностью 12 млн. тонн в год) и экспортного газопровода «Южный поток» (пропускной способностью 63 млрд. куб. метров в год), что потребует подключения добычных мощностей недропользователей Астраханской области и шельфа Каспийского моря.

Эффективный механизм реализации стратегии развития нефтегазового комплекса Южного федерального округа включает:

создание благоприятных условий для деятельности малых и средних компаний, эксплуатирующих незначительные по запасам месторождения углеводородов, число которых в Южном федеральном округе очень велико, в частности путем введения значительных налоговых льгот на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на новых месторождениях с запасами до 5 млн. тонн;

стимулирование широкого применения технологии сайклинг-процесса при разработке месторождений в целях повышения коэффициента извлечения газового конденсата посредством установления нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении газа природного, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления в пределах 1 участка недр;

предоставление преференций компаниям, осваивающим углеводородные ресурсы шельфа (льготные ставки вывозной таможенной пошлины в отношении нефти, добытой на нефтеконденсатных месторождениях имени Ю.Корчагина и имени В.Филановского, снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых вплоть до 0 рублей для акваторий Азовского, Каспийского и Черного морей на определенный срок начальной разработки месторождений, снижение импортных пошлин на ввозимое высокоэффективное геолого-разведочное и промысловое оборудование и др.);

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа